Концептуальные основы программно-целевого управления развитием научно-технического комплекса России в современных экономических условиях (29.06.2009)

Автор: Остапюк Сергей Федорович

?Ё??????~

(конечного результата. В программах создания определенность конечного результата и степень его завершенности являются важнейшими параметрами программы. В формулировке стратегической цели программ развития, как правило, намечается только та или иная часть конечного результата развития, остальные его аспекты "проявляются" постепенно через цели создания в процессе реализации комплекса мероприятий по достижению заданной цели и могут поддерживаться программой развития за счет новых ее направлений или гаситься за счет организованного противодействия нежелательным эффектам.

В работе сформулированы особенности процесса формирования программ развития в научно-технической и инновационной сфере. Одна из них связана с тем, что программы развития разрабатываются применительно к конкретным объектам в рамках их полного жизненного цикла и непосредственно переходят в программы создания, другая особенность – связана с механизмом обнаружения новых ("генетических") целей развития, появляющихся в результате структурных изменений в экономической деятельности.

Жизненный цикл объектов программы развития предложено представлять рядом фаз развития: стабильного развития, интенсивного развития, застоя в развитии, затухания в развитии. Каждая фаза имеет свои особенности: в фазе стабильного развития происходит равномерный прирост значений анализируемых характеристик изучаемой предметной области при малой степени её структурных изменений; в фазе интенсивного развития происходит скачкообразный, ускоренный прирост значений анализируемых характеристик при значительных структурных изменениях; в фазе застоя в развитии значения анализируемых характеристик сохраняются, а структурные изменения имеют незначительный характер, или не наблюдаются; в фазе затухания происходит спад значений анализируемых характеристик практически при отсутствии структурных изменений.

В каждой из названных фаз цели создания имеют вполне определенное структурообразующее значение соответственно специфике фазы. Например, создание инноваций характерно для фазы интенсивного развития, а создание аналогов - для фаз затухания и застоя. Отметим, что в рамках одной и той же предметной области в один и тот же период времени программа развития может реализовываться в различных фазах относительно различных множеств элементов ее структуры. Границы между фазами развития условны, элементы структуры мигрируют из одной фазы в другую, т.е. структурообразующая ситуация постоянно изменяется. Генетические цели в программах развития и возникают по той причине, что они в большинстве случаев являют собой противовес изменениям структурообразующей ситуации.

Программы развития должны обеспечивать согласованное получение будущих дискретных результатов и непрерывность процесса перехода к ним. Задачи получения будущих дискретных результатов в рамках программ развития предъявляют специфические требования к программно-целевому инструментарию. К их числу отнесем: согласованное и адаптивное управление целями; адекватное и гарантированное ресурсное обеспечение; наличие развитой инфраструктуры и государственного протекционизма реализации задач; наличие независимого менеджмента программ развития; осуществление непрерывного мониторинга результатов реализации задач и уточнения приоритетов их реализации на ту перспективу, которая охватывается программами развития.

Для оценки перспективности и результативности развития отдельных видов экономической деятельности в рамках программ развития в базовый набор показателей оценки их проектов предлагается включить: бюджетную эффективность; поддержание критического уровня производства продуктов и услуг для жизнеобеспечения населения страны; поддержание критического уровня производственного потенциала страны; освобождение от импортозависимости; поддержание необходимого уровня инфраструктуры производства и жизнеобеспечения; обеспечение конкурентоспособности продукции, технологий и услуг; обеспечение заданного уровня рентабельности производства; расширение рынка сбыта наукоемкой продукции; обеспечение заданного темпа роста производительности труда, экспортного потенциала, ВВП; повышение качества жизни и общественной безопасности; для развития науки и технологий – обеспечение обороноспособности; рост вероятности получения прорывных открытий, возможности создания новых технологий, вероятности создания новых сфер практического применения и возможности решения социальных проблем.

Особенности формирования программ развития определили необходимость внесения уточнений в принятый регламент разработки ФЦП.

В частности, программа развития должна иметь единую дирекцию с необходимыми экспертными советами и иными структурами для оперативного управления целями и ресурсами программы и определенными полномочия заказчика. Подобное "сращивание" является спецификой программ развития, задачи которых выходят за рамки обычных программ создания.

В действующий регламент разработки ФЦП необходимо также внести изменения, учитывающие понятие «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу». Внесение указанного изменения позволит в новой редакции «регламента», трактовать ту или иную программу как составную часть общероссийской программы социально-экономического развития и прекратить стихийное инициирование разнородных программ федеральными региональными и муниципальными органами исполнительной власти.

5. Разработаны концептуальные и методические положения программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года, комплекс моделей расчета её основных показателей и индикаторов, концепция формирования национальной нанотехнологической сети в Российской Федерации.

Рассмотренные выше концептуальные и методические положения использованы при определении и обосновании целей, задач, этапов, принципов и приоритетов реализации Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года (далее – Программа развития наноиндустрии), показателей, характеризующих решение её задач, разработке моделей прогнозного расчета выбранных показателей и системы управления реализацией указанной программы. В Программе развития наноиндустрии показано, что роль ключевого фактора развития нового технологического уклада будут играть нанотехнологии, которые в настоящее время переходят из эмбриональной фазы развития в фазу роста и у России появляется шанс обеспечить за счет развития нанотехнологий соответствие национальной экономики восходящим потокам новой длинной волны экономического роста. Отличительной особенностью Программы развития наноиндустрии от действующих ФЦП, является то, что эта программа ориентирована на обеспечение перехода от НИОКР в области нанотехнологий и наноматериалов к формированию конкурентоспособного рынка нанопродукции в России.

Автором установлена следующая цель реализации первого этапа развития наноиндустрии в Российской Федерации ( 2008?2011 годы) ? формирование к 2011 году конкурентоспособного сектора исследований и разработок в области наноиндустрии для поддержания научно-технического паритета Российской Федерации с ведущими странами мира по перспективным направлениям науки, определяющим стратегию развития наноиндустрии, кардинальное увеличение объемов производства уже выпускаемой и востребованной продукции нанотехнологий, насыщение соответствующих рынков, создание производства на основе новых технологий, которые могут быть доведены до стадии внедрения в ближайшие два-три года. Для достижения указанной цели автор предложил решать следующие задачи: формирование инфраструктуры наноиндустрии на современном уровне ведущих стран мира,; формирование условий устойчивого функционирования и развития системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров для обеспечения эффективности исследований и разработок в области наноиндустрии; опережающее развитие исследований и разработок по перспективным направлениям в области нанотехнологий, обеспечивающим конкурентные преимущества отечественной нанопродукции и доведение ее до промышленного освоения; создание системы содействия продвижению продукции наноиндустрии на внутренний и внешний рынки, формирование службы стандартизации, подтверждения соответствия и обеспечения единства измерений в области нанотехнологий.

Для второго этапа развития наноиндустрии в Российской Федерации (2012-2015 годы) в качестве цели автор предложил формирование условий для масштабного наращивания объема производства продукции наноиндустрии и выхода профильных российских компаний на мировой рынок высоких технологий. Для достижения указанной цели предложено решать следующие задачи: совершенствование механизмов масштабной коммерциализации научных результатов исследований и разработок в области наноиндустрии, в том числе на основе государственно-частного партнерства; формирование производственно-территориальных кластеров, обеспечивающих создание, производство, продвижение на рынок высоких технологий продукции наноиндустрии.

Формирование и реализацию Программы развития наноиндустрии автор предложил проводить с соблюдением ряда принципов: опора на мероприятия действующих в анализируемой области ФЦП, специальных программ ряда федеральных органов исполнительной власти, РАН и академий наук, имеющих государственный статус; гласное формирование мероприятий программы с точки зрения всех её участников; целенаправленное переоснащение организаций национальной нанотехнологической сети с учетом их реальной отдачи и перспектив развития; коллегиальность и широкое использование независимой и межведомственной экспертизы для принятия решений по правилам и процедурам реализации программы.

В Программе развития наноиндустрии сформулированы и обоснованы приоритеты формирования и развития наноиндустрии, среди которых отметим следующие: создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети (далее - ННС) с обеспечением мирового уровня оснащенности научно-исследовательским, метрологическим и технологическим оборудованием ее организаций и доступа всех участников ННС к информации о сфере наноиндустрии; сохранение и развитие кадрового потенциала сферы наноиндустрии; поддержка проектов, которые находятся на стадии подготовки промышленного производства продукции наноиндустрии, и проектов с высоким потенциалом конкурентоспособности и которые вписываются в платежеспособный спрос; развитие отечественного рынка наноиндустрии за счет датирования производства наукоёмкой нанопродукции, формирования государственных регламентов, предусматривающих внедрение высоких стандартов в области экологии, энергосбережения и безопасности; совершенствование механизма взаимодействия участников инновационного процесса в сфере наноиндустрии при реализации стратегии опережающей коммерциализации полученных результатов; встраивание российских разработок в сфере нанонаноиндустрии в существующие транстехнологические цепочки; совершенствование механизмов оценки влияния и повышения эффективности нанотехнологий на социальные изменения в обществе и уровень обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Количественные значения показателей Программы развития наноиндустрии (таблица 1) рассчитаны на основе сочетания вновь разработанных моделей оценки развития наноиндустрии в Российской Федерации и коллективных экспертных оценок. В соответствующих расчетах и обоснованиях были учтены: тенденции развития наноиндустрии в России и экономически развитых странах мира; динамика ключевых макроэкономических показателей социально-экономического развития страны; цели и задачи развития наноиндустрии; стратегии лидерства в тех направлениях, где российский научно технологический комплекс имеет

технологическое превосходство, стратегии догоняющего развития в направлениях со значительным отставанием и стратегии опережающей коммерциализации в остальных направлениях; индикаторы и показатели,

Таблица 1

Целевые индикаторы развития отечественного рынка нанотехнологий

(при доле произведенной отечественной нанопродукции для экспорта в 30%)

№ пп. Целевые индикаторы Годы

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

1 Объем продаж

российской продукции наноиндустрии, млрд. руб.

2 Объем экспорта продукции наноиндустрии, млрд. руб.

3 Доля продукции отечественной наноиндустрии в общем объеме продукции наноиндустрии, реализованной на отечественном рынке, %

4 Объем потребления нанопродукции на отечественном рынке, млрд. руб.

5 Объем импортной нанопродукции на отечественном рынке, млрд. руб.

6 Объем отечественной нанопродукции, реализованной на отечественном рынке, млрд. руб.

характеризующие действующие профильные программы в анализируемой области и объемы их финансировании.

В частности, анализ темпа роста мировых рынков продукции наноиндустрии показал, что расчет объема продаж продукции наноиндустрии (ОПНt) на временном промежутке на период 2010-2015 годы может быть проведен по модели ОПНt = ОПНТ*qТ– t, где Т - граница периода прогноза; t - текущий год (Т ( t); ОПНТ= 900 млрд. руб.- значение, обусловленное условием достижения паритета России на мировом рынке нанотехнологий в 2015 году и достижение доли отечественной продукции наноиндустрии в общем объеме продукции наноиндустрии, реализованной на мировом рынке наукоемких технологий в размере около 3 %; q = 1,38 - показатель, характеризующий средний темп роста объема продаж отечественной продукции наноиндустрии. Расчеты по указанной модели соответствуют результативности завершенных исследований и разработок в области нанотехнологий в отечественном секторе НИОКР.

Организационно-технологической основой реализации Программы развития наноиндустрии является национальная нанотехнологическая сеть (далее – ННС). В диссертационном исследовании автором разработана концепция формирования ННС включающая: цели, задачи, принципы организации указанной сети, правила формирования её участников, основные подсистемы сети и их основные функции. Реализация концепции формирования ННС позволит обеспечить развитие и координацию НИОКР в данной области, исключить неоправданного дублирования и достичь синергетического эффекта от обмена результатами и их трансферта.

6. Разработаны методологические положения, комплекс моделей и алгоритмов, направленных на повышение качества разработки и результативности реализации ФЦП научно-технической и инновационной направленности и проведение государством активной научно-технической и инновационной политики.

Анализ опыта формирования и реализации ФЦП в сфере науки и технологий позволяет сделать вывод, что ФЦП, несмотря на их очевидные преимущества в управлении научно-технической и инновационной сферами деятельности, не стали системообразующим фактором решения ключевых проблем инновационного развития экономики страны, генератором структурных и технологических преобразований, направленных на повышение ее конкурентоспособности.

В целях устранения (смягчения) выявленных недостатков формирования и реализации ФЦП в работе уточнено понятие «бюджетная целевая программа в области науки и технологий»; разработаны методологические принципы формирования и реализации комплекса указанных программ; разработаны модели, процедуры и алгоритмы для: представления содержания целей программы, совершенствования конкурсного механизма отбора заявок на выполнение её проектов, повышения репрезентативности экспертных заключений по анализируемым альтернативным заявкам на выполнение проектов, экспресс-оценки и распределения имеющихся ресурсов между заданиями программы, формирования оптимальных финансовых потоков для реализации совокупности взаимодополняющих проектов программы, интегральной оценки успешности реализации проектов и программы в целом.

Обобщение теоретических подходов в понимании категории «федеральная целевая программа» (далее - целевой программы) позволило автору внести следующие принципиальные уточнения в её определение. В отличие от существующего определения целевой программы в сферу её действия включены мероприятия полного инновационного цикла от научно-исследовательских работ до создания и реализации опытно-промышленных образцов и предусматривается решение системных проблем социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации на основе результатов научно-технической деятельности, соответствующих выбранным приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий и критическим технологиям Российской Федерации. Указанные уточнения в определении целевой программы позволяют говорить о целесообразности перехода от федеральных и отраслевых целевых программ к межотраслевым программам, охватывающим полный инновационный цикл от научно-исследовательских работ до создания и реализации опытно-промышленных образцов и практических результатов по серийному производству, что в свою очередь создает информационную основу для обеспечения сбалансированности целей, задач и мероприятий научно-технической, инновационной, инвестиционной и промышленной политики.

Основные этапы разработки проекта и утверждения целевой программы предложено дополнить этапом экспертизы проекта целевой программы, в том числе общественными организациями, объединяющими предпринимателей малого, среднего и крупного бизнеса, а также РАН и Союза ректоров РФ.

Процесс перехода к инновационной экономике связан с разработкой и реализацией комплекса целевых программ. При разработке механизмов согласования и балансирования мероприятий комплекса целевых программ автором предложено учитывать ряд методологических принципов, в том числе: непрерывность и сбалансированность этапов цепочки "концепция развития - прогнозный сценарий развития - программа развития - программа создания - проекты научно-технической и инновационной направленности" для всех проектов, включенных в перечень ФЦП научно-технической и инновационной направленности (далее комплекс программ); непрерывность и сбалансированность этапов жизненного цикла создания конкурентоспособной продукции «фундаментальные исследования, поисковые НИР, прикладные НИОКР – технологическая подготовка производства – производство – рыночная реализация – потребление - утилизация», создаваемой в результате выполнения комплекса программ в экономически обоснованных объемах и в соответствии с заказом государства на научную и научно-техническую продукцию; обеспечение адекватности, альтернативности, полноты и согласованности описания набора целей, задач и мероприятий комплекса программ в терминах технико-экономических показателей с учетом приоритетных направлений развития науки, техники и технологий и критических технологий Российской Федерации, этапов "жизненного цикла продукции"; обеспечение возможности манёвра средствами федерального бюджета в целях получения наибольшей суммарной экономической отдачи от реализации полученных результатов по итогам анализа результатов мониторинга выполнения заданий комплекса программ. Разработанные принципы апробированы на примере формирования Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года.

В целях адекватного представления содержания целей проектируемых программ предлагается информационное представление содержания любой цели программы отражать кортежем, в котором определены: генеральная цель и предмет развития, частные цели и предметы развития; важность частных целей развития; семантические связи между целями развития; ресурсы, требуемые для достижения соответствующих уровней индикаторов и показателей, характеризующих цели программы; период прогнозирования; участники реализации проектов по достижению целей. Отличие указанного кортежа от обычного представления содержания любой цели в методике программно-целевого управления заключается в самом процессе генерации системы целей - на основе заранее сформированной структуры проблемной области. Преимущество этого процесса - в сохранении представления о проблемной области при различных вариациях задания глобальной цели.


загрузка...