Информационно-рекламная деятельность государственных и общественных организаций  в России в XVIII веке: этапы развития, тенденции, особенности (29.06.2009)

Автор: Чеботарев Анатолий Михайлович

1700–1725 гг. Устное информирование о приеме на учебу и регламентации учебного процесса.

1725–1736 гг. В связи с организацией при Академии наук университета появились печатные виды информации, рассчитанные на учебные заведения.

1736–1755 гг. Организация в правление Анны Иоанновны Императорского Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса, типография которого стала регулярно печатать различные информационные материалы и давать объявления в газету «Санкт-Петербургские ведомости».

1755–1768 гг. Значительное развитие печатных форм информации и рекламы дала деятельность в этом направлении Московского университета, а несколько позднее Академии художеств. Печатные расписания занятий и объявления о приеме в университет и в гимназии, каталоги выставок, публикация списков награжденных по окончанию обучения.

1768–1796 гг. Начало широкой информационно-просветительной деятельности Воспитательного благородного общества (отдельные объявления и прибавления в газетах). Информационно-рекламная деятельность Воспитательного дома и других учебных заведений.

Информационно-рекламная деятельность в культурно-зрелищной сфере характеризовалась следующими этапами:

1700–1719 гг. Информирование о культурно-зрелищных мероприятиях в этот период в основном строилось на устном оповещении гастролирующих трупп, а также с помощью парадов и иногда афиш.

1719–1756 гг. Первый печатный указ о проведении досуга (Указ об ассамблеях). Редкие афиши гастролеров и устное оповещение о новых постановках по окончанию спектаклей.

1756–1783 гг. Создание Российского театра и организация печатных афишек и объявлений в газетах. Начало регулярного оповещения через газету «Московские ведомости» о предстоящих представлениях. Изготовление гравированных приглашений на маскарады.

1783–1796 гг. Комитет Дирекции императорских театров 30 октября 1783 г. создал специальную группу людей, в задачу которых входило раздача во всех частях города «печатных листочков» о предстоящих спектаклях. Тем самым было положено начало рекламной деятельности как самостоятельной сферы. В этот период начинается регулярное печатание афиш большого формата (1795 г.). Пример в организации информационно-рекламной деятельности показывал Императорский большой театр, который издал за 1795 г. 228 афиш.

Проведенное историческое исследование позволило определить основные тенденции развития информационно-рекламной деятельности государственных и общественных организаций в России в XVIII веке. Это стало возможным при рассмотрении данного явления в контексте определенных общественно-исторических условий и отношений (производства, обмена, распределения, потребления), общественных институтов, уровня культуры и производственно-технических возможностей производства массовых форм информации и рекламы.

Выявленные тенденции перерастания «рекламности», то есть перехода проторекламы в рекламу значительно различаются в зависимости от той или иной сфер деятельности. Так, развитие информационно-рекламной деятельности в торговле книгами шло от устной рекламы до каталогов и объявлений. В период правления Петра I рекламирование полиграфической продукции осуществлялось: разносчиками (устная реклама) и выпусками отдельных списков книг. При последователях Петра стал активно использоваться опыт информационно-рекламной деятельности Западной Европы. Стали регулярно печататься каталоги по продаже книг и газетные объявления. Реклама книг с помощью объявлений началась в иностранных журналах. Создание типографии и газеты при Московском университете значительно увеличило количество информационно-рекламных материалов. В период правления Екатерины II потребность в книгах стала социальной реальностью. Количество наименований книг увеличилось по сравнению с Петровским временем почти в десять раз. Возросло количество типографий и книжных лавок. Появилась необходимость рекламировать места продажи. С возрастанием количества книгопечатной продукции, типографий и мест продажи происходит увеличение объемов рекламной информации, возрастает разнообразие приемов и форм рекламного воздействия.

Тенденции информационно-рекламной деятельности в сфере государственно-политической характеризуются активным использованием новых средств воздействия в период правления Петра I: триумфальных арок, панно, световых фонарей, печатных указов. Регулярно стала печататься информация в газете «Ведомости». Гравировальная палата стала оперативно изготавливать гравюры (конклюзии), посвященные актуальным событиям. При последователях Петра I интенсивность и объемы государственно-политической информации и рекламы резко падают. Печатные материалы, рассчитанные на широкое оповещение народа, постепенно сокращаются. Количество печатных указов уменьшается. Отсутствие значительных событий и воинских побед в период правления Анны Иоанновны отразилось на праздничных мероприятиях. Они чаще стали посвящаться событиям личной жизни императрицы и двора. Позднее возрождаются массовые шествия и информирование печатными указами и газетными прибавлениями.

Иначе тенденции информационно-рекламной деятельности развивались в социально-культурной сфере российского общества XVIII века. Иностранные театральные гастролеры собирали зрителей с помощью специально напечатанных разовых объявлений. С созданием российского театра стали формироваться российские средства информации и рекламы для организации зрителей. Действенной формой рекламы театров стали афишки, которые с 30 октября 1783 года по решению Комитета Дирекции императорских театров стали разносить специальные разносчики. Появились билеты, специальные приглашения и программы.

Основное содержание диссертации изложено в 57 публикациях автора общим объемом 113,2 п. л.

I. Статьи в изданиях по cписку ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Чеботарев А.М. Книжная торговля в России Петровской эпохи // Библиотековедение. 2006. № 1. С. 67-70. 0,5 п.л.

2. Чеботарев А.М. Печатная информационно-просветительная деятельность Вольного экономического общества в XVIII веке // Вестник Челябинского гос. университета. 2007. 21 (99). С. 10-15. 0,5 п.л.

3. Чеботарев А.М. Информационно-просветительская деятельность Императорского Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса во второй половине XVIII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Вып.1. С. 47-50. 0,3 п. л.

4. Чеботарев А.М. К вопросу о датировке изготовления печатных информационно-рекламных материалов по оспопрививанию в период правления Екатерины II // Вестник Челябинского гос. университета. 2008. №15 (116). С. 23-28. 0,5 п.л.

5. Чеботарев А.М. Информационная деятельность заграничных цирковых трупп в России XVIII века // Власть. 2008. № 6. С. 92-94. 0,3 п.л.

6. Чеботарев А.М. Особенности информации об учебных заведениях в России XVIII века // Власть. 2008. № 7. С. 112-114. 0,3 п.л.

7. Чеботарев А.М. Информационно-рекламная деятельность в российском искусстве XVIII в. // Власть. 2009. № 1. С.122-124. 0,3 п.л.

8. Чеботарев А.М. «Охота за камнем» в российской рекламе XVIII века // Власть.2009. №2. С. 117-120. 0,3 п.л.

II. Монографии по теме диссертации

9. Чеботарев А.М. Книготорговая реклама в России (1762-1800гг). Челябинск: ЧГАКИ, 1997. 114 с. 6,0 п.л.

10. Чеботарев А.М. Политическая реклама петровской эпохи. Челябинск: ЧГАКИ, 1999. 148 с. 9,1 п.л.

11. Чеботарев А.М. Культурно-досуговая деятельность и зрелищная реклама петровской эпохи. Челябинск: ЧГАКИ, 1999. 78 с. 5,0 п.л.

12. Чеботарев А.М. Государственно-политическая информация и реклама в России. 1742 – 1762 гг. Челябинск: ЧГАКИ, 1999. 78 с. 5,0 п.л.

13. Чеботарев А.М. Реклама российской книги в XVIII веке. Челябинск: ЧГАКИ, 2005. 267с. 16,7 п.л.

14. Чеботарев А.М. Реформы Петра I и возникновение российской рекламы. Челябинск: ЧГАКИ, 2005. 230с. 14,3 п.л.

15. Чеботарев А.М. Информационно-просветительная деятельность государственных и общественных организаций в период правления Екатерины II. М.: Московский гуманитарный университет, 2007. 254 с. 16,0 п.л.

16. Чеботарев А.М. Информационно-рекламная деятельность государственных и общественных организаций в России в XVIII веке. – М., МосГУ, 2009. 235 с. 14,0 п.л.

III. Брошюры по теме диссертации

17. Чеботарев А.М. Реклама книги в Петровской России. (Исторический очерк). Челябинск: ЧГАКИ, 1997. 52 с. 3,0 п. л.

18. Чеботарев А.М. Книгопечатание и реклама книги в России (1725 – 1762гг.). Челябинск: ЧГАКИ, 1997. 66 с. 4,1 п.л.

19. Чеботарев А.М. Государственно-политическая информация и реклама в России. 1725 – 1741 гг. Челябинск: ЧГАКИ, 1999. 70 с. 4,4 п.л.

IV. Статьи в научных изданиях

20. Чеботарев А.М. О некоторых подходах к написанию истории рекламы. Культура: образ и образование // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Культура личность и общество» 21-23 марта 1996 г. Тюмень, 1996. С. 23-28. 0,3 п.л.

21. Чеботарев А.М. Некоторые формы печатной культурно - зрелищной рекламы во времена Петра I // Тезисы докладов XXI научно-практической конференции. Часть I. Челябинск: ЧГИИ, 1999. С. 69-70. 0,3 п.л.


загрузка...