Методология стратегического управления корпоративными образованиями на основе реализации коллективных конкурентных преимуществ (30.08.2011)

Автор: Горбунова Мария Лавровна

разработать нормативную составляющую (особенности, принципы, условия) стратегического управления коллективным конкурентным преимуществом;

предложить методические подходы к выявлению заинтересованных сторон развития коллективного конкурентного преимущества на основе отношенческого подхода к анализу внешней среды;

предложить методические подходы к анализу систем коллективного конкурентного преимущества корпоративных образований в машиностроении;

разработать методологические подходы к оценке характеристик корпоративных образований, необходимых для создания систем коллективного конкурентного преимущества или участия в них;

модифицировать существующие и предложить новые инструменты стратегического управления коллективным конкурентным преимуществом;

адаптировать существующие и разработать новые показатели для системы поддержки принятия решений при формировании коллективного конкурентного преимущества.

Объектом исследования являются корпоративные образования машиностроительного комплекса.

Предметом исследования является совокупность социально-экономических и организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе формирования коллективного конкурентного преимущества экономических систем машиностроительного комплекса.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в сфере таких предметных областей, как стратегический анализ, стратегический менеджмент, управление конкурентоспособностью предприятий, корпораций, отраслей, регионов.

Исследование строилось на принципах системного подхода с использованием широкого спектра общенаучных методов и приемов, среди которых следующие: методы сравнительного анализа, группировки данных; экономический, исторический и логический анализ; классификация и типология; кейс-стади; графические методы обработки данных; экономико-статистические методы и др.

Информационно-фактологической базой исследования послужили нормативно-правовые акты РФ; данные Федеральной службы государственной статистики; отчетность эмитентов, подлежащая раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; аналитические отчеты предприятий; научные публикации; материалы периодических изданий и сети Интернет.

Работа выполнена по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность) – п. 1.1.1. Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями промышленности; п. 1.1.25. Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации и управления отраслями и предприятиями машиностроительного комплекса Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Научная новизна исследования заключается в развитии теории и методологии управления коллективным конкурентным преимуществом: разработке авторской концепции коллективного конкурентного преимущества корпоративных структур, выявлении теоретических предпосылок и методических основ достижения конкурентного преимущества в системах предприятий, обосновании механизма преобразования корпораций и их объединений в структуры, обладающие коллективной конкурентоспособностью, востребованной в условиях инновационной экономики.

В результате проведенного исследования получены следующие теоретико-методологические результаты, определяющие научную новизну работы:

Выявлены тенденции развития внешних факторов конкурентоспособности российских корпоративных образований, характерные для периода преодоления последствий мирового хозяйственного кризиса.

В ходе анализа внешних составляющих конкурентоспособности российских корпораций выделена тенденция формирования коллективного конкурентного преимущества имущественного типа на уровне региональных и национальных экономических систем, что в целом соответствует общемировым тенденциям нарастания процессов слияний и поглощений, активного формирования альянсов и реализации других стратегий внешнего роста.

Это, с одной стороны, доказывает необходимость развития других, например, ассоциативных форм взаимодействия корпораций, с другой стороны, ставит вопрос о развитии методологии стратегического планирования и управления данным типом конкурентного преимущества корпоративных и других хозяйственных образований.

Дана классификация корпораций с точки зрения их участия в разных системах коллективного конкурентного преимущества.

Классификация учитывает как тип коллективного преимущества (имущественный, рыночный, социальный), так и уровень его реализации (региональный, национальный, международный). Сформулированы признаки отнесения корпоративного образования к тому или иному таксону классификации.

Классификация носит инструментальный характер и составляет аналитическую основу выявления и оценки систем коллективного конкурентного преимущества.

Развиты концептуальные основы методологии стратегического управления корпоративными образованиями на основе реализации коллективных конкурентных преимуществ.

Диссертантом дана авторская трактовка понятия «коллективное конкурентное преимущество», выделены субъект, объект, предмет стратегического управления корпоративными образованиями на основе реализации коллективных конкурентного преимущества по иерархическому, рыночному и социальному типу.

Описанная субъектно-объектная структура позволяет корпоративным образованиям определить целесообразность участия в инициативах коллективного преимущества, выбрать подходящий для себя вариант интеграции и/или кооперации с другими предприятиями, оценить степень возможной вовлеченности ресурсов корпорации в системы такого рода.

Разработана нормативная база процесса стратегического управления корпоративными образованиями, позволяющая формировать, развивать и использовать коллективное конкурентное преимущество.

Определены содержательные аспекты особенностей, принципов, условий и норм стратегического управления коллективным конкурентным преимуществом.

Данная нормативная система формирует ценностно-критериальную основу планирования, мотивации, внедрения и контроля систем коллективного конкурентного преимущества.

Предложена методика выявления и оценки заинтересованных сторон развития корпоративных образований на основе коллективного конкурентного преимущества.

Для реализации коллективного конкурентного преимущества диссертант предлагает механизм выявления релевантных групп заинтересованных сторон (стейкхолдеров) с учетом их экономических и иных мотиваций.

Предложенные методические элементы позволяют оценить возможность реализации коллективного конкурентного преимущества с желательным набором партнеров, чтобы в дальнейшем внести соответствующие положения и рекомендации в системы стратегического планирования и управления.

Разработана методика выявления и оценки систем коллективного конкурентного преимущества корпоративных образований в машиностроении.

В результате использования методики диссертантом выявлены системы коллективного конкурентного преимущества, проанализированы результаты их функционирования. Предложенные методологические положения конкретизируют набор альтернатив при разработке корпорациями стратегий внешнего роста и позволяют провести их сопоставление.

Разработана методика оценки интеграционных компетенций корпораций.

Диссертант предлагает собственную трактовку термина «интеграционная компетенция». Интеграционные компетенции корпоративного образования могут быть выявлены путем анализа информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, и дополнены данными официальной статистики и других внешних источников.

Структура интеграционного профиля корпоративного образования позволяет другим участникам инициативы оценить перспективы взаимодействия с данным хозяйствующим субъектом.

Модифицирован и развит инструментарий стратегического управления корпоративными образованиями для нужд формирования коллективных конкурентных преимуществ.

С учетом множественности субъекта стратегического управления в случае развития коллективного конкурентного преимущества в существующие модели стратегического анализа и синтеза необходимо ввести новый, надкорпоративный уровень планирования и управления. Для чего предлагается адаптировать механизм дорожной карты, зарекомендовавший себя в урегулировании дву- и многосторонних конфликтов и разработке отраслевых технологических сценариев.

Для микроуровня интеграции диссертантом внесены изменения в содержательные элементы маркетинговой, производственной, финансовой и других функциональных стратегий с учетом степени вовлеченности данных функций в коллективное преимущество.

Предложенная логическая структура построения дорожной карты интеграции дает возможность выявить и преодолеть потенциальные конфликты держателей интересов, возникающие при интеграции. Модификации, внесенные в схемы разработки функциональных стратегий, позволяют определить цели и выделить ресурсы для межорганизационного взаимодействия корпораций и других участвующих хозяйственных образований.

Адаптированы существующие и разработаны новые инструменты системы поддержки принятия решений для стратегического анализа коллективного конкурентного преимущества.

Систематизирован, адаптирован и доработан инструментарий стратегического анализа взаимодействия корпораций. Предложена базовая схема анализа состояния и развития коллективного конкурентного преимущества корпоративного образования.


загрузка...