Педагогическая система эвристического обучения учащихся художественно-творческой деятельности средствами народного искусства (29.06.2009)

Автор: Наурызбаева Рахат Наурызбаевна

При заполнении таблицы в качестве критерия мы предложили следующие описательные ориентиры:

«+» означает высокий уровень проявления и развития творческого потенциала у данного обучаемого;

скорее «+», чем «–» — эпизодическое, импульсивное, но вместе с тем довольно частое проявление творческого потенциала;

скорее «–», чем «+» свидетельствует о том, что существуют некоторые, очень редкие проявления творческого потенциала;

«–» означает, что творческий потенциал данным учащимися абсолютно не проявляется;

«затрудняюсь ответить» предполагает отсутствие представления об уровне развития и проявления творческого потенциала у данного обучаемого.

Таким образом, различная степень уверенности педагогов в проявлении и развитии творческого потенциала каждым учащимся получает условное числовое обозначение от +1 до -1: +1 — максимум уверенности; +0,5 — уверенность; 0 — неопределенное отношение; –0,5 — неуверенность; –1 — максимум неуверенности.

Для вычисления общего индекса уверенности педагогов в проявлении и развитии творческого потенциала у обучаемых нами была использована следующая формула:

I= [п1 (1) + п2 (0,5) - п3 (0,5) - п4 (1) + п5 (0)]/n , где

п1 — количество ответов «+»; п2 — количество ответов «скорее «+», чем «-»; п3 — количество ответов «скорее «-», чем «+»; п4 — количество ответов «-»; п5 — количество ответов «затрудняюсь ответить»; п — количество ответов. Следовательно, при данной технике исчисления +1 — выражал максимум уверенности; -1 — выражал максимум неуверенности. В основу оценки педагогов легли пять показателей творческого потенциала: знания обучаемых, их умения, отношения, направленность, способности.

Этот установленный индекс стал инструментом для определения текущих результатов в ходе формирующего эксперимента.

Мотивационный компонент учебной деятельности имел своей задачей формирование направленности на осуществление творческой деятельности, установку "У тебя получится!"; в его ходе осуществлялась мобилизация творческих сил, познавательных возможностей, мыслительных процессов личности; стимулировались активность, интенсивность и упорство обучаемых в осуществлении деятельности и достижении ее результатов; вырабатывались мотивация достижения, вера в свои способности, созидательные силы; происходило наполнение целей, структурных единиц деятельности определенным личностным смыслом; формировались нравственные установки, ценностные ориентации личности.

Кроме того, сформированная мотивация определила эффективность последующей деятельности, так как являлась побудительной силой и осуществляла механизм "сдвига мотива на цель", выявляя внутренние резервы личности и актуализируя ее стремление к самореализации и саморазвитию.

До и после эксперимента, осуществлённого в данной работе, проводилось индивидуальное психологической обследование детей, которое строилось при обязательном соблюдении постоянства внешних условий эксперимента.

Он происходил в игровой форме, в одном и том же помещении, в первой половине дня, без присутствия посторонних, с сохранением последовательности предъявления тестовых заданий. Индивидуальному психологическому обследованию предшествовала беседа, целью которой было установление положительного эмоционально-личностного контакта с ребёнком и формирование у него позитивного отношения к обследованию. Беседа включала в себя как обязательные, так и спонтанные вопросы, которые зависели, прежде всего, от психоэмоционального состояния ребёнка.

В исследовании были использованы следующие основные психодиагностические методики:

- «Логическая классификация» – модифицированная методика (Лурия А.Р., Карпова С.Н.) для выявления умения определять взаимосвязь предметов и объектов, видеть их изменение во времени

-Методика оценки абстрактно-логического мышления (М.В.Ермолаевой, А.Е.Захаровой) для выявления умения производить логические операции, осознанно их аргументируя;

-Методика изучения уровня понимания причинно-следственных связей и взаимосвязей (Ю.Г.Тамберг) для выявления умения определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;

-Стандартизированная методика «Прогрессивные цветные матрицы» Дж.Равена для выявления умения подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных;

-Стандартизированная методика «Тест цветового предпочтения» М.Люшера для определения особенности психоэмоционального состояния детей и степени утомления во время тестирования.

Все методики проводились в два этапа, каждый из которых по длительности составлял в среднем 20 – 40 минут.

Содержание используемых методик состояли в следующем.

«Логическая классификация».

Данная психологическая диагностика также направлена на выявление умения определять взаимосвязь предметов и объектов. Используется для исследования уровня течения мыслительных процессов, способности к обобщению и отвлечению, выделению существенных признаков развития эвристического мышления. Графический вариант методики состоит из серии рядов картинок – из 7 различных групп на темы народных сказок, в каждой из которых одна картинка по смыслу является лишней. Экспериментатор показывает набор

картинок из группы (при необходимости дважды), а затем просит ребенка назвать «лишнюю». Обработка результатов. Успешность выполнения оценивается в бальной системе, за каждый правильный ответ присваивается один балл, максимально возможное количество баллов 7.

Методика, изучения уровня понимания причинно-следственных связей и взаимосвязей (Ю.Г. Тамберг).

Исследование проводится индивидуально. Воспитаннику предъявляют серию рисунков, предлагают установить последовательность и рассказать рассказ или сказку по картинкам с народными сюжетами.

При оценке результатов учитывается количество рисунков, объединённых в

Таблица 2. Сводная таблица проявления качеств личности, характеризующих ее художественно-творческую направленность в творческой деятельности (начальный срез)

ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Устойчивый интерес Целенапр.в твор.деят. Увлеч.и. твор.подход Выбор твор.видов деят. Актив. в овл.ЗУН в процессе твор. Стремл.прим.ЗУН в процессе творчества Эпизодический интерес

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Литературно-художественная 15,15% 13,64% 21,21% 22,73% 9,09% 6,06% 12,12% 9,09% 6,06% 3,03% 3,03% 6,06% 10,61% 10,61%

Артистическая 12,12% 12,12% 9,09% 6,06% 4,55% 6,06% 3,03% 7,58% 0,00% 3,03% 0,00% 0,00% 10,61% 13,64%

Музыкальная 9,09% 9,09% 12,12% 7,58% 0,00% 1,52% 3,03% 7,58% 4,55% 4,55% 0,00% 0,00% 13,64% 12,12%

Поэтическая 3,03% 3,03% 0,00% 3,03% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 3,03% 0,00% 7,58% 12,12%

Изобразительно-художественная 12,12% 12,12% 7,58% 12,12% 3,03% 4,55% 1,52% 1,52% 9,09% 10,61% 6,06% 3,03% 15,15% 18,18%

Таблица 3. Сводная таблица проявления качеств личности, характеризующих ее художественно-творческую направленность в творческой деятельности (промежуточный срез)

ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Устойчивый интерес Целенапр.в твор.деят. Увлеч.и. твор.подход Выбор твор.видов деят. Актив. в овл.ЗУН в процессе твор. Стремл.прим.ЗУН в процессе творчества Эпизодический интерес

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ


загрузка...