ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТИЛЮ (30.04.2014)

Автор: АГЛАБОВА Инга Магомедовна

АГЛАБОВА

Инга Магомедовна

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТИЛЮ

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Махачкала – 2014

Работа выполнена на кафедре общей и теоретической педагогики

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Раджабов Исмаил Магомедович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт»

Мусханова Йисита Вахидовна;

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Агарагимова Вера Казимагомедовна

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»

Защита диссертации состоится «30» мая в 1000 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.051.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, Махачкала, ул. Ярагского, 57.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ДГПУ по адресу: 367003. г. Махачкала, ул. М.Ярагского, 57.

Автореферат выставлен на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации http://vak.ed.gov.ru и на сайте ДГПУ www.dgpu.ru. «30» мая 2014г.

Автореферат разослан «30» мая 2014 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук

профессор Ш.А. Мирзоев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Актуальность темы исследования. В настоящее время в обществе особенно отчетливо осознается необходимость использования духовных и культурных ценностей в социально-образовательной практике. Важнейшим фактором духовного, художественного и эмоционального развития становится эстетическое воспитание, которое можно определить как способность формирования определенного эстетического отношения к действительности.

Модернизация российской системы общего образования предполагает разработку и реализацию новых подходов к решению задач образования и воспитания личности учащихся.

Согласно программно-нормативным документам Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в РФ»; «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») сегодня российское образование решает колоссальные задачи, среди которых: обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; разностороннее своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей. Именно в этом контексте мы рассматриваем проблему эстетического воспитания подрастающего поколения, учащихся школ в процессе приобщения к народному декоративно-прикладному искусству, в частности к художественному текстилю.

Приобщение учащихся к художественному текстилю Дагестана может выступить в качестве эффективного средства воспитания молодежи в духе уважения к местным национальным художественным традициям.

Изучение и анализ деятельности школ показывает, что народное декоративно-прикладное искусство, в частности художественный текстиль, до сих пор не нашло достойного места в учебных программах, преподаватели дисциплин изобразительного цикла недостаточно используют его педагогический, творческий потенциал в эстетическом воспитании школьников.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, прежде всего, необходимостью поиска наиболее эффективных путей, форм и методов преодоления и корректировки недостаточной степени обращения учащихся к национальной культуре, в частности к художественному текстилю, а также важностью создания необходимых педагогических условий и средств для эстетического воспитания школьников средствами художественного текстиля.

В последние годы научный интерес к проблеме художественного текстиля в эстетическом воспитании учащихся школ существенно возрос.

Такие ведущие исследователи как М. С. Каган, Ю. Б. Бореев, В. К. Скатерщиков стали авторами успешных работ, которые посвящены теории эстетического воспитания. Среди российских исследователей, рассматривающих искусство как незаменимый компонент в жизни детей и как эффективное средство воспитания можно выделить следующих психологов, педагогов и искусствоведов: Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. В. Ванслов, В. С. Кузин, И. Я. Лернер, М. Л. Скаткин.

В отечественной науке, в ходе исследований принято рассматривать две категории эстетического: эстетическое восприятие (О.Н. Органова, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Н. Д. Мордовская, А. Н. Леонтьев, К. С. Островский, А.А. Люблинская, В.Н. Самохонин) и эстетические потребности (В.Н. Банников, И.И. Джидарьян). Такие авторы как М.М. Комарова, И.М. Сокольникова, А.С. Шорохова, Б.М Ростовцева, Е.В. Шпикалова внесли весомый вклад в создании методики и теории преподавания изобразительного искусства.

Особый интерес в аспекте изучения и познания народного искусства и художественного текстиля Дагестана представляют фундаментальные исследования русских и дагестанских ученых в области археологии, этнографии и искусствоведения: Д.М.Атаева, Н.Б.Бакланова, Г.Г.Газимагомедова, П.М.Дибирова, А.А.Иванова, Э.В.Кильчевской, М.М.Маммаева, С.Д. Ханмагомедова, М.М.Шилинга, С.Ш.Гаджиева, Д.А.Чиркова.

Особый научно-методический интерес в плане возрождения национально-художественной культуры представляют работы ученых-педагогов Дагестана М.М.Байрамбекова, С.М.Гаджимурадова, Г.К.Гамзатовой, Ш.А. Мирзоева, А.М.Магомедова, Д.М.Маллаева, И.М.Раджабова, О.К.Рашидова, Г.Н.Казилова и др.

Об особенностях художественного текстиля и его роли в воспитании художественного и эстетического вкуса подрастающего поколения изложено в работах Э.В.Кильчевской, А.С.Иванова, Э.Г.Аствацатурян, Д.А.Чиркова, П.М.Дибирова, М.М.Маммаева, Ш.С.Гаджиевой, Ф.А.Гаджаловой, Г.А. Сергеевой и в ряде других публикаций.

Однако с сожалением приходится констатировать, что отсутствуют фундаментальные научные работы, в которых художественный текстиль рассматривается как средство эстетического воспитания и указываются пути использования его богатых и выразительных эстетических средств декоративности, основывающихся на многовековом опыте народа. Кроме того, недостаточно учитывается стабильность его многовекового культурного развития, преемственность поздних и ранних художественных эстетических традиций. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, посвященной вопросам эстетического воспитания, позволило нам выявить существующие противоречия между разработанным теоретическим аспектом данной проблемы и отсутствием систематизированного подхода к нему – в практике учебных учреждений наблюдается отсутствие целенаправленной работы по эстетическому воспитанию школьников путем использования средств искусства текстиля.

Актуальность данного направления исследования определяется наличием противоречия между необходимостью эстетического воспитания школьников в процессе приобщения их к произведениям художественного текстиля и недостаточной разработанностью теоретических основ обозначенной проблемы в науке.


загрузка...