Научное обоснование и разработка комплекса средств механизации для обеспечения качества углепродукции (29.06.2009)

Автор: Демченко Игорь Иванович

ДЕМЧЕНКО ИГОРЬ ИВАНОВИЧ

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА

КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

УГЛЕПРОДУКЦИИ

Специальность 05.05.06 – «Горные машины»

25.00.22 – «Геотехнология

(подземная, открытая и строительная)»

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук

Иркутск – 2009

Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном

учреждении высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Научный консультант Заслуженный деятель науки РФ

доктор технических наук, профессор

Буткин Владимир Дмитриевич

Официальные оппоненты Доктор технических наук, профессор

Викулов Михаил Александрович

Заслуженный деятель науки РФ

доктор технических наук

Маттис Альфред Робертович

Доктор технических наук, профессор

Щадов Иван Михайлович

Ведущая организация: Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева

СО РАН

Защита диссертации состоится 14 октября 2009 г. в 1000 ч на заседании диссертационного совета Д 212.073.04 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет» по адресу: 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, корпус К, конференцзал

Автореферат разослан 20 августа 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Н.Н. Страбыкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. Экономическое положение России в значительной степени определяется состоянием топливно-энергетического комплекса страны. Одним из основных факторов повышения конкурентоспособности угля, по сравнению с другими энергоносителями, является улучшение качества и сертификация угольной продукции, соответствующей Международной системе обеспечения качества ИСО-9000.

Большое разнообразие угля и преобладание валовой выемки приводит к тому, что потребителю поставляется рядовой уголь, имеющий разные качественные характеристики, определяющие энергетическую, экологическую и экономическую эффективность его использования.

Качество угля и его изменение зависят от способа добычи, транспортирования, перегрузки и временного хранения. Открытая перевозка и хранение угля приводят к прямым потерям твердого топлива. При перевозке железнодорожным транспортом потери углей мелких классов от выдувания воздушным потоком при их транспортировании на 500 км составляют 0,5–0,6 т в расчете на один вагон. Это эквивалентно 1 % транспортируемых углей. В целом по стране на железнодорожных перевозках теряется 3–5 млн т угля в год.

При перевозках угля автомобильным транспортом, осуществляемых на котельные в коммунально-бытовом секторе и индивидуальным потребителям, потери еще больше и составляют 5 % перевозимых углей. Открытый способ перевозки и хранения угля способствует измельчению, увеличению влаги, что часто приводит к смерзанию и осложнениям при разгрузке, а также к окислению и возможному самовозгоранию, от чего теряется до 7 % добываемого топлива. Перевозка и хранение угля навалом уменьшают теплоту сгорания на 5–80 ккал/кг в месяц, при этом снижение содержания мелочи на 1 % обеспечивает экономию топлива в размере 0,54 %.

Применяемая технология перевозки угля загрязняет окружающую среду, превращая прилегающую к транспортным коммуникациям и угольным складам территорию в малопривлекательную и вредную для проживания.

Потеря качества угля при открытом способе перевозки и хранения, характеризующееся уменьшением теплоты сгорания, измельчением, увеличением зольности и влаги, приводит к несоответствию поставляемого топлива проектному. Особенно такое несоответствие наблюдается при поставках топлива в котельные малой и средней мощности в коммунально-бытовом секторе, которые составляют большинство в топливно-энергетическом комплексе страны (только в Красноярском крае их насчитывается более 2000).

Применение ресурсосберегающей и экологичной технологии получения и доставки углепродукции повышенного качества, особенно в котельные со слоевым сжиганием топлива, сдерживается отсутствием соответствующих машин и оборудования, создание которых недостаточно обеспечено научно обоснованными методами проектирования.


загрузка...