Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования (29.06.2009)

Автор: Сайкина Елена Гавриловна

доступность, популярность, разнообразие направлений фитнеса, его широкая стратификация, большие возможности удовлетворить потребности в двигательной активности различного контингента занимающихся в условиях образовательного учреждения.

2. Теоретико-методологические основы фитнеса базируются на:

научных знаниях о фитнесе как: самостоятельном объекте исследования, имеющем свою историю, философию, понятийно-терминологический аппарат, место в системе физической культуры и тенденции развития; педагогической инновации и социокультурном феномене, выполняющем важные социальную, культурологическую, оздоровительную, образовательную и рекреативную функции;

характеристике фитнеса как целостной, открытой, гибкой, вариативной, развивающейся социально-педагогической системы, взаимодействующей с физкультурным образованием, физической рекреацией, физической реабилитацией и спортом, что способствует созданию новых фитнес-технологий;

3. Установлено, что развитие детского фитнеса в России имеет свои социокультурные предпосылки и тенденцию роста. Занятия детским фитнесом имеют свои специфические особенности и принципы.

Разработанная концепция детского фитнеса предусматривает повышение уровня физической подготовленности и интереса к занятиям физическими упражнениями, целенаправленное развитие двигательных способностей, содействие физическому развитию, укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний, формированию физической культуры личности, представлений о здоровом образе жизни.

Реализация концепции обеспечивается восьмью взаимосвязанными блоками: «целевым», «теоретическим», «содержательным», «программным», «кадрового обеспечения», «организационно-управленческого», «реализующим», «результативным».

Ресурсная поддержка обеспечения реализации данной концепции включает пять блоков (педагогический, информационный, научно- методический, организационно-управленческий, материально-технический), взаимосвязанных и взаимодополняющих, призванных содействовать её внедрению в практику.

4. Детский фитнес имеет широкую сферу внедрения и может применяться в виде фитнес-программ и фитнес-технологий в дошкольных, общеобразовательных учреждениях различных типов и видов, учреждениях дополнительного образования, фитнес-индустрии.

Внедрение фитнес-технологий в физкультурное образование детей и подростков способствует его обновлению и модернизации, повышению уровня физической подготовленности занимающихся и их интереса к занятиям физической культурой.

5. Среди факторов, обеспечивающих успешность развития детского фитнеса, особая роль принадлежит научно-обоснованным фитнес- программам и их использованию в общеобразовательных учреждениях различных типов и видов, учреждениях дополнительного образования.

Для получения эффекта, фитнес-программы должны строиться на научной основе: быть разработаны на основе алгоритма и требований к их составлению, соответствовать принципам детского фитнеса.

Разработанные фитнес-программы имеют общие и специфические признаки и направлены на повышение уровня физической подготовленности занимающихся, развитие двигательных способностей, интереса к занятиям физическими упражнениями, оздоровления.

6. Необходимость разработки системы подготовки и переподготовки специалистов по фитнесу обусловлена ростом популярности фитнеса в России, появлением новых направлений и технологий, а также потребностью:

- в повышении уровня компетентности специалистов в сфере фитнеса;

- системы профессионального образования в её дальнейшем развитии, подготовке специалистов, владеющих фитнес-технологиями;

- педагогической науки и практики в осмыслении и обобщении знаний о подготовке специалистов по фитнесу;

- формирования единых требований к подготовке специалистов по фитнесу на российском и международном уровне.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены аргументированностью методологических позиций, конкретностью исходных теоретических положений, а также применением современных методов исследования, их адекватностью поставленным целям и задачам, репрезентативностью выборки испытуемых, статистической достоверностью полученных результатов и их практическим подтверждением.

Апробация и внедрение результатов диссертационной работы.

Основные положения и результаты исследования представлены на:

научно-практических конференциях Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (1994-2008гг.);

Всероссийских научно-практических конференциях в Екатеринбурге (1996), в Санкт-Петербурге (2000, 2005, 2006, 2008), в Петрозаводске (2005);

Международных научно-практических конференциях и конгрессах в Улан-Уде (1995), в Санкт-Петербурге (1997, 2003, 2004, 2005, 2006);

IX Российско-Американской научно-практической конференции по актуальным вопросам современного университетского образования (Санкт-Петербург, 2006).

Материалы диссертации используются в процессе организации исследовательско-проектных разработок аспирантов, магистров, студентов факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена и слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки Центра курсового обучения РГПУ им. А.И. Герцена.

Внедрение результатов диссертационной работы.

Основные положения диссертации и результаты исследования:

- опубликованы в 90 научных работах, общим объемом 267,81 п.л., в том числе отражены в 2-х монографиях, в 74 научных статьях, научных отчётах, 14 учебных, учебно-методических пособиях и программах, а также в сборниках научных статей по итогам научно-практических конференций по фитнесу (2006, 2008, 2009).

- внедрены в учебный процесс дошкольных, средних образовательных учреждений, фитнес-центров и учреждений дополнительного образования г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области, более 30 городов России и гг. Эстонии;

- используются при проведении учебных занятий со студентами педагогических колледжей и факультетов физической культуры высших учебных заведений г. Санкт- Петербурга;

- входят в программы курсов повышения квалификации и профессионального дополнительного образования в РГПУ им. А.И. Герцена, на основании которых в течение 18 лет идет обучение слушателей.

Материалы диссертации используются в процессе организации исследовательско-проектных разработок преподавателей, аспирантов, магистров, студентов факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена и слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки Центра курсового обучения и Института дополнительного образования РГПУ им. А.И. Герцена.

Структура и объём диссертации:

Диссертация состоит из введения, шести глав, выводов, списка литературы и приложений.

Основная часть диссертации изложена на 485 страницах компьютерного текста, включая 18 таблиц, 37 рисунков, 8 приложений.

Список литературы насчитывает 430 наименований, из них 15 на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется проблема, гипотеза и цель исследования, определяются объект, предмет, задачи, теоретико-методологическая основа диссертации; раскрываются новизна и практическая значимость работы; характеризуются этапы и методы исследования; излагаются основные положения, выносимые на защиту, вопросы апробации и внедрения результатов диссертационной работы.

В первой главе «Социально-педагогические предпосылки развития фитнеса в системе физкультурного образования детей и подростков» представлены результаты проведённого эксплораторного исследования, которое позволило выявить детерминанты инновационных преобразований в отечественной системе физкультурного образования.


загрузка...