ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ, КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕКСТА НАУЧНОЙ РЕЦЕНЗИИ: (30.05.2010)

Автор: НИКОЛАЕВ Александр Михайлович

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе установленной семантико-структурной организации текста научной рецензии выявить коммуникативный и лингводидактический потенциал научного рецензирования в курсе РКИ.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

– рассмотреть теоретические изыскания по проблеме профессионально ориентированного обучения письменной речи в курсе РКИ;

– исследовать круг проблем, связанных с описанием письменного научного русскоязычного текста, в целях использования данного исследования в практике преподавания;

– обосновать правомерность рассмотрения текста научной рецензии как сложного речевого акта и построить нормативный фрейм, являющийся представлением семантической структуры текста данного жанра;

– разработать систему упражнений, способствующих формированию навыков и умений и дающих минимум знаний, необходимых для написания рецензии на научный текст;

– обосновать возможность и эффективность использования рецензирования научного текста в качестве средства объективного (тестового) контроля.

Объектом исследования является процесс обучения письменной речевой деятельности применительно к сфере профессионального общения иностранных студентов-нефилологов, получающих образование в России.

Предметом исследования является лингвистическое описание целостного текста – научной рецензии – с точки зрения непосредственного выхода в методику обучения языку специальности студентов-нефилологов, т.е. описание, ориентированное на практику преподавания РКИ студентам-нефилологам, для которых язык является не только объектом изучения, но и средством получения высшего образования и профессиональной подготовки.

Предпринятое исследование направлено на верификацию следующей гипотезы: обучение иностранных студентов-нефилологов письменной речи должно базироваться на необходимом и обязательном минимуме знаний о специфике жанров научного стиля и осуществляться посредством формирования умений аналитико-синтетической переработки информации, при этом необходимо учитывать особенности реализации разновидностей коммуникативно-когнитивной функции языка – информативной и воздействующей – в различных типах научных текстов.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили:

– работы ученых, рассматривающих проблему обучения письменной речи с позиций общих проблем качества образовательной среды (Т.М. Балыхина);

– научные изыскания в области методики обучения иноязычной письменной речи (Т.А. Вишнякова, В.В. Добровольская, Л.А. Константинова, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, Е.И. Мотина, Е.В. Мусницкая, Г.В. Рогова, Л.Г. Саяхова, С.Ф. Шатилов, Л.В. Шипицо, Э.П. Шубин и др.);

– труды исследователей по вопросам коммуникативной лингвистики и лингвистики текста (Н.С. Валгина, И.Р. Гальперин, Л.А. Киселева, Г.В. Колшанский, Л.В. Красильникова, О.И. Москальская, Т.М. Николаева, А.И. Новиков, Ю.Е. Прохоров, З.Я. Тураева, Н.И. Формановская и др.);

– работы по проблемам психологии речи и психолингвистики (И.Ю. Абелева, В.П. Белянин, Л.С. Выготский, Т.М. Дридзе, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.);

– работы ученых по актуальным проблемам теории речевых актов (А. Вежбицка, В.З. Демьянков, Дж. Л. Остин, Р.И. Павиленис, Дж.Р. Серль и др.);

– работы исследователей по актуальным вопросам методики преподавания РКИ (Т.М. Балыхина, И.К. Гапочка, О.П. Игнатьева, Д.И. Изаренков, Л.А. Константинова, Н.В. Кулибина, В.Б. Куриленко, Л.В. Фарисенкова, С.А. Хавронина, А.Н. Щукин и др.).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) рассмотрены внутренняя структура и механизмы письменной речи как продуктивного вида речевой деятельности; проведен анализ целостного русскоязычного научного текста – научной рецензии; показана специфика реализации коммуникативной функции языка в анализируемой разновидности текстов; сделан вывод о преобладании информативных языковых единиц и доказано, что это объясняется влиянием, в первую очередь, экстралингвистических факторов научной речи;

2) обоснована правомерность и целесообразность рассмотрения текста как способа реализации сложного речевого акта; выявлен и описан объект научной рецензии – деятельность рецензента по анализу и интерпретации первичного источника информации; показано, каким образом это предопределяет семантико-структурные особенности рецензии как особой разновидности научного текста;

3) построен нормативный фрейм текста научной рецензии, представляющий собой ее инвариант (к которому может быть сведено многообразие текстов этого жанра и на базе которого могут быть установлены фреймы текстов родственных жанров – отзыва, аннотации, анонса) и позволяющий на его основе решать задачу обучения студентов-нефилологов продуцированию вторичных жанров письменной научной коммуникации, а также подобных жанров в других сферах общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в методику преподавания РКИ, а также в изучение языка в его коммуникативной направленности. Текст рассматривается не только в качестве продукта речевой деятельности, но и исследуется сам процесс текстовой деятельности. Результаты исследования дополняют имеющиеся сведения о структурных, семантических и прагматических особенностях научного текста. В работе показана эффективность использования в лингвистических исследованиях методов математической статистики.

Практическая ценность диссертационного исследования заключается в том, что его результаты

( будут способствовать преодолению в преподавании РКИ положения, при котором недостаточно внимания уделяется прагматическим речевым актам и нередко происходит их отождествление с информативными;

( окажут позитивное влияние на совершенствование приемов и методов информационно-аналитической обработки научных текстов;

( найдут применение при обучении студентов написанию курсовых, дипломных и магистерских работ.

Исследование проводилось поэтапно.

I этап (2004 – 2005 гг.): изучение лингвистической, методической, психолого-педагогической научной и учебной литературы по проблемам исследования.

II этап (2005 – 2006 гг.): проведение наблюдений, поискового эксперимента с целью выяснения особенностей порождения и восприятия письменного научного оценочного текста иностранными учащимися; уточнение конкретных задач исследования; верификация рабочей гипотезы; публикация статей по теме диссертации.

III этап (2006 – 2007 гг.): анализ, обобщение и описание материала, полученного в ходе теоретико-практических изысканий и проведенного эксперимента.

Для достижения целей и решения поставленных задач использовались следующие методы и исследовательские подходы, адекватные природе анализируемого феномена:

системно-структурный подход к анализу изучаемых явлений;

концептуальный анализ лингвистической, психологической, педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования;

метод описательно-аналитического анализа;

методы наблюдения за учебным процессом;

экспериментальные методы;

метод математической статистики;

метод моделирования.

Обоснованность и достоверность результатов проведенного исследования обеспечены:

опорой на теоретические достижения лингвистики, психологии, педагогики, психолингвистики, методики;


загрузка...