Психологические детерминанты и механизмы коррекции девиантного поведения личности (30.08.2011)

Автор: Дубинин Сергей Николаевич

Макросоциосреда (учет особенностей современной российской социальной среды: политические, экономические и социальные ориентации общества, деятельность СМИ) 100

Микросоциосреда (непосредственное контактное взаимодействие):

- в семье 86,0

-в учебном заведении 81,0

-вне семьи и учебного заведения 97,0

Деятельность:

- учебная, научная 54,0

Окончание таблицы 11

Основные психолого-педагогические условия эффективности коррекции девиантного поведения Количество экспертов, согласных с данным утверждением

- общественная 38,8

- досуговая 36,1

- трудовая 63,8

Воспитание как процесс:

- в семье 95,8

- в учебном заведениии 70,8

Психофизиологические особенности человека 50,0

Природные факторы 33,3

Национально-этический фактор (учет национальных традиций) 54,1

Система мотивирования социально значимого поведения в образовательном учреждении 77,7

Социальные особенности обучаемого (учет конкретных условий и возможностей его жизни и деятельности) 44,4

Единство воспитания и обучения в образовательном учреждении 84,7

В качестве экспертов выступили: ученые, педагоги, психологи, социологи, специалисты психолого-педагогических служб и систем управления образованием. Для экспертной оценки специалистам были представлены перечни психолого - педагогических условий и факторов, определяющих эффективность коррекции девиантного поведения, выделенных нами при построении авторской концепции и концептуальной модели. Результаты экспертизы представлены в таблице 11 в виде процентного показателя числа экспертов, которые подтвердили значимость указанных психолого-педагогических условий в эффективной коррекции девиантного поведения личности. Мы рассматриваем результаты экспертизы в качестве важного средства верификации предложенной нами концепции и модели наряду с результатами контрольной сравнительной диагностики.

4. По завершении опытно-экспериментальной работы, возникла необходимость провести сравнительную оценку традиционной и экспериментальной моделей учебно-воспитательной психолого-педагогической работы. Для этой цели мы выбрали программно-целевую технологию оценки качества воспитательно - образовательной системы профессора И.К. Шалаева, адаптированную к условиям эксперимента. В качестве экспертов выступили специалисты: преподаватели и ученые, имеющие знакомство с предлагаемой нами экспериментальной моделью. Количество экспертов 56 человек. Используя методику оценки И.К. Шалаева, мы осуществили сравнительную оценку эффективности традиционной и экспериментальной модели. Результаты анализа представлены в таблице 12.

В таблице 12 приняты следующие условные обозначения: Ц – система ценностей; Т – теория управления коррекционной деятельности; О – организационные структуры системы; Тл – технология управления; К – средства коммуникации системы; У – практика управления процессом коррекции; С –система самоуправления; П – статус, права и обязанности участников воспитательно-коррекционного процесса; Мз – механизмы защиты от негативных влияний среды; КППК – концепция психолого-педагогической коррекции девиантного поведения личности.

Таблица 12 – Оценка традиционной и экспериментальной моделей (интегрированные показатели – оценки экспертов), %

Тип и компоненты системы Ц Т О Тл К У С П Мз КППК Система в целом (И)

Экспериментальная 70,0 82,0 88,0 78,0 86,0 84,0 80,0 82,0 62,0 86,0 79,8

Традиционная 50,0 46,0 56,0 46,0 50,0 48,0 42,0 38,0 44,0 34,0 45,4

Методика предполагала использования квалиметрического правила:

И = Ц + Т + О + Тл + К + С + П + Мз + КППК, (1)

где И - интегрированный показатель развития психолого-педагогической коррекционной системы, а остальные показатели характеризуют уровень эффективности основных компонентов (мнения экспертов).

Если 71 < И < 80 – уровень эффективности оцениваемой психолого - педагогической коррекционной системы – высокий. Если 48 < И < 71 – уровень средний. Если И > 24 – система контрпродуктивна.

Предложенная технология оценки послужила ориентиром для специально подобранных экспертов при оценке уровня эффективности системы.

Полученные результаты свидетельствуют в пользу экспериментальной психолого-педагогической коррекционной системы: традиционная система – 45,4%; экспериментальная система – 79,8% (различия по ? статистически значимы, р<0,01). В целом, все показатели, предлагаемой экспертной оценки свидетельствуют о том, что эффективность существующей системы (традиционной) коррекционной работы оценивается как "низкий", экспериментальной как "высокий". Оптимальными, соответствующими высокому уровню эффективности признаны следующие компоненты: "Организационные структуры системы", "Средства коммуникации системы", "Концепция психолого-педагогической коррекции", "Практика управления процессом коррекции", "Теория управления коррекционной деятельностью", "Статус, права и обязанности участников воспитательно-коррекционного процесса", "Система самоуправления". Все остальные компоненты отнесены к "среднему" уровню.

Все приведенные данные говорят о высокой эффективности экспериментальной модели, основанной на предложенной концепции, и подтверждают выдвинутую в исследовании гипотезу. Сказанное позволяет сделать ряд выводов экспериментального исследования:

1. Состояние современного общества характеризуется ростом отрицательной тенденции повышения отклонений в поведении подрастающего поколения. Эффективная помощь в психолого-педагогической коррекции девиантного поведения нуждающимся возможно путем создания современных концепций, модели, технологии и системы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения.

2. Итоги опытно-экспериментальной работы подтвердили необходимость создания инновационных концепций, модели, технологии и системы психолого - педагогической коррекции девиантного поведения обучающейся молодежи.

3. Обеспечение эффективности системы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения обучающейся молодежи требует комплексного подхода, учета многочисленных факторов в среде развития, обучения, воспитания и социализации личности и создания благоприятных социально-педагогических условий путем модернизации всей воспитательно-образовательной системы конкретного учебного заведения.

4. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения обучающихся наиболее продуктивно осуществляется в рамках разработанного нами инварианта системы коррекции (концепции, модели, технологии).

5. Соотнося результаты измерения параметров эффективности психолого- педагогической коррекционной системы в образовательных учреждениях России и Казахстана с использованием критериальных характеристик и квалиметрического правила определения интегративного показателя эффективности с предложениями исследовательской гипотезы, мы сделали вывод о ее подтверждении и, следовательно, о доказательстве положений, выносимых на защиту.


загрузка...