Социально экономические основы формирования и развития системы профессиональной образовательной подготовки предпринимателей (29.06.2009)

Автор: Бешкинская Елена Витальевна

2. При исследовании проблем развития системы профессионального образования по кадровому обеспечению инновационной экономики обосновано положение о том, что этот процесс является многосторонним и многоаспектным, поскольку затрагивает интересы различных субъектов сферы образования и труда, связан с преодолением ряда стереотипов, сложившихся в обществе по отношению к образованию.

Основные требования к системе профессионального образования определены в ряде основополагающих государственных документов и заключаются в последовательной ориентации его на инновационные кадровые, научно-технические требования экономики, на формирование и развитие профессионального образования как органичной составной части экономического комплекса страны с одновременным сохранением его социокультурных функций. В результате должен значительно вырасти качественный уровень подготовки кадров. В диссертации сделан вывод, что категория качества пока еще далеко не формализована и не унифицирована. Характеристики качества подготовки кадров имеют различные аспекты в зависимости от точки зрения, интересов субъекта оценки.

Автором доказана необходимость разработки единой системы критериев оценки качества образования с позиций запросов рынка труда, интересов обучающегося, образовательного учреждения, государства как основного заказчика и потребителя услуг профессионального образования. Одним из важнейших критериев качества подготовки кадров должен быть показатель полноты трудоустройства выпускников в соответствии с полученной профессией, специальностью, уровнем квалификации.

Достижение требуемого качества подготовки кадров связано с совершенствованием содержания образовательных программ и технологий, методов обучения, ресурсным обеспечением образовательных учреждений, развитием механизмов поддержания динамики их развития, включающих систему маркетинга деятельности образовательного учреждения, мониторинг спроса на выпускников, мониторинг оценки качества подготовки выпускников. В этой связи необходима разработка профессиональных стандартов, которые должны быть основой для формирования общепрофессионального и специального разделов образовательных программ.

Для решения задачи массового повышения качественного уровня кадрового потенциала экономики, каждого работника особо важным является формирование системы непрерывного образования как органичной составной части профессионального образования и входящего в его состав дополнительного образования, которое имеет особое значение для профессиональной подготовки предпринимателей.

Одним из путей совершенствования профессионального образования и его диверсификации является переход на многоуровневое высшее образование, что связано с существенными изменениями не только структуры, но и содержания высшего образования, его организации, ресурсного обеспечения, системы связей с работодателями, рынком труда.

В диссертации показано, что в процессе реализации общей линии на создание такой системы вопрос о его уровнях претерпел значительные изменения. Если первоначально речь шла о двух уровнях: бакалавриат – магистратура, то в настоящее время с учетом опыта и реалий российской высшей школы и ситуации на рынке труда законодательно определено три уровня: бакалавриат – специалитет – магистратура; сделан вывод, что такое решение на данный период представляется наиболее оптимальным.

При этом нужно четко разграничить все уровни подготовки как с содержательной, так и с формальной стороны, не нарушив принципа преемственности. Необходимо также решить вопрос о месте начального и среднего профессионального образования в системе уровневого профессионального образования. Обосновано предложение о том, что часть образовательных учреждений НПО и СПО должны перейти на подготовку так называемых технологических бакалавров, а остальные ( на подготовку рабочих кадров. Многомодельная архитектоника высшего образования должна быть ясной, непротиворечивой, сопоставимой, сравнимой, узнаваемой.

В диссертации обосновано, что усиление динамики и адаптивности высшего образования связано с формированием нового финансового механизма, ведущими элементами которого являются многоканальное финансирование, в том числе субсидиарное, переход на финансирование «под результат», развитие кредитования студентов, расширение финансово-хозяйственной самостоятельности вузов. Каждое из этих мероприятий имеет свою специфику как по форме, так и по содержанию, сложный и неоднозначный в отношении достигаемого результата характер.

Так, задача внедрения нормативов подушевого финансирования решается уже второе десятилетие и в конкретном виде еще далека от завершения. Это связано со сложностью расчета норматива, который представлен тремя основными составными элементами: заработной платой работников вуза, затратами на материально-техническое оснащение учебного процесса, коммунальными расходами. Базовое наполнение первого является нормируемым, но имеет весьма низкий уровень. Наполнение второго и третьего связано с рыночным механизмом ценообразования.

На практике под таким нормативом подразумевается и используется сложившийся уровень расходов вуза, финансируемых из бюджета, которые значительно (почти наполовину) ниже необходимых. В этой ситуации все бoльшую часть затрат вузы производят за счет чрезмерно высоких даже по мировым меркам объемов привлекаемых внебюджетных средств, доля которых составляет в среднем по высшей школе более 50% (в европейских странах – до 25%). Вузы начали рассматриваться как обычные хозяйственные субъекты, нацеленные на получение прибыли, что противоречит сути высшего образования как социального института, решающего задачи, не входящие в систему интересов рыночных экономических структур.

В концентрированном виде основные направления современного развития профессионального образования страны выражаются в комплексе мер, обусловленных рамками требований Болонского процесса. В диссертации сделан вывод о неравномерности хода реализации российскими вузами обязательных параметров этого процесса. Обоснована необходимость более полного учета при реализации этих параметров особенностей и традиций российского высшего образования, его реальных возможностей, мнения педагогической общественности.

????????u?F

5идея о необходимости его осуществления на протяжении всей жизни человека в соответствии с интересами общества, потребностями личности, запросами экономики и вне зависимости от возраста, образовательного ценза, других внешних и внутренних ограничений. Таким образом, непрерывное профессиональное образование должно выступать как система, в которой реализуется принцип последовательного развития профессиональных и личностных качеств человека ( от дошкольного уровня до перманентного образования взрослых в различных формах дополнительного образования и в процессе самообразования, а не сводиться к повышению квалификации и переподготовки работников.

Доказано, что непрерывное профессиональное образование, особенно на уровне дополнительного, все более значимо в условиях инновационной экономики, постоянного сокращения сферы неквалифицированного труда, глубоких изменений в структуре занятости, определяющих необходимость профессиональной и трудовой мобильности работников.

Таким образом, при создании модели и механизмов системы непрерывного профессионального образования следует исходить из современного его назначения как важнейшего направления постоянного профессионально-квалификационного развития трудового потенциала общества, повышения комплекса знаний, умений, навыков, активной, инновационной их реализации каждым работником – именно от этого в значительной мере зависят темпы социально-экономического развития общества, уровень благосостояния населения, мировая роль и значимость самого государства.

Определено, что целевыми ориентирами построения такой системы должны являться:

– функционирование непрерывного профессионального образования как целостной системы, органично увязывающей спрос населения и рынка труда на образовательные услуги по профессиональному обучению, организацию обучения через сеть образовательных учреждений;

– возможно более полная преемственность уровней, этапов, модулей обучения в рамках избранного человеком профессионального поля деятельности;

– открытость процесса непрерывного профессионального образования на принципах демократизма: доступ к каждой ступени образования, академическая мобильность обучающегося, академическая преемственность обучения на разных его уровнях;

– социальное партнерство между всеми агентами системы непрерывного образования, обеспечивающее его многосторонние интеграционные связи, включенность в социально-экономические отношения.

В диссертации доказано, что непрерывное профессиональное образование выступает не как альтернатива системе базового и дополнительного образования, а как один из существенных аспектов, реализуемых в процессе ее деятельности.

Система непрерывного профессионального образования ( оптимально построенная, открытая, включающая широкий спектр программ обучения разного уровня и продолжительности, реализуемых на основе деятельностного подхода, практикоориентированная – призвана способствовать решению задачи широкомасштабной подготовки предпринимателей. Такая система дает возможность для последовательного самоопределения человека в выборе предпринимательства как вида трудовой деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями и жизненными обстоятельствами и для овладения необходимыми для этого знаниями и умениями.

4. При исследовании проблем выявления личностных качеств, уровня и содержания знаний, необходимых предпринимателю, определено, что исходными позициями при этом должны являться сущностные характеристики его деятельности, ее специфические особенности. Сделан вывод, что под деятельностью предпринимателя следует понимать мотивированную совокупность закономерно связанных между собой поведенческих актов и последовательно совершаемых действий по выполнению поставленных им самим целей, решению при его личном участии комплекса задач, необходимых для достижения конкретных экономических и социальных результатов.

Сформулирован научный вывод, что предпринимательство – это прежде всего экономическая деятельность, осуществляемая посредством постоянного инновационного комбинирования факторов производства, направленная на эффективное использование всех ресурсов и получение наивысших результатов в виде прибыли. Одной из характеристик предпринимательства является творческое начало, побуждающее к инновационным изменениям содержания и характера деятельности, определяющим интенсивное развитие структуры предпринимательства, внедрение новых методов в производстве, создание нового продукта или услуги, получение нового источника ресурсов или более полное использование имеющихся, проведение необходимых реорганизаций, повышение конкурентоспособности производимой продукции, освоение новой ниши на рынке труда.

В диссертации сделан вывод, что сложность и многообразие элементов деятельности, широкий диапазон решаемых предпринимателем задач (особенно в малом предпринимательстве), определяют необходимость наличия у него обширных взаимосвязанных умений и качеств; к ним можно отнести следующие: способность к целеполаганию и четкому формулированию задач предпринимательства, умения: находить пути решения проблем с учетом возможных финансово-экономических рисков; реально оценивать состояние дел и перспективы их развития; выполнять функциональные задачи в системном режиме; находить решения в нестандартных ситуациях и в условиях неопределенности; вырабатывать и поддерживать новые идеи, оценивать их перспективность; управлять малыми коллективами на базе современных методов кадрового менеджмента; объективно профессионально оценивать не только результаты своей деятельности, но и состояние и изменения внешней экономической ситуации; действовать в соответствии с нормами этики и морали; быть коммуникабельным и толерантным в контактах с деловыми партнерами, клиентами; быть обязательным в выполнении принятых условий и договоренностей.

Указанные умения связаны не только с получением соответствующих профессиональных знаний, но и с наличием личностных качеств, развивать которые в процессе обучения гораздо сложнее, а также с наличием жизненного, так называемого социального опыта.

Осмысление специфики предпринимательской деятельности дает основание говорить о том, что предприниматель – это не только профессия, но и определенный тип личности.

В диссертации обосновано, что наряду с кругом умений, которые должны быть развиты у предпринимателя в процессе его профессиональной подготовки, ему необходимы навыки как минимум в процедурных видах деятельности. Например, в восприятии форм отчетности, их заполнении, организации прохождения документов и т. п.

Для развития совокупности взаимосвязанных умений и навыков необходим соответственным образом построенный, имеющий межпредметный характер комплекс знаний.

Автором уточнены понятия бизнес и предпринимательство, бизнесмен и предприниматель, что важно для четкого понимания особенностей их деятельности и профессиональной подготовки. Обоснован вывод, что под бизнесом следует понимать рыночную, коммерческую деятельность вообще, осуществляемую любым видом или типом предприятия, фирмы. Иначе говоря, бизнес – это общее понимание хозяйствования в рыночном режиме. Термин бизнесмен соответственно должен пониматься в общем смысле по отношению к лицам, ведущим (в качестве владельца, либо непосредственного руководителя, либо уполномоченного менеджера) какой-либо вид хозяйственной рыночной деятельности.

Под предпринимательством следует понимать активные действия по формированию и развитию собственного дела не в общесмысловой, а в конкретной, предметной их форме, а под термином предприниматель соответственно подразумевать лицо, самостоятельно, активно, инновационно и с большой долей риска осуществляющее эти действия либо лично, либо посредством создаваемой им хозяйственной рыночной структуры и несущее ответственность за свое дело. Указанные различия обусловливают особенности состава знаний, умений, необходимых личных качеств, развиваемых в бизнес-образовании и подготовке предпринимателей.

Состав, содержание требуемых качеств определяет вектор методологии, содержания, структуры, организации профессиональной образовательной его подготовки.

5. Исследование проблемы использования в профессиональной подготовке предпринимателей традиционных подходов к подготовке кадров экономического и управленческого профилей показало, что общая сложность решения этой задачи заключается в специфике предпринимательской деятельности – совокупности финансово-экономических, организационно-управленческих, хозяйственных процессов. Деятельность предпринимателя по реализации этих процессов имеет характер нелинейной системы, синергетический характер. В связи с этим содержание, методы и организация профессиональной подготовки к такому роду деятельности должны строиться адекватным образом.

Вместе с тем существовавшая до настоящего времени номенклатура направлений и специальностей базового профессионального образования не содержала такой системной их подготовки. При этом подготовка работника проводилась в рамках определенной специальности, формировался специалист, обладающий знаниями, умениями, навыками, необходимыми для конкретного вида трудовой деятельности и определенной профессии, т. е. в достаточно ограниченной области профессионального поля деятельности.

Такой подход отвечал условиям плановой экономики: студент готовился к заранее определенному виду работы (деятельности) и по окончании вуза направлялся на конкретное рабочее место. Но такой подход постоянно воспроизводил противоречие между объективными требованиями к специалисту как экономисту, достаточно полно знающему, понимающему всю совокупность законов, закономерностей, процессов, протекающих в экономике, порождаемую ими систему экономических отношений, и реальной ориентацией подготовки экономиста на деятельность именно в определенной предметной области экономики. Сделан вывод о том, что широкий профиль подготовки повышает уровень научной квалификации экономиста, потенциальную возможность его академической и трудовой мобильности, однако требует доподготовки к исполнению реального вида труда. И наоборот, специализированная базовая подготовка повышает стартовые, но снижает адаптационные возможности выпускника. Оба подхода не отвечают в полной мере задаче подготовки предпринимателя.

Вместе с тем традиционные подходы к подготовке экономистов способствуют развитию отдельных профессиональных качеств, необходимых для предпринимательской деятельности. Так, дисциплины функционального характера дают знания, применимые предпринимателем при решении задач управленческого, финансового, маркетингового, информационно-аналитического характера.

Но эти знания даются, как правило, в конкретном, предметном виде, а не как взаимоувязанные, интегрированные с позиций их комплексности, межпредметности, возможности применения в предпринимательской деятельности.

Одним из общих недостатков традиционного подхода к подготовке экономистов является недостаточное развитие активных, деятельностных методов обучения, нацеленных на формирование творческого подхода к решению экономических задач, а также умений максимального использования знаний и опыта, что затрудняет формирование необходимой компетентности будущего специалиста, тем более намеревающегося быть предпринимателем.

6. В результате исследования проблем целенаправленной профессиональной подготовки предпринимателей разработаны методологические подходы к формированию содержания, структуры и организации такой подготовки. Подобный подход предполагает прежде всего формирование содержания подготовки к какой-либо профессиональной деятельности, исходя из содержания этой деятельности и имеет следующую логику разработки: функции работника – решаемые им задачи – необходимые для выполнения этих задач умения, навыки, социальный опыт (в целом компетентность) – необходимые для их формирования профессиональные знания – структуризация их в учебные дисциплины, программы с учетом междисциплинарных связей. Реализация этого комплекса задач требует соответствующей методологии, основные элементы которой обоснованы в диссертации.


загрузка...