Информационно-рекламная деятельность государственных и общественных организаций  в России в XVIII веке: этапы развития, тенденции, особенности (29.06.2009)

Автор: Чеботарев Анатолий Михайлович

Чеботарев Анатолий Михайлович

Информационно-рекламная

деятельность государственных и общественных

организаций в России в XVIII веке:

этапы развития, тенденции, особенности

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва - 2009

Работа выполнена на кафедре истории ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет»

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

Королев Анатолий Акимович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Агеева Ольга Гениевна

доктор исторических наук, профессор

Талина Галина Валерьевна

доктор исторических наук, профессор

Бородай Александр Дмитриевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

Защита диссертации состоится 01 октября 2009 г. в 16.00 час. на заседании диссертационного совета Д 521.004.01 при ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, Москва, ул. Юности 5/1, кор.3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет».

Автореферат разослан « » 2009г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Мацуев А.Н.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Как известно, в науковедении отмечено две ярко выраженных тенденции: 1) дифференциация и 2) интеграция научных знаний. Для исторической науки представляется важным изучение генезиса, становления и развития такой интегративной отрасли научного знания, как рекламная деятельность государственных и общественных институтов. Именно в XVIII столетии в России происходит зарождение и развитие рекламного дела, которому в дальнейшем будет отведена особая роль как движетелю производства в условиях капитализирующегося государства. Справедливости ради следует признать, что многие сведения о развитии рекламной (проторекламной) деятельности в России заимствованы из зарубежных трудов. Зачастую эти сведения хаотичны, не систематизированы, тенденциозно подобраны и, в конечном счете, приводят к искажению истории российской рекламы. Между тем, хранящиеся в отечественных архивохранилищах документы и материалы дают возможность воссоздать научную картину истории и функционирования рекламы как социально-экономического феномена отечественной истории.

Генезис и развитие рекламной деятельности государственных и общественных организаций России дает зримое подтверждение перехода от феодально-крепостнических отношений к рыночно-капиталистическим. Начало этим преобразованиям было положено в XVIII столетии. Причем, как показывает изучение исторического опыта рекламы в Российской империи, ее развитие происходило с учетом как западноевропейских заимствований, так и самобытных начал в социально-экономической, политической и культурной жизни страны.

Именно в этот период начался процесс формирования методов, приемов и форм информационно-рекламной деятельности во всех сферах российского общества. Поэтому представляется актуальным изучение истоков, становления и развития российской проторекламы и рекламы за столетнюю историю.

Изучение проблемы формирования видов и форм информационно-просветительной деятельности важно для понимания развития и выяснения проторекламной и рекламной деятельности государственных и общественных организаций Российской империи. В наши дни не потеряли своей актуальности такие вопросы, как соотношение целей и методов политических и экономических преобразований, роль в них информации и рекламы, их государственного регулирования.

Вместе с тем, опыт, накопленный в России по информационно-просветительной и рекламной деятельности, настоятельно требует обращения к ее истокам, к социокультурным особенностям российской аудитории. Общеизвестно, что еще в петровское время появились первые печатные информационные и рекламные сообщения и соответственно стали складываться свои правила составления текстов и их языкового оформления. Изучение генезиса информационно-просветительной деятельности в этом плане представляется актуальным еще и потому, что позволяет выявить особенности отношения к информации рекламного характера ее потребителей - носителей русского менталитета.

Применение форм и методов информационно-просветительного воздействия в определенный исторический период находилось в тесном взаимодействии с различными изменениями в российском обществе и тесно связано с развитием государственных и общественных учреждений.

Информация социокультурного, рекламного характера во всем своем разнообразии (политическая, экономическая, культурно-зрелищная и т.п.) и являлась важным элементом государственного управления и развития капиталистических отношений в России. Это позволяет констатировать, что данная проблематика выходит далеко за рамки решения конкретных вопросов. В данном случае представляется целесообразным раскрыть сущность и ведущие тенденции в информационно-культурной, точнее, в информационно- рекламной сфере российского общества.

Степень изученности проблемы. Историография исследуемой проблемы никогда не становилась предметом специального теоретического и конкретно-исторического исследования, хотя отдельные ее аспекты затрагивались в работах отечественных и зарубежных специалистов.

Исторические работы, посвященные информационно-просветительной и информационно-рекламной деятельности в XVIII веке отсутствуют. Первые работы по истории и теории рекламы и информационно-рекламной деятельности относятся к концу XIX века. Это работы Н. Плисского и А. Веригина. В первой – дан краткий обзор развития рекламы в мире с экскурсом в ее историю. Значительная часть этой работы содержит конкретные примеры рекламной деятельности, в том числе и в России. Во второй А. Веригин рассматривает место рекламы в обществе как средства массовой коммуникации. Он писал, что цель рекламы – обратить внимание возможно большего количества людей на тот или иной факт, на ту или иную мысль, на то или иное лицо. В зависимости от того, что именно несет реклама, к чему возбуждает внимание, что именно проповедует – и может решаться вопрос о ее пользе или вреде. В одном случае она может явиться благодеянием, в другом – бедствием, как и всякое другое орудие цивилизации. А. Веригин подчеркивал, что у русской рекламы должна быть душа, потому что русский человек – это, прежде всего, «душевный человек». По его мнению, почва для рекламы – серьезность, скромность и порядочность, но не устраняющая вовсе ни ее разнообразия, ни остроумия. В XIX в. стали появляться работы о вреде рекламной деятельности. В частности, о недостатках рекламы и ее недобросовестных обещаниях писал в 1894 году В.Н. Джорджадзе.

В начале XX века появляются небольшие книги, которые являлись своего рода учебными пособиями по рекламе. Это брошюра С.Я., книга В. Хайновского и две книги К.А. Айзенштейна, в которых авторы дают конкретные рекомендации по созданию рекламы. Аналогичны и другие работы этого периода. Кроме этих необходимо отметить и еще ряд работ, в которых рассматривались практические вопросы создания рекламы.

В советский период исследования по истории рекламы, в частности XVIII в., практически не велись. Это было вызвано тем, что доминировавшие в обществе идеологические институты отрицательно относились к таким «буржуазным явлениям», каким считались реклама и рекламная деятельность. В изучении рекламы не была заинтересована и практика, так как плановая социалистическая экономика не нуждалась в рекламе. Исключением является, пожалуй, серьезное исследование по истории рекламы В. Уперова, опубликованное в начале 30-х годов ХХ в., в котором автор, анализируя зарождение и развитие рекламы, больше внимания уделял этому процессу в Европе, чем в России. В. Уперов впервые отмечал, что «реклама может быть не только торговой, а и политической, культурно-зрелищной и даже личностной».

В конце 70-х – начале 80-х годов вышли книги «От глашатая до неона» Н. Б. Фильчиковой и Л.В. Корнилова, в которой российской рекламе уделено несколько страниц, в основном периоду начала XX века. Еще меньше внимания российской рекламе уделено в работе Н. Богачевой. Некоторые сведения по истории рекламы XVIII в. можно найти в публикациях из смежных сфер, таких как журналистика. Но в основном эти работы делают упор на историю русской газеты или историю русской журналистики. Определенную положительную роль в изучении истории российской рекламы сыграла фундаментальная работа Н.И. Бабуриной о плакате, в которой рассматривался плакат как форма рекламы конца XIX начала XX вв.


загрузка...