Психологические детерминанты и механизмы коррекции девиантного поведения личности (30.08.2011)

Автор: Дубинин Сергей Николаевич

В заключении подведены итоги исследования, представлены основные обобщающие выводы и положения, выявленные в ходе исследования.

Они свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, гипотеза нашла подтверждение, поставленные задачи реализованы в полном объеме, что позволяет сформулировать следующие основные выводы и рекомендации:

1. Выявлена и обоснована теоретико-методологическая основа концептуальных подходов к пониманию психологической природы девиантного поведения личности. Представлено содержательное наполнение понятий "психологические механизмы" и "коррекция девиантного поведения личности".

2. Раскрыты психологические особенности отклоняющегося поведения в основных сферах развития личности. Выявлена взаимосвязь девиантности поведения личности с внешними и внутренними факторами ее жизнедеятельности и процесса социализации.

3. Выявлены психологические механизмы, раскрыта их сущность, содержание и базовые характеристики. Показана их стимулирующая роль в коррекции девиантного поведения личности.

4. На основании теоретических подходов разработана концепция социально-психологической и педагогической деятельности с молодежью девиантного поведения, в основе которой лежит совокупность научно обоснованных взглядов на природу девиантного поведения личности и психологические механизмы ее коррекции. Концепция полипарадигмальную научную основу и базируется на совокупности следующих методологических подходов: социокультурного, аксиологического, личностно-деятельностного, системного, виталистского, синергетического.

5. Разработана и обоснована модель реализации психологических механизмов коррекции девиантного поведения личности. Основная цель авторской модели состоит в построении психолого-педагогической технологии коррекции девиантного поведения обучающейся молодежи в образовательном учреждении через создание условий, способствующих самоорганизации, самокоррекции и самовоспитанию личности, владеющей системой установок, мотивов, ценностей, определяющих ее поведение, интересы, поступки, позволяющих активно и ответственно реализовывать свои гражданские права и обязанности. Сконструированная модель обладает свойствами открытости, самоорганизации в меняющейся социальной среде и необходимым набором компонентов (принципов, средств, методов, механизмов и др.), адекватных целям и задачам психолого-педагогической коррекции личности. Модель имеет значительный ресурс развития и адаптивности, способности сохранения традиций и форм преемственности в воспитательно-образовательной деятельности конкретного учебного заведения.

6. Осуществлена экспериментальная проверка авторской модели в воспитательно-образовательной системе и выявлены условия, обеспечивающие эффективность психолого-педагогических механизмов коррекции девиантного поведения личности. В целом результаты экспериментальной проверки достаточно наглядно, на наш взгляд, убедительно подтвердили выдвигаемую общую гипотезу диссертационного исследования и ее частные предположения, позволяют говорить о доказанности положений, выносимых на защиту.

Проведенное исследование позволило разработать ряд рекомендаций. В интересах достижения нового качества психолого-педагогической деятельности по коррекции девиантного поведения обучающейся молодежи целесообразно:

– предоставление в распоряжение управленческих структур образовательных учреждений научно обоснованной концепции социально-психологической и педагогической деятельности с молодежью девиантного поведения, в которой используются психологические механизмы как фактор эффективности коррекции поведения личности. Реализация концепции позволит значительно улучшить психологическую и социокультурную составляющие воспитательно-образовательной среды, обеспечить условия для более гармоничного развития личности, ее самореализации;

– существующая система воспитательного пространства в образовательных учреждениях России не обладает высокой эффективностью. Включение в практику воспитательно-образовательной деятельности конкретного учебного заведения модели стимулирования психологических механизмов девиантного поведения личности позволит выработать единый вектор коррекционно-воспитательного воздействия, придать эффективную структурную форму, уточнить цели, задачи, функции в рамках действующих воспитательно-образовательных программ, организовать устойчивое управление процессом формирования гармоничной личности. Эффективность коррекционной деятельности в образовательном учреждении возможна только при создании общих и специфических условий наиболее важными из которых являются: гуманизация воспитательно-образовательной среды, демократизация отношений субъектов педагогического процесса, оптимизация компонентов воспитательно-коррекционной модели (системы), единство и согласованность действий воспитательно-коррекционной системы (администрация, преподаватели), надежное управление компонентами системы и целостным воспитательно-образовательным процессом, единство и согласованность действий участников систем воспитания и коррекции.

Основные результаты исследования отражены в публикациях:

I. Научные статьи в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК

1. Дубинин, С. Н. Психолого-педагогические условия ресоциализации личности подростка девиантного поведения в общеобразовательной школе / С. Н. Дубинин // Вестник экономической интеграции. – 2007. – № 3 (4). – С. 132-146.

2. Дубинин, С. Н. Девиантное поведение подростков как предмет психолого-педагогического анализа / С. Н. Дубинин // Вестник экономической интеграции. – 2007. – № 4 (5). – С. 162-171.

3. Дубинин, С. Н. Психолого-педагогические проблемы социальной реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях / С. Н. Дубинин // Вестник экономической интеграции. – 2008. – № 1 (6). – С. 158-163.

4. Дубинин, С. Н. Методы работы психолога и социального педагога с одаренными детьми / С. Н. Дубинин // Социальная политика и социология. – 2008. – № 5. – С. 38-41.

5. Дубинин, С. Н. Семья и школа как субъекты и партнеры воспитания и развития подрастающего поколения / С. Н. Дубинин // Социальная политика и социология. – 2008. – № 5. – С. 209-213.

6. Дубинин, С. Н. Социально-психолого-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков / С. Н. Дубинин // Вестник Самарского государственного университета. – Самара, 2008. – № 4 (63). – С. 300-306.

7. Дубинин, С. Н. Предупреждение и преодоление девиантного поведения детей и подростков в образовательных учреждениях / С. Н. Дубинин // Вестник Самарского государственного университета. – Самара, 2008. – № 4 (63). – С. 307-313.

8. Дубинин, С. Н. Возрастные характеристики несовершеннолетних, совершивших преступления / С. Н. Дубинин // Вестник Самарского государственного университета. – Самара, 2008. – № 5/2 (64). – С. 156-161.

9. Дубинин, С. Н. Закономерности психологии общения между людьми / С. Н. Дубинин // Вестник Самарского государственного университета. – Самара, 2008. – № 7 (66). – С. 239-245.

10. Дубинин, С. Н. О некоторых кризисные явлениях в системе образования / С. Н. Дубинин // Вестник Самарского государственного университета. – Самара, 2008. – № 7 (66). – С. 246-253.

11. Дубинин, С. Н. Механизмы и факторы профилактики девиантного поведения молодежи / С. Н. Дубинин, А. М. Егорычев // Ученые записки Российского государственного социального университета. – М., 2008. – № 7. – С. 127-130.

12. Дубинин, С. Н. Характеристика семей подростков, страдающих наркоманией / С. Н. Дубинин // Ученые записки Российского государственного социального университета. – М., 2009. – № 11 (74). – С. 195-197.

13. Дубинин, С. Н. Социальная структура личности как психологическая проблема / Л. Б. Филонов, С. Н. Дубинин // Социальная политика и социология. – 2009. – № 10 (52). – C. 507-520.

14. Дубинин, С. Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков / С. Н. Дубинин // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 4. – С. 41-44.

15. Егорычев, А. М. Россия на пороге XXI века: инновационные тенденции и национальные приоритеты / А. М. Егорычев, С. Н. Дубинин // Ученые записки Российского государственного социального университета. – М., 2010. – № 6 (82). – С. 10-15.

16. Егорычев, А. М. Социальное образование как основа социокультурной эволюции России XXI веке / А. М. Егорычев, С. Н. Дубинин // Ученые записки Российского государственного социального университета. – М., 2010. – № 7 (83). – С. 35-39.

17. Дубинин, С. Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна из форм девиантного поведения / С. Н. Дубинин // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2011. – № 5. – С. 98-116.

18. Дубинин, С. Н. Социально-психологическая структура личности / С. Н. Дубинин // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2011. – № 5. – С. 251-262.

II. Монографии, учебные и методические пособия

19. Дубинин, С. Н. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема : монография / С. Н. Дубинин ; Костан. соц.-техн. ун-т им. акад. З. Алдамжар. – Новосибирск ; Костанай : Архивариус-Н, 2004. – 83 с.

20. Дубинин, С. Н. Ресоциализация личности подростка девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы : монография / С. Н. Дубинин ; Костан. соц.-техн. ун-т им. акад. З. Алдамжар. – Новосибирск ; Костанай : Архивариус-Н, 2005. – 115 с.

21. Дубинин, С. Н. Проявление акцентуаций характера у подростков девиантного поведения в условиях школы-интернат для детей сирот : монография / С. Н. Дубинин ; Костан. соц.-техн. ун-т им. акад. З. Алдамжар. – М. ; Костанай : КСТУ, 2009. – 232 с.

22. Дубинин, С. Н. Психологические особенности темперамента несовершеннолетних правонарушителей и механизмы коррекции девиантного поведения личности: монография / С. Н. Дубинин ; Костан. соц.-техн. ун-т им. акад. З. Алдамжар. – М. ; Костанай : КСТУ, 2009. – 495 с.

23. Дубинин, С. Н. Психологическая коррекция межличностных отношений в девиантной сфере : учеб. пособие / С. Н. Дубинин ; Магнитог. гос. ун-т. – Магнитогорск : МаГУ, 2002. – 36 с.

24. Дубинин, С. Н. Специфика деятельности социального педагога с подростками отклоняющего поведения в условиях школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : метод. рекомендации / С. Н. Дубинин ; Магнитог. гос. ун-т. – Магнитогорск : МаГУ, 2003. – 61 с.

III. Научные статьи, тезисы докладов

25. Дубинин, С. Н. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений в девиантной среде / С. Н. Дубинин // Человек, общество, право: актуальная проблема : материалы регион. науч.-практ. конф. / Костан. гос. ун-т им. А Байтурсынова. – Костанай, 2003. – С. 131-136.


загрузка...