Исследовательская деятельность студентов вуза физической культуры: формирование, становление, развитие (29.06.2009)

Автор: Анисимова Вера Александровна

Первое условие: креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями, создание оптимальных условий для творческой деятельности. Творческая деятельность, в нашем исследовании, выступает в качестве средства формирования исследовательских способностей обучающихся. Основываясь на исследования экспериментальной психологии и учитывая принцип дополнительности, мы считаем, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг

Таблица 1 - Содержание понятийной цепочки опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования исследовательских способностей

Понятийная цепочка опытно-экспериментальной работы Опытно-экспериментальная работа по

проблеме формирования становления и развития исследовательских способностей у студентов

Исходный факт Студенты университета слабо владеют умениями исследовательской деятельности при объективной необходимости выполнения дипломного проекта, низкое качество выпускных квалификационных работ

Проблема Как обеспечить высокий уровень владения студентами умениями исследовательской деятельности в дидактической подготовке?

Ведущее концептуальное

положение Вера в потенциальные исследовательские возможности каждого студента университета

Идея, замысел, ход Реализовать в дидактической подготовке студентов университета физической культуры принцип, единства учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности, обеспечить на основе моделирования научных исследований в процессе обучения прочное

овладение базовыми знаниями и исследовательскими умениями

Желаемый (искомый)

результат Прочное усвоение базовых предметных знаний, формирование исследовательских способностей студентов университета высокого уровня развития, высокое качество исполнения выпускной квалификационной работы

друга, что «догадка», «озарение» возникают в экспериментальных условиях при соответствующей организации процесса. Продукт творческой деятельности и процессы, его породившие, должны исследоваться в их внутренней взаимосвязи и разделяются только в абстракции. В связи с этим, условием эффективного формирования исследовательских способностей обучающихся является, оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения творческих задач.

Сообщение знаний о способах деятельности не в состоянии обеспечить накопления опыта творческой деятельности и овладения исследовательскими умениями. Чтобы их приобрести, любому человеку необходимо самому оказаться в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности. Для овладения творческой деятельностью нет другого пути, кроме практического решения творческих задач. Поэтому, одним из условий формирования исследовательских способностей является креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями, создание оптимальных условий для творческой деятельности студентов.

Второе условие. Стимулирование исследовательской деятельности мы рассматриваем на личностно - смысловом уровне, как источник движения студента к более высокому личностному достижению, т.е. в основе стимулирования лежит личностно - значимый мотив достижения. Обеспечивая переход достижений в личностно значимые, опираемся на идеи Л.П. Жуйковой: желание самой личностью новых достижений; переживание ею положительных эмоций в процессе реализации достижений; осознанное планирование и прогнозирование достижений; использование прошлого опыта как источника развития; уверенность личности в собственных силах, принятие на себя ответственности за собственные действия и решения; операциональная вооруженность личности. Инициирование перспективы личностного роста и перспективы перехода в ранг «студенческой элиты» происходит на моральном уровне, как поощрение, как признание группой компетентности, мастерства, работоспособности, самостоятельности, высокой креативности и других достоинств в научно-исследовательской работе студентов вуза физической культуры.

Третье условие. Применительно к процессу формирования становления и развития способностей исследовательской деятельности, управление рассматривается нами как целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на коллектив студентов и отдельного студента для достижения заданного результата. Результативность управления данным процессом обеспечивается выполнением определенных функций: формулирование этапных целей процесса формирования указанного качества; установление исходного уровня, состояния сформированности исследовательских способностей; разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса формирования исследовательских способностей; получение по определенным критериям и показателям информации о состоянии изучаемого процесса (обратная связь); переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение в формирующий процесс корректирующих воздействий.

Анализируя особенности прямого и косвенного управления формированием становления и развития способностей исследовательской деятельности, мы отмечаем, что продуктивность данного процесса возрастает при его организации на основе косвенного управления посредством подбора определенных заданий. Проблемные учебно-исследовательские задания опосредованно воздействуют на ход мыслительной деятельности студентов, в отличие от прямого управления, когда ход мыслительных процессов жестко и однозначно определяется непосредственными указаниями педагога или предписаниями алгоритмического типа. Косвенное управление исследовательской деятельностью студентов может не сразу дать положительный эффект, потому, что формирование исследовательских способностей у студента вуза физической культуры происходит гораздо интенсивнее при косвенном управлении данным процессом.

Четвертое условие предполагает новые информационные технологии, которые активно используются в высшем образовании. Потому что, компьютерные технологии позволяют сделать обучение более интересным и эффективным, кроме того, студенты должны работать в условиях неограниченного доступа к информации. Это позволяет использовать информационные технологии в качестве инструмента, расширяющего образовательную среду, способного создать единое информационное пространство для всех участников образовательного процесса. Сетевые Интернет-проекты (телекоммуникационные проекты) - метод, решающий данные задачи, которые можно использовать для научно-исследовательской работы студентов.

Телекоммуникационные проекты - это деятельность обучающихся, имеющая творческую, учебную, игровую составляющую, реализующаяся с помощью компьютерных телекоммуникаций. При этом, используется исследовательский метод обучения, а сами компьютерные технологии выступают не как предмет изучения, а как инструмент познания. Сетевые проекты имеют ряд достоинств: между участниками проекта и его организаторами всегда поддерживается оперативная связь и мгновенный обмен информацией; проект может охватывать сколько угодно большую территорию, и при этом все участники его будут равноправны; используются современные информационные технологии, что является дополнительным стимулом для привлечения студентов к участию в проектах; средства коммуникации, которыми располагает Интернет, на сегодняшний момент оказывается дешевле традиционных видов связи.

Конечная цель, которую мы перед собой ставим: развить и поддержать у студентов вуза физической культуры интерес к научной работе, т.к. студенты, со школьной скамьи участвующие в НИР, - это наши будущие аспиранты и молодые ученые. Поэтому, университет заинтересован в развитии такого комплекса непрерывного образования. Научно-исследовательская деятельность - мощное средство развития познавательных интересов и личности студентов.

В четвертой главе «Экспериментальная проверка эффективности методической системы обучения студентов исследовательской деятельности» выделены принципы организации и критерии эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию исследовательских способностей студентов, раскрыто содержание проектируемых образовательных программ и спецкурсов исследовательской подготовки обучающихся, описаны содержание, результаты и выводы экспериментальной работы.

Придерживаясь классификации В.И. Андреева, основным средством формирования становления и развития исследовательских способностей студентов, являются деловые игры, конечным результатом которых может выступать реферат исследовательского характера. Деловая игра оказывает содействие формированию способностей исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры, их инициативности, обеспечивает динамику развития исследовательских способностей обучающихся. Мы проводили занятия по методике преподавания практической апробации результатов исследования и оценке их эффективности в форме деловых игр по разработке гипотезы и теоретических предпосылок исследования.

На старших курсах начинается формирование способностей исследовательской деятельности методологического уровня, основные принципы которого закладываются в рамках спецкурса «Основы научно-исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры».

В своем исследовании, мы брали за основу, что критерии должны отражать основополагающие закономерности формирования личности, с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы, качественные показатели должны выступать в единство с количественными. В соответствии с выделенной в нашем исследовании трехуровневой системой обучения применялись критерии, соответствующие каждому уровню.

Критерием сформированности исследовательских способностей на праксиологическом уровне обучения студентов является эффективность использования исследовательских способностей в процессе учебной и исследовательской деятельности студентов. Показателями сформированности выступали полнота, прочность, осознанность и освоенность исследовательских способностей. Данные показатели определялись на основе пооперационного анализа (А.П. Беляева).

К основным критериям сформированности исследовательских способностей студентов вуза физической культуры на технологическом уровне обучения студентов мы выделили:

- направленность студентов на осуществление исследовательской деятельности (оценивалась системой стандартных тестов);

- характеристику решения методических задач (оценивалась по показателям: осознанность решения, обобщенность, нестандартность).

Для оценки уровня сформированности исследовательских способностей студентов на методологическом уровне был проведен анализ представленных в педагогических исследованиях критериев и показателей (И.Ф. Исаев, М.И. Ситникова, Т.М. Фатьянова, Н.Л. Шеховская). На основе этого анализа, нами была разработана система критериев, включающая в себя отношение к исследовательской деятельности, практическую и инновационную готовность к исследовательской деятельности, стремление студента к самосовершенствованию в исследовательской деятельности. Каждый из критериев содержал в себе целый ряд показателей.

На основании совокупности критериев и их показателей были выявлены уровни (высокий, средний, низкий) формирования исследовательских способностей студентов вуза физической культуры.

Высокий уровень характеризуется личностным осмыслением студентом значимости научной работы для успешной социализации в современном социуме, позитивным отношением к научной деятельности, личностной готовностью научно, грамотно действовать в современном обществе, ответственностью за результаты своей научно-педагогической деятельности. Студенты, находящиеся на данном уровне умеют разделять научные ценности и активно учиться, а также работать на благо общества.

Средний уровень сформированности отличается недостаточной осведомленностью студентов о важности научной деятельности в условиях рыночной экономики. Студенты данного уровня не всегда дают адекватную оценку своим поступкам, обладают недостаточным уровнем сформированности научной деятельности и компетентности.

Низкий уровень характеризуется несформированностью у студентов представлений о современном уровне развития научной деятельности, отсутствием готовности к решению исследовательских задач проводимых не только в вузе, но и других организациях.

Апробация основополагающих положений концепции формирования становления и развития способностей исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры осуществлялась в два этапа. На первом этапе, изучение проблемы в рамках констатирующего эксперимента показало, что в педагогической науке теоретические и методические основы формирования способностей исследовательской деятельности представлены недостаточно. Результаты эксперимента и их статистическая обработка показали, что большинство студентов находится на уровнях не выше среднего и, что в условиях существующей системы не происходит значительного повышения этого уровня в связи с отсутствием целостной концепции, позволяющей практически формировать эти умения.

На втором этапе проверки эффективности разработанной концепции была составлена экспериментальная программа, в ходе которой ставились и решались следующие задачи:

- экспериментально проверить эффективность определенных в исследовании теоретических положений формирования исследовательских способностей;

- изучить динамику изменения уровня сформированности исследовательских способностей студентов в процессе экспериментальной проверки;

- дать оценку полученным результатам, скорректировать основные положения концепции.

Содержание экспериментальных семинаров по исследовательской деятельности студентов второго, третьего, четвертого и пятого курсов находило свою реализацию в практическом овладении процедурой научного исследования на основе моделирования данного процесса в искусственно создаваемых условиях (второй, третий курс). А затем, на основе организации педагогического исследования, в подлинных условиях образовательного учреждения (педпрактика, четвертый - пятый курс). Студентов пятых курсов знакомили с процедурами оформления и защиты выпускной квалификационной работы по теме исследования. При этом научно-исследовательские разработки студентов носили подлинный характер и представляли практическую ценность.

На основе методов моделирования и структурирования, и учетом содержания квалификационного стандарта, были разработаны рабочие модели педагогической деятельности, позволяющие приступить к проектированию программ подготовки студентов к исследовательской деятельности. Организационно-педагогической основой реализации программ подобной подготовки выступает Школа «Педагога-исследователя», организованная под руководством профессора А.Я. Найна. Основная форма работы школы – круглогодичный методологический семинар, дающий необходимые навыки для студентов, занимающихся научной работой (диагностическая, проектировочная, экспериментальная деятельность) и др.


загрузка...