Способности подростков и юношей с легкой умственной отсталостью к продуктивному межличностному взаимодействию (30.03.2009)

Автор: Печерский Владимир Григорьевич

– повышение качества процессов социализации и интеграции в общество лиц с лёгкой умственной отсталостью в значительной мере связывается с развитием их способностей к продуктивному межличностному взаимодействию;

– продуктивность рассматривается как интегративная характеристика межличностного взаимодействия, определяющая качество присвоения социального опыта, процессов самоизменения, саморазвития личности, формирования потенциала её адаптационных и интеграционных возможностей;

– СПМВ формируются в виде свойств самосознания личности, определяющих направленность её активности на присвоение социального опыта, идентификацию, самоизменение; накопление и адекватное использование опыта самоизменения, обеспечивающего как адаптацию личности, так и проявление собственной индивидуальности;

– развитие СПМВ выделяется в качестве одной из основных составляющих системы психолого-педагогической поддержки учащихся, направленной на диагностику и формирование содержательной и функциональной сфер самосознания у подростков и юношей с психическим недоразвитием.

Цель исследования – определение содержательных и функциональных особенностей структурных образований самосознания подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью как основы моделирования психолого-педагогических условий развития их способностей к продуктивному межличностному взаимодействию.

Объект исследования – психолого-педагогические условия развития способностей подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью к продуктивному межличностному взаимодействию.

Предмет исследования – содержательные и функциональные свойства структурных образований самосознания подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью, обусловливающие проявление способностей к продуктивному межличностному взаимодействию.

Общая гипотеза исследования включает в себя следующие частные предположения:

1. Научная разработка проблемы СПМВ подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью существенно расширит теоретическую и методическую базу оптимизации процессов их социализации и социальной интеграции.

2. Ограниченные возможности когнитивного отражения социализирующих влияний других людей и самого себя в процессе межличностного взаимодействия определяют качественное своеобразие содержательных и функциональных свойств самосознания подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью.

3. Своеобразие изучаемых свойств самосознания обусловливает специфичность проявления способностей этой категории людей к продуктивному межличностному взаимодействию.

4. Определение особенностей содержательных и функциональных свойств самосознания у изучаемой категории подростков и юношей, обусловливающих СПМВ, обеспечит возможность обоснования психолого-педагогических условий их развития в образовательной среде.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа трудов отечественных и зарубежных учёных в области психологии и педагогики исследовать психологические процессы, определяющие сущность межличностного взаимодействия как основной сферы реализации важнейших социогенных потребностей субъекта;

2. Определить содержание категорий «продуктивное межличностное взаимодействие» и «способности к продуктивному межличностному взаимодействию»;

3. Исследовать содержательные особенности структурных образований самосознания подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью как личностных предпосылок успешности их межличностного взаимодействия;

4. Изучить особенности регуляторных функций самосознания подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью в условиях межличностного взаимодействия с референтными лицами ближайшего социального окружения;

5. Обосновать и апробировать модель образовательной среды психолого-педагогической поддержки развития способностей подростков и юношей с легкой умственной отсталостью к продуктивному межличностному взаимодействию.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

– культурно-историческая теория развития личности Л.С. Выготского;

– теории социализации, разрабатываемые в трудах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, М.И. Бобневой, И.С. Кона, Б.Ф. Ломова, А.А.Налчанджяна, Б.Д. Парыгина, К.К.Платонова, В.А.Ядова;

– системно-функциональный принцип анализа психологических явлений (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия);

– теории межличностного общения (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, И.С. Кон, В.Н. Куницына, А.А. Леонтьев).

– деятельностный (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, и др.), субъектный (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, В.С. Мерлин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн,и др.), личностно-ориентированный (А.Г.Асмолов, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков), диалоговый (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М. Бубер) и рефлексивный (Б.З. Вульфов, Т.М. Давыденко, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, И.С. Якиманская) подходы к развитию личности, разрабатываемые как в психологической, так и в педагогической науках;

теоретические подходы к определению структуры дефекта и типологии нарушений психического развития (Л.С. Выготский, В.В. Ковалёв, И.А. Коробейников, В.В. Лебединский и др.);

теоретические положения о единстве общих и специфических закономерностей нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, И.М. Соловьёв, Ж.И. Шиф и др.);

теоретические подходы к пониманию психического недоразвития ребёнка как результата воздействия факторов органического и социального ряда, соотношение которых обусловливает характер нарушений интеллектуального, социального и личностного развития (Л.С. Выготский, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалёв, И.А. Коробейников, Й. Лангмейер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Г.С. Маринчева, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, и др.);

– теоретические подходы к пониманию проблемы коррекции и компенсации нарушенных психических функций (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, Б.В. Зейгарник, В.В. Лебединский, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, В.А. Момот, И.М. Соловьёв и др.);

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются: широким использованием данных современной психологической науки, связанных с исследуемой проблемой; репрезентативностью экспериментальной базы, представленной педагогическими и ученическими коллективами, психологическими службами образовательных учреждений; использованием современных методов теоретико-экспериментального исследования, соответствующих поставленным задачам; применением методов математической статистики; длительностью психолого-педагогического эксперимента и положительными результатами коррекционно-развивающей работы; внедрением и апробацией разработанной модели психолого-педагогической поддержки процессов саморазвития подростков и юношей в образовательной среде; всесторонним обсуждением полученных результатов психологическим и педагогическим сообществом.

На защиту выносятся следующие положения.

Специфичность процесса саморазвития подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью помимо причин, связанных с органической недостаточностью головного мозга, обусловлена социогенными личностными факторами, к числу которых следует отнести содержательные и функциональные особенности их самосознания.

Регуляторные функции самосознания у лиц изучаемой категории имеют ряд особенностей, проявляющихся в тенденции к субъективной интерпретации реальности; в незрелости рефлексии, Я-концепции и самооценки; в снижении самоконтроля; в высокой зависимости от образа и личностных смыслов значимого Другого, в экстернальности и конформности перцептивно-поведенческих установок, что качественно изменяет процесс их межличностного взаимодействия.

Продуктивноcть межличностного взаимодействия определяется нами как результат процессов самоизменения, саморазвития личности в системе «Я - Другой», включающий трансформацию личностных свойств, формирование новых психологических образований, новых способов и средств взаимной деятельности, поведения, отношений.

Целью самоизменений личности в процессе межличностного взаимодействия является образ ожидаемого «Я», имеющий конкретное ситуационное содержание и определённую функционально-ролевую структуру, опосредованных притязаниями субъекта, а также влиянием личностных смыслов и образа референтного Другого.

Разработанная концепция формирования способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью основана на следующих положениях:

способности к продуктивному межличностному взаимодействию формируются как социально обусловленные интегративные свойства функциональных образований самосознания, определяющие направленность активности личности на присвоение социального опыта, идентификацию, самоизменение, накопление и адекватное использование опыта самоизменения, обеспечивающего адаптацию личности и сохранение индивидуальности в условиях межличностного взаимодействия,

развитие способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью необходимо выделить в качестве одной из основных составляющих системы психолого-педагогической поддержки, содержащей в себе две стратегии: развивающую - создание условий, стимулирующих развитие базовых составляющих личности, и формирующую - помощь в саморазвитии, в обретении умений и навыков продуктивного межличностного взаимодействия как адаптивного, так и неадаптивного форматов;

модель психолого-педагогической поддержки и стимуляции процессов саморазвития у подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью должна быть ориентирована на становление содержательной сложности и функциональной зрелости структур самосознания, детерминирующих способности к продуктивному межличностному взаимодействию

Научная новизна исследования:

осуществлена концептуализация самостоятельного научно-исследовательского направления изучения способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью;


загрузка...