Методология стратегического управления корпоративными образованиями на основе реализации коллективных конкурентных преимуществ (30.08.2011)

Автор: Горбунова Мария Лавровна

Указанные методические положения позволяют расширить набор контролируемых параметров деятельности предприятия на этапах планирования и контроля реализации инициативы коллективного преимущества.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические результаты исследования развивают методологические основы стратегического управления в отношении концептуализации и совершенствования инструментария планирования и реализации стратегий внешнего роста за счет формирования коллективного конкурентного преимущества. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования методологических положений, сформулированных в диссертации, в указанной области стратегического управления промышленными корпорациями и другими аналогичными хозяйствующими субъектами. Обоснованная диссертантом методология создания коллективного преимущества позволяет принимать управленческие решения, способствующие повышению их стратегической устойчивости.

Кроме того, отдельные обобщения, сделанные диссертантом, могут быть применены специалистами региональных органов государственной власти и местного самоуправления, торгово-промышленных палат, представителями различных предпринимательских объединений и ассоциаций при разработке программ промышленной политики на основе интеграционных процессов и кластеризации. Ряд положений, выводов и рекомендаций могут быть востребованы при разработке учебных курсов «Стратегическое планирование», «Стратегический менеджмент», «Международный менеджмент», «Экономика предприятия» и других, а также в системе переподготовки руководящих кадров и специалистов предприятий всех форм собственности.

Достоверность полученных научных результатов обеспечивается использованием в исследовании научных методов, полнотой проведенного анализа теоретических разработок, положительной оценкой на научных семинарах и конференциях, практической проверкой и внедрением результатов исследования машиностроительными корпорациями.

Апробация результатов исследования. Теоретико-методологические положения и основанные на них практические рекомендации по стратегическому управлению коллективным конкурентным преимуществом прошли апробацию и внедрены машиностроительными корпорациями Нижегородской области, в том числе ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», ОАО «Нижегородский машиностроительный завод» и другими. Научные результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс на экономическом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского при преподавании экономических дисциплин «Международный менеджмент», «Международная стратегия фирмы».

Основные положения и результаты исследования докладывались на:

Девятой международной научно-практической конференции «Исследование, разработка и применение высоких технологий в промышленности» (Санкт-Петербург, 2010 г.);

Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные аспекты экономики, менеджмента и инноваций» (Н. Новгород, 2010 г.);

Девятой международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук» (Новосибирск, 2010 г.);

Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов «Промышленное развитие России: проблемы, перспективы» (Н. Новгород, 2008 г.);

International Conference of the School of Economics and Business “Transitional Challenges of EU Integration and Globalization” (Sarajevo, Bosnia and Herzegovina, 2008) (Международной конференции школы экономики и бизнеса «Транзиционные вызовы европейской интеграции и глобализации» (Сараево, Босния и Герцеговина, 2008 г.);

II, III, IV, V, VI Международной научно-практической конференции «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект» (Н. Новгород, 2001, 2003, 2005, 2007 гг.);

научных семинарах на экономическом факультете Университета г. Павия (Павия, Италия, 2002, 2008 гг.).

По результатам исследования опубликовано 59 печатных работ (включая 3 монографии, 3 главы в монографических исследованиях) общим объемом 96 п.л., из них лично автором представлено 36,3 п.л. Одиннадцать работ диссертанта представлены в научных изданиях, включенных в перечень ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех разделов, содержащих 8 глав, заключения, приложения и списка литературы, насчитывающего 256 источников. Диссертация состоит из 264 страниц машинописного текста, 81 таблицы, 29 рисунков. Структура диссертации обусловлена логикой исследования проблемы, определена характером цели и задач исследования. Логику исследования отражает схема, приведенная ниже на рис. 1.

II. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОЛОЖЕНИЯ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Выявлены тенденции развития конкурентоспособности российских корпоративных образований, характерные для периода преодоления последствий мирового хозяйственного кризиса.

Рис. 1. Логика исследования

Феноменология современной конкуренции отражает ее возрастающую сложность: понятие конкурентоспособности соотносится в настоящее время с такими экономическими категориями, как продукция, предприятие, корпорация, организационная форма, кластер, отрасль, регион, страна, подразделяя конкурентные преимущества предприятий на внешние и внутренние. Концепция коллективной конкуренции отражает соперничество между группами предприятий и относится к мезоуровню внешней среды бизнеса.

С учетом незавершенности формирования рыночных институтов в российской экономике и сравнительно низкого уровня ее интернационализации, тенденции развития коллективной конкурентоспособности корпоративных образований обусловлены внутриэкономической конъюнктурой. Можно выделить три этапа развития внешних факторов конкурентоспособности корпоративных образований (см. табл. 1).

Таблица 1

Тенденции развития коллективных факторов конкурентоспособности

российских корпоративных образований

Период Характеристика Корпоративное строительство

1991–1998 гг. Трансформационный спад;

радикальная смена институциональной модели хозяйствования,

сокращение масштабов деятельности Внутрирегиональная интеграция бизнеса:

стабильное число национальных холдингов;

увеличение количества региональных бизнес-групп

1999–2008 гг. Обесценение рубля, рост ценовой конкурентоспособности продукции;

благоприятная конъюнктура для экспорта сырья;

расширение потребительского и производственного потенциала внутреннего рынка Интеграция бизнеса на национальном уровне:

волны отраслевой консолидации (в цветной, черной металлургии, нефтяной и нефтегазовой, табачной, пищевой отраслях и лесном комплексе) по схеме: рост конкурентоспособности отраслевых лидеров ? процессы слияний и поглощений ? формирование национальных холдингов с ориентацией на экспорт или импортозамещение;

в машиностроении в результате консолидации появились частные и государственные холдинги, затем среди лидеров отрасли появились новые корпоративные образования, созданные иностранными инвесторами

Окончание таблицы 1

Период Характеристика Корпоративное строительство

2009 – 2010 гг. Циклический спад на фоне мирового экономического кризиса;

продолжение транснационализации промышленного «ядра» российской экономики Актуализация международных сценариев взаимодействия корпораций:

дальнейшая транснационализация промышленного ядра – за счет двусторонней миграции капитала;


загрузка...