Обеспечение навигации воздушных судов методами микроволновой радиометрии при отсутствии единого радионавигационного поля (30.03.2009)

Автор: Старых Александр Васильевич

СТАРЫХ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАВИГАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

МЕТОДАМИ МИКРОВОЛНОВОЙ РАДИОМЕТРИИ ПРИ ОТСУТСТВИИ ЕДИНОГО РАДИОНАВИГАЦИОННОГО ПОЛЯ

05.22.13 - Навигация и управление воздушным движением

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук

Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре авиационных радиоэлектронных систем Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного технического университета гражданской авиации

Научный консультант: Заслуженный деятель науки и техники РФ,

профессор, доктор физико-математических наук

Козлов Анатолий Иванович

Официальные оппоненты: Лауреат Государственной Премии,

Заслуженный деятель науки и техники РФ,

профессор, доктор физико-математических наук

Лукин Дмитрий Сергеевич

Профессор, доктор технических наук

Рубцов Виталий Дмитриевич

Доктор технических наук

Кораблев Андрей Юрьевич

Ведущая организация: ОАО МКБ «КОМПАС»

Защита диссертации состоится «___» _______г. в ______

на заседании диссертационного совета Д.223.011.01

при Московском государственном техническом университете гражданской авиации

по адресу: 125 993, Москва, Кронштадтский бульвар 20.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГТУ ГА.

Автореферат разослан « _____» ___________ 2008г.

Ученый секретарь диссертационного совета Д.223.011.01

профессор, доктор технических наук Камзолов С.К.

Актуальность работы. Географические особенности таких районов России как Крайний Север, Дальний Восток, Алтайский край требуют особого подхода к обеспечению навигации воздушных судов в этих регионах. Это связано с тем, что в указанных выше труднодоступных районах практически полностью отсутствует единое радионавигационное поле.

Это приводит к тому, что проводка воздушных судов, их выход в заданную навигационную точку и обеспечение посадки представляют собой сложные навигационные задачи. В то же время из года в год нарастает постоянная потребность доставки грузов и людей в названные регионы, что необходимо для проведения геолого-разведывательных и геодезических работ, для обеспечения работы нефтяных и газовых комплексов, для обеспечения действий санитарной, пожарной и других видов авиации.

Проблема включения перечисленных выше регионов в структуру соответствующего навигационного обеспечения представляет собой на современном этапе состояния экономики и техники достаточно трудно решаемую задачу, в первую очередь, из-за сложностей технического характера, и, во-вторых, вследствие неразвитости необходимой инфраструктуры и экономической целесообразности. В этой связи резко возрастает роль автономных бортовых навигационных систем, использование получаемой при их помощи навигационной информации позволяет обеспечить достаточно высокую точность навигационных привязок, поэтому использование в качестве дополнительного источника навигационной информации собственного микроволнового излучения подстилающих покровов позволяет повысить точность навигационных привязок. При этом получаемая с помощью средств микроволновой радиометрии информация, как правило, отличается оперативностью, точностью и достоверностью. Более того, в некоторых районах, прежде всего, на Крайнем Севере, в Арктике и Антарктике микроволновое излучение является, едва ли, не единственным достоверным источником навигационной информации.

В этой связи возникает важная научно-техническая задача обеспечения навигации летательного аппарата при доставке грузов и людей в труднодоступные районы страны в условиях отсутствия единого радионавигационного поля путем использования для этих целей бортовой радиометрической аппаратуры.

Сказанное свидетельствует об актуальности диссертационной работы, посвященной разработке теоретических основ и прикладных методов использования микроволнового радиоизлучения подстилающих покровов для обеспечения навигационных привязок с борта воздушного судна.

Целью диссертационной работы является разработка принципов обеспечения навигации и посадки летательного аппарата с помощью бортовой автономной радиометрической аппаратуры при обеспечении заданного уровня безопасности полетов и заданной вероятности выполнения поставленной задачи.

Для достижения поставленной цели потребовалось:

- оценить информативность измерений в микроволновой радиометрии и выявить навигационные характеристики векторных радиотепловых полей;

- оценить влияние земной поверхности и атмосферы на точность измерений в микроволновой радиометрии;

- разработать с целью использования при радиометрических измерениях методы классификации подстилающих покровов и наземных объектов для выявления наземных навигационных ориентиров и выбора возможных мест посадки летательного аппарата;

- оценить возможности микроволновой радиометрии для навигации летательного аппарата по наземным ориентирам и выбора возможных мест посадки летательного аппарата;


загрузка...