Исследовательская деятельность студентов вуза физической культуры: формирование, становление, развитие (29.06.2009)

Автор: Анисимова Вера Александровна

Из этого можно выделить принцип преемственности, который является определяющим в физкультурном образовании студентов. Преемственность - это объективная необходимая связь между различными этапами, ступенями развития, как бытия, так и познания человека. Преемственность в педагогическом процессе предполагает сохранение в себе, с каждым новым этапом, развития исследовательских способностей, базовых знаний, способностей, личностных качеств, как результата предшествующих этапов и возможности дальнейшего развития, который состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.

Одним из ведущих принципов организации процесса формирования становления и развития исследовательских способностей является принцип дополнительности. Суть его состоит в существовании в педагогическом явлении пар взаимодополняющих элементов, одновременное одинаково яркое проявление, которых невозможно. Данный принцип нами конкретизируется через: единство и дополнительность дискурсивного и интуитивного в исследовательской деятельности; единство исследовательского и учебно-познавательного процесса; сочетание коллективных и индивидуальных форм исследовательской работы.

Принцип управляемости, предполагает реализацию со стороны преподавателя функций управления (планирования, организации, контроля и регулирования) процессом исследовательской деятельности студентов.

???????w

???????????w

???????????w?r

???????????w????????????¤????????w

???????????w

???????????w

?????????и????????????w

???????????w

????????w

????????w

??????и????????w

????????????w

??????w

???????????w

??????и????????w

новления и развития способностей исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры (рисунок 1).

В соответствии с основными концептуальными положениями, разработана функционально-содержательная модель формирования становления и развития способностей исследовательской деятельности студентов физической культуры, которая включает в себя:

1) социально-образовательные потребности и профессионально-ценностные ориентации школы и личности;

2) принципы организации процесса формирования способностей исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры;

3) содержание и педагогические условия реализации процесса формирования способностей исследовательской деятельности;

4) качественные и количественные результаты этого процесса.

Таким образом, теоретические основания реализации в образовательной практике идеи формирования становления и развития способностей исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры представлены нами в трех аспектах: дидактическом, содержательном и методическом.

Дидактический аспект физкультурного образования студента-исследователя выстраивается как целостная совокупность трех взаимосвязанных видов обучения - индивидуализированного, межиндивидуализированного и метаиндивидуализированного обучения.. Это установка на персонифицированное обучение является необходимым педагогическим условием реализации процесса формирования становления и развития способностей исследовательской деятельности.

Содержательный аспект осуществления замысла, определяется в соответствии с направленностью и характером исследовательской деятельности и способствует овладению студентами методологическими и теоретико-интегративными знаниями.

Методический аспект направлен на повышение продуктивности творческой деятельности студентов, которая рассматривается нами как средство формирования становления и развития способностей исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры.

Выделенные теоретические основы формирования становления и развития способностей исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры выявляют следующие важные факторы (направления) образования студентов: а) ценностно-мотивационный (формирование исследовательских мотивов и ценностного отношения к педагогическому исследованию у студентов); б) информационный (знание методологии исследовательской деятельности и логики научного исследования); в) практический (личный опыт исследовательской деятельности).

На основании проведенного исследования, нами доказаны эффективность разработанной дидактической модели и технологии формирования становления и развития способностей исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры.

В третьей главе «Методические предпосылки построения системы обучения студентов физкультурного вуза к исследовательской деятельности» представлен категориальный аппарат и способы изучения исследовательской деятельности студентов; показаны основные методы организации опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования; рассмотрены педагогические условия формирования становления и развития способностей исследовательских способностей выпускников университета физической культуры.

В ходе исследовательской работы, нами обозначены основные идеи по формированию исследовательских способностей у студентов:

эффективность исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры обусловлена мерой ее взаимодействия со всеми компонентами учебного процесса и организацией как системы, обладающей спецификой целей, результатов и логики развертывания во времени;

в дидактической подготовке студентов является нецелесообразным деление исследовательской деятельности студентов на учебную (осуществляемую по учебному плана вуза) и научно-исследовательскую (которая не предусмотрена учебным планом), поскольку, в учебном процессе вуза, на сегодняшний день, не осталось форм исследовательской деятельности студентов, не включенных в учебный план университета физической культуры из-за необходимости углубления научной деятельности будущих спортсменов-педагогов.

Проанализировав работу по формированию становления и развития исследовательских способностей обучающихся, мы учли психологические особенности их возраста. В связи с выделенными в работе психологическими особенностями обучающихся разных возрастных групп и анализом содержательно-процессуального компонента педагогического образования в системе обучения, ориентированной на формирование исследовательских способностей, на наш взгляд, необходимо выделить три уровня - праксиологический, технологический, методологический. При этом деятельность студента и деятельность преподавателя на каждом уровне системы обучения имеет свои содержательные и процессуальные особенности. Формирование исследовательских способностей в трехуровневой системе обучения является одним из условий эффективного развития. Особенность взаимосвязей всех уровней системы обучения состоит в том, что каждый предшествующий обуславливает основные характеристики последующего, его направленность и качество.

С данным условием непосредственно связано условие реализация лич-ностно-ориентированного подхода в процессе формирования становления и развития исследовательских способностей как основы обучения творчеству.

Исследования психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов) показали, что операционное введение в деятельность само по себе еще не обеспечивает реальную личную включенность в эту деятельность. Нужно учитывать персональную логику творческого развития студента и создать для него соответствующие условия. Иными словами, для оптимизации реального творческого процесса необходимо формирование для каждого студента индивидуальной зоны - зоны творческого развития. Зона творческого развития выступает в качестве условия продуктивной деятельности обучающегося. Учитывая эту зону, мы относим ее к условиям эффективного формирования становления и развития исследовательских способностей студентов вуза физической культуры.

В основе нашей опытно-экспериментальной работы использована указанная «понятийная цепочка»: факт - проблема - исходные концептуальные положения - идея - замысел - гипотеза - ход - желаемый результат (таблица 1).

На каждом этапе педагогического эксперимента использовался комплекс методов научно-педагогического исследования: наблюдение за деятельностью обучающихся, анкетирование, тестирование, ранжирование, компьютерная обработка результатов, методы математической статистики.

В ходе исследования выделен комплекс педагогических условий, под которым нами понимается совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств обучения и материально-пространственной среды, направленных на решение сформированной цели (А.Я. Найн).


загрузка...