Психологические детерминанты и механизмы коррекции девиантного поведения личности (30.08.2011)

Автор: Дубинин Сергей Николаевич

– в получении дополнительных практических знаний, позволяющих рассматривать поставленную проблему с новых исследовательских сторон.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены интеграцией исходных научно-методологических принципов и положений в решении исследуемой проблемы; сочетанием теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью выборки испытуемых; результатами количественного и качественного анализа; использованием методов математической статистики; подтверждением изначально выдвинутой гипотезы: апробированием разработанных технологий в центрах психологического консультирования, а также в общеобразовательных учреждениях. Достоверность и надежность обеспечивалась широтой и комплексностью методического обеспечения, использованием апробированных в отечественной психологии валидных и надежных методик исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, репрезентативной выборкой испытуемых, адекватными методами статистической обработки данных, соотнесением полученных результатов с данными других авторов, а также экспериментальной апробацией рекомендаций по совершенствованию системы коррекции девиантного поведения подростков и молодежи.

Апробация и практическая реализация основных положений:

1. Практические аспекты диссертационного исследования были внедрены и апробированы в центрах психологической помощи. Результаты экспериментальной работы по исследуемой проблеме внедрены в систему образовательного процесса повышения квалификации и переподготовки учителей г. Костаная и г. Новосибирска, а также в программу практических семинаров и лекций Костанайского государственного университета им А.Байтурсынова, Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирского государственного архитектурно - строительного университета, Бийского профессионального технического училища №4, Костанайской естественно-математической гимназии. Прикладные разработки исследования используются в информационном обеспечении и служат активным средством просвещения, получения определенных психологических знаний для разноуровневых категорий населения.

2. Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты нашли применение в теоретических и практических аспектах. Теоретические аспекты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр, аспирантских семинарах, научно-методических советах, конференциях и круглых столах. Положения научной работы были отражены в опубликованных статьях, тезисах, учебно-образовательных программах, а также методических пособиях для практикующих психологов и педагогов.

Международные конференции: "Высшая школа Казахстана" (Алматы, 2005), "Достояние нации" (Алматы, 2005), "Толерантно-ориентированное образование в поликультурном мире" (Новосибирск, 2005), "Возможности средового подхода в педагогике как науке и педагогической практике в условиях перехода на 12 летнее образование" (Костанай, 2005), "Наука" № 4. (Костанай, 2005), "Национальные и этнические приоритеты в решении социально-экономических проблем мировой культуры и цивилизации" (Новосибирск, 2006), "Fылым - Наука" 1 (9), (Костанай, 2006), "Здоровье и поведение учащейся молодежи" (Костанай, 2007), "Вестник экономической интеграции" №4 (5), (Москва, 2007), "Вестник Самарского государственного университета" (Самара, 2008), "Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию КСТУ им. Академика З. Алдамжар" (Костанай, 2008), "Среднее профессиональное образование" №4. (Москва, 2009), "Системы оценки качества образования в условиях инновационных процессов" (Новосибирск, 2009), "Человеческий капитал" №2(8), (Москва, 2009).

Региональные конференции: "Научно-практическая конференция, посвященная 170-летию Ш. Уалиханова" (Костанай, 2005), "Вестник" №1 (Костанай, 2006), "Научно-практическая конференция (Новосибирск, 2006), "Человек, общество и культура в современной России" (Новосибирск, 2006), "Научно-практическая конференция (Новосибирск, 2007), "Современные технологии образования" (Магнитогорск, 2007), "Байтурсыновские чтения" (Костанай, 2007).

Круглые столы: "Fылым - Наука" 2 (8) (Костанай, 2005), "Проблемы управления качеством образования в современном образовательном учреждении" (Новосибирск, 2005).

По теме диссертации опубликовано 102 печатных работ (общим объемом 105,5 п.л.), среди которых: 4 монографии, 18 статей в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК; 80 статьи в научных сборниках и журналах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая природа девиантного поведения личности есть результат интегративного действия генетического фактора и социальных процессов, сложных межличностных отношений, детерминированных как объективными социально-историческими тенденциями и явлениями социума, так и субъективной ролью индивидуальности конкретного индивида в процессе его развития и социализации. Девиантное поведение, рассматриваемое в контексте социальных процессов и регламентирующих норм жизнедеятельности конкретного общества, подчиняется его социальным закономерностям и зависит от них, в то же время имеет глубокую зависимость от экзистенциональных проблем личности и нарушений ее духовно - нравственного развития.

2. Девиантное поведение представляет собой не только социобиологический, но и личностный психологический феномен деятельностного плана, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта предметной деятельности, при этом приобретая разнообразные поведенческие характеристики (нормативное, маргинальное, нестандартное, патологическое и др.). Процесс развития девиаций имеет непосредственную взаимозависимость с внешними (социальный, социально - педагогический, психолого-педагогический) и внутренними (биогенетический, психологический, нравственно-духовный) факторами жизнедеятельности личности, являющимися своего рода "движущей силой". При этом любые отклонения (нарушения), присутствующие в каком либо факторе приводят к нарушению процесса социализации индивида, порождению определенных форм отклоняющего поведения. В конечном счете, социализация выступает способом самоорганизации индивида в конкретном социальном бытии, где также происходит ее культивирование, нахождение своего места (индивидуального пространства) в сложной иерархической системе социума, тем самым осознанно или неосознанно регулируя выбор и предпочтения в спектре социальных ценностей, определяя форму индивидуального отношения (поведения) – нормативное либо отклоняющееся.

3. Психологическая коррекция рассматривается как направление реабилитационной, коррекционной и коррекционно-воспитательной работы с индивидуумами, имеющими отклонения в поведении, основной целью которой является преодоление нарушений психического развития. Осуществление эффективной психологической коррекции девиантного поведения личности происходит лишь при включении ее в деятельность с вызовом собственной активности, когда творческая природа индивида проявляется в процессах личностного выбора, постановке новых целей, овладении различными критическими ситуациями, преобразовании себя и других. Возникающие в силу внутренней необходимости ситуации требуют от человека умения осуществлять выборы, уметь оценивать последствия принятых решений, регулировать эмоциональные процессы, сопровождающие поведение, принимать, оценивать разнообразную информацию, рефлексировать, то есть организовывать собственную жизнедеятельность с общепринятыми нормами, что в конечном итоге способствует снижению имеющихся деформаций личности, ее активной социализации.

4. Психологический механизм может быть определен как постоянно действующая или ситуативно возникающая целостная психологическая система (различные факторы, условия, средства, структуры, отношения, связи и другие психические явления), которая обеспечивает выполнение тех или иных регулятивных функций. Психологические механизмы, являющиеся целостной комплексной психологической системой, где каждый из них включает в себя в различной мере и соотношении процессы дифференциации и интеграции, и при этом обуславливаются как психологическими, так и социальными факторами. Концептуальной основой систематизации психологических механизмов регуляции жизнедеятельности выступает структура регуляции, а сам механизм может включать в себя другие механизмы, при этом сам может быть включен в какой-либо более общий психологический механизм, включая в себя основные подсистемы регуляции (смысловые, ценностные, активности, рефлексии и др.), зависящие от половозрастных и социально-психологических особенностей группы принадлежности. Использование психологических механизмов задает ценностный управленческий ориентир для оптимизации и обеспечения процесса коррекции девиантного поведения личности.

Коррекционная направленность всех форм и видов воспитательно - образовательной деятельности (учебная, общественная, трудовая, спортивно- оздоровительная, нравственная, художественно-эстетическая, правовая и др.) состоит в том, что девиантным обучаемым предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовывать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия в деятельностях, выбрать приемлемую форму поведения.

5. Необходимость создания концепции стимулирования психологических механизмов коррекции девиантного поведения личности обусловлена современным состоянием проблемы: ростом девиаций в подростковой и молодежной среде и недостаточной разработанностью концептуальных подходов к построению целостной системы психологической коррекции девиантного поведения личности. Реализация психолого-педагогической деятельности по коррекции девиантного поведения личности осуществляется на основе концепции психолого-педагогической деятельности, соединяющей в себе теорию и практику социализации и социального развития подростков и молодежи в сложных социально-экономических условиях, с учетом психологических детерминант девиантного поведения. Концепция социально - психологической и психолого-педагогической деятельности с подростками и молодежью девиантного поведения строится на основе системного, социокультурного, аксиологического, личностно-деятельностного, виталистского, синергетического подходов, направлена на стимулирование самоорганизации, самокоррекции и самовоспитания девиантной личности и предусматривает: учет социально-психологических детерминирующих факторов, действующих на различных уровнях социальной организации личности; регламентацию влияния (стимулирования) на процесс функционирования конкретных внутренних психологических механизмов, определяющих поведение человека, целесообразную динамику развития его личности; непосредственное влияние на динамику внутренних механизмов через внешние психологические механизмы, их целенаправленностью; взаимосвязь между внутренними и внешними механизмами строится с учетом возраста, глубины девиации и своеобразия психики конкретного человека.

Концепция стимулирования психологических механизмов девиантного поведения личности эффективно реализуется на основе базовых принципов: комплексности изучения личности индивида, целостного изучения состояния личности, понимания психического здоровья человека как конгруэнтного сочетания жизненных сил личности, структурно-феноменологического понимания личности, индивидуального подхода, гуманизма, личностной обусловленности социально - педагогической и психолого-педагогической деятельности, взаимосвязи профессионализма и результативности деятельности, культуросообразности, социальной обусловленности, средовой обусловленности, педагогизации среды, принципа единства жизни и воспитания, принципа открытости воспитательной среды.

6. Для реализации психолого-педагогической коррекционной деятельности с подростками и молодежью девиантного поведения предлагается использовать "Модель реализации психолого-педагогической деятельности по эффективной коррекции девиантного поведения личности". Модель включает компоненты (методолого - теоретический, процессуально-деятельностный, контрольно-оценивающий), которые, находясь в интегративной целостности и взаимозависимости предполагают системное достижение основной цели - обеспечение эффективности коррекции девиантного поведения личности с использованием психологических механизмов. Эффективность коррекции девиантного поведения личности обуславливается обеспечением целенаправленного стимулирования процесса функционирования психологических механизмов с учетом социально-психологических детерминант, определяющих ее развитие. При этом психологические механизмы применяются в системе, целостно встраиваются в коррекционную программу образовательного учреждения, способствуют снижению имеющихся деформаций в основных сферах развития личности подростков и молодежи с девиантным поведением. Настоящая модель позволяет: обеспечить общую направленность воспитательно-коррекционных мероприятий в образовательном учреждении, в полной мере задействовать основные механизмы и факторы развития и формирования личности, повысить эффективность воспитательно-коррекционной деятельности на всех уровнях путем усиления их мотивационно-ценностных компонентов, создать благоприятные условия для саморазвития и самовоспитания личности.

7. Успешность реализации модели стимулирования психологических механизмов коррекции девиантного поведения личности может быть достигнута при соблюдении следующих условий: общие социально-педагогические условия (социальные, географические, региональные, этнические, культурные); специфические социально-педагогические условия: а) соответствие материальных условий жизни принятым нормам в обществе, престиж профессии, психологический климат в социальной группе (семья, учебная группа, малые общественные объединения); б) условия учебы и труда, обучаемых и преподавателей, включая состояние среды воспитания, организации воспитательной среды (деятельности), временные и санитарно - гигиенические условия, обеспеченность необходимыми техническими средствами и литературой; в) состояние ценностно-мотивационной сферы образовательной системы; г) организационно-педагогические условия.

Структура диссертации подчинена цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Основное содержание работы

В первой главе "Психологические детерминанты девиантного поведения личности" рассматривается категориально-понятийный аппарат психологического подхода к изучению природы девиантного поведения личности и психологических механизмов ее коррекции. Проанализированы представления об эволюции исследований девиантного поведения личности в отечественной и зарубежной психологической науке. Дан обзор основных подходов к исследованию девиантного поведения личности как объекта психолого-педагогической коррекции (Д.И. Фельдштейн, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевич, А.В. Гоголева, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.В. Дмитриева, Д.Н. Оудсхорн, А.Е. Личко, В.В. Ковалев, А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова и др.). Выявлены и проанализированы основные психологические аспекты социализации личности и девиации ее поведения (С.И. Григорьев, Л.В. Мардахаев, Е.А. Петрова, Г.М. Андреева, Л.Б. Филонов, Я.И. Гилинский, В.П. Андреенкова, И.В. Дубровина, А.Н. Сухов, А.В. Петровский, А.А. Бодалев, Н.В. Жутикова, Л.В. Исаева, Р.С. Немов, В.А. Ядов, В.И Слободчиков и др.).

Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме эволюции исследований девиантного поведения личности в отечественной и зарубежной науке позволил сделать вывод о том, что девиантное поведение личности – проблема многогранная, широкоформатная и является результатом сложного взаимодействия биологических, психологических и социальных и факторов, действие которых, в свою очередь преломляется через систему социальных отношений личности.

Изучение генезиса исследований девиантного поведения личности в отечественной психологической науки показывает, что основным фактором, определяющим рождение, развитие и становление личности, является общество, а личность выступает психосоциальным явлением. Исходя из данного тезиса, природа девиантного поведения определяется несовершенством социальной среды и ее многочисленных систем отношений, в которые включена личность (В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, Л.И. Анцыферова, А.В. Петровский, К.А. Абульханова-Славская и др.).

Анализ эволюции исследований девиантного поведения личности в зарубежной психологической науки показывает достаточно разноплановые подходы к пониманию процессов развития личности и девиации ее поведения. В большей мере их представления опираются на психоаналитические теории, подходы индивидуальной психологии, основы культурно-этнографической теории личности, динамических и структурных личностных теорий (З. Фрейд, А. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, О. Ранк, К. Левин, В. Вундт, Л. Леви-Брюль, М. Мид, Г. Олпорт, Д. Кеттелл, К. Роджерс, Г. Айзенк, Э. Кречмер и др.).

Девиантное поведение на современном этапе развития общества представляет собой не только социобиологический, но и личностный психологический феномен деятельностного плана. Обобщая существующий научный материал по проблеме сущности девиантного поведения, можно дать следующее определение девиантного (отклоняющегося) поведения – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Существенным признаком содержания понятия "девиантное поведение", является, по-нашему мнению, достаточно выраженная девиантность (отклонение) как качество (черта) поведения личности, проявляющаяся в совокупности девиаций процессуального и результативного плана, в соответствующих потенциальных или актуальных (реальных) поступках человека, детерминируемых внешними или внутренними факторами в процессе жизнедеятельности. В структуре девиантного поведения можно выделить функциональные блоки соответствующих (девиантных) мотивов, целей, программ поведения, информационных основ принятия решений и подсистемы поступков поведения.

Таким образом, рассматривая девиантное поведение личности как объект психологической коррекции, мы исходим из следующих положений:

1. Девиантное поведение – переходный вариант от нормы к патологии через отклонение от нормы. При этом норма понимается как нормативное и гармоничное поведение, включающее: сбалансированность психических процессов (на уровне свойств темперамента), адаптивность и самоактуализация (на уровне характерологических особенностей), духовность, ответственность и совестливость (на личностном уровне); девиантное поведение как отклонение от нормы; патология (без признаков психопатологии, на базе психопатологии).

2. Анализ научной психолого-педагогической литературы позволил нам выделить основные типы, формы и виды девиантного поведения личности на базе таксономического и мериологического подходов в логике. Бесспорно, в научной литературе имеют место другие классификации, авторы которых исходят из других психологических характеристик, признаков становления девиантного поведения. Мы солидарны с авторами, которые в анализе проблемы девиантного поведения указывают на значимую роль социализации личности в процессе ее жизнедеятельности. Мы рассматриваем социализацию как условие, как фактор, как процесс и как результат не только становления и развития личности в целом, но и девиации ее поведения.

Исходя из того, что факторы развития личности рассматриваются как движущие силы, причины, влияющие на процесс изменения и становления личности, в диссертации рассмотрено и проанализировано важнейшее понятие исследования "внутренние и внешние факторы". Осмысление данного психологического феномена осуществлялось в процессе анализа психолого-педагогических аспектов социализации личности и девиации ее поведения.

Поскольку поведение – это структурный компонент процесса жизнедеятельности человека, изменяющийся во все его периоды, оно подчиняется принципам и закономерностям процесса становления личности в целом, и мы можем говорить о становлении личности в процессе жизнедеятельности, акцентируя внимание на тех или иных факторах, которые играют наибольшую роль на том или ином этапе жизни человека.

Принимая во внимание биосоциальную природу человека, учитывая, что он подвергается специально организованному в обществе воспитательному процессу в том или ином образовательном пространстве (дошкольное учреждение – школа – профессиональная подготовка), а также обладает своим внутренним миром, в объеме понятия "фактор становления личности" можно выделить биогенетические, социально-педагогические и внутренне-психологические и нравственно-духовные факторы. При этом факторы любого процесса, в том числе и исследуемого нами в настоящей работе, могут классифицироваться подобным образом.

В рамках рассматриваемой проблемы роли и места социализации в развитии (становлении, формировании) личности мы выделяем четыре фактора развития личности с несколько иными качествами: биогенетический, социально-педагогический, внутренне психологический и нравственно-духовный, которые влияют на все сферы жизнедеятельности личности, в том числе на деятельность (поведение) и ее структурные компоненты.

1. Действие биогенетического фактора определяется взаимодействием трех его структурных компонентов: генотипа (набор генов, характерный для вида); природной среды (конкретные климатические особенности); совокупностью безусловных рефлексов (врожденные механизмы жизнедеятельности, позволяющие человеку выжить в первые месяцы жизни).

2. Действие социально-педагогического фактора развития личности определяется взаимодействием также трех компонентов: внутреннего микросоциума (семьи); мезо-микросоциума (образовательной системы); внешнего микросоциума (дворовые компании, неформальные объединения, профессиональное образование, трудовая деятельность).

3. Действие третьего фактора определяется системным взаимодействием психологических характеристик когнитивной, мотивационной, эмоциональной, волевой, коммуникативной, рефлексивной сфер личности, находящем свое воплощение в ее поведении.

4. Действие четвертого фактора, наименее исследованного в аспекте изучаемой нами проблемы, связано с взаимодействием ценностно-смысловых, духовно - нравственных и трансцендентных характеристик личности, в совокупности обозначаемых понятием духовности в ее гражданском понимании.

Процесс социализации человека, протекающий во взаимодействии с различными факторами и агентами, происходит с помощью ряда механизмов социализации, которые работают одновременно, охватывая различные сферы жизнедеятельности человека (традиционный механизм социализации, институциональный механизм, стилизованный механизм социализации, межличностный механизм социализации, рефлексивный механизм социализации), что подтверждается исследованиями А.В. Мудрика, А.А Реана, Г.М. Андреевой, Г.М. Коджаспировой.

Психологический анализ социализации вывел нас на психологические функции социализации, обеспечивающие устойчивость личности в момент ее кризиса (ценностно-ориентационная функция, феноменологическая функция, институциональная функция).


загрузка...