Поэтика ремарки в русской драматургии XVIII-XIX веков (29.03.2010)

Автор: Зорин Артем Николаевич

Чехов одним из первых русских драматургов начинает использовать собственно ремарку «пауза» для обозначения контекстуально значимого молчания. Именно «пауза» в чеховских пьесах - самая частотная из ремарок. Чехов меняет смысловой фон традиционной ремарке молчания как ответной психологической реакции на непосредственный речевой факт или действие. В его пьесах «пауза» связана с разнообразными сопутствующими сюжетными фактами: смещением внимания с диалога на обстановку или действие извне, неожиданной фразой, невозможностью ответа, сменой темы разговора и т.п.

Сопоставление драматургических текстов А.П. Чехова с исследованиями театральных интерпретаций его пьес свидетельствует о критическом взгляде автора на современное ему театральное искусство, об интересе к возможностям и условиям сценического воплощения своих произведений. В поздних пьесах Чехов нередко отказывается от четких указаний режиссеру на характер будущей интерпретации, в ремарке «определяя настроение, в котором должно протекать последующее действие» («холодно», «звук точно с неба»).

По сравнению с предшествующими текстами русской драматургии в пьесах А.П. Чехова изменяется функционально-семантическая роль всех типов ремарок. В его драмах прозаизация как форма освоения творческого опыта драматурга полученного в прозе, выразилась наиболее последовательно. «У отдельных ремарок появляется функция, сходная с функцией детали в его прозе: она становится средством раскрытия характера персонажа и создания определенной эмоциональной атмосферы отдельной сцены <…>, действия <…> и даже пьесы в целом». В то же время нельзя говорить о беллетризованной ремарке у Чехова, представляющей практически самостоятельный текст. Чехов стремится к минималистичным ремарочным средствам.

Если в «Чайке» авторские ремарки еще скупо характеризуют атмосферу действия («Вечер <…> Полумрак. Слышно, как шумят деревья, и воет ветер в трубах»), то в «Вишневом саде» это – масштабные полотна с множеством деталей. Они фиксируют впечатление на принципиальной смысловой доминанте – оппозиции хрупкости мира усадьбы Раневской и надвигающейся извне незнакомой, чуждой жизни («Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город, который бывает виден только в очень хорошую, ясную погоду»).

В Заключении подводятся итоги работы, даются концептуальные выводы и обобщения. Историко-литературные, историко-культурные и теоретико-литературные аспекты проведенного исследования позволяют прийти к выводу о том, что в русской драматургии динамика развития ремаркирования демонстрирует устойчивую эволюцию ремарки – этого внедиалогического, но существенного и действенного элемента пьесы, расширение её выразительных и сюжетообразующих возможностей в драматургических текстах разных жанров и литературных стилей. Двойная направленность текста драмы – для чтения и для постановки – обусловливает совершенствование авторской ремарки в перспективе обеих этих тенденций. Ремарка оказывается в зоне сильнейшего влияния и сильнейшей зависимости от самых разных процессов – от развития культуры сцены и повышения культуры зрителя и читателя, от смены литературных эпох и направлений, от специфики восприятия пространства в изобразительном творчестве и искусстве в целом, от смены коммуникативных парадигм на протяжении двух столетий.

Дальнейшее изучение темы представляется чрезвычайно перспективным на материале драматургии XX – начала XXI веков – периода ставшего ареной столкновения в пространстве драматического текста маргинальных речевых пластов с семиозисом авторской речи. Ведущие современные критики с удивлением отмечают, что ремарки авторов начала XXI века читать гораздо интереснее, нежели диалоги. Малоизученной остается и тема культуры режиссерской ремарки в ее взаимоотношении с авторской ремаркой русской драматургической культуры.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Монографии:

Зорин, А.Н. Пауза и молчание: (Комплексное исследование драматургического приема на материале пьес Н.В. Гоголя). – Саратов: «Научная книга», 2007. – 160 с. ISBN 978-5-9758-0580-5.

Зорин, А.Н. Поэтика ремарки в русской драматургии XVIII-XIX вв. / А.Н. Зорин. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та., 2008. – 240 c. – ISBN 978-5-292-0376-1.– [Рец: Макарова Э. Книжная полка // Страстной бульвар, 10. – 2009. – № 2 (122). – С. 133.].

Статьи, опубликованные в изданиях, реферируемых ВАК:

Зорин, А.Н. Ремарка русской драмы XVII-XVIII вв.: границы приема, культурный контекст // Вестник Московского гос. обл. ун-та. – Сер. «Русская филология». – Москва, 2008. – №3. – С. 153-160. ISBN 978-5-7017-1336-7.

Зорин, А.Н. «Сюжеты в форме диалога»: Жанровая ремарка пьес Тургенева. Интерпретационный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. – Сер. «Социология. Политология». – Саратов, 2009. – Т. 9. – Вып. 2. – С. 70-76. ISSN 1814-733-x; 1818-9601.

Зорин, А.Н. «Потерянный браслет»: перспективы предметного мотива в классической драматургии («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Золушка» Дж. Россини и «Цимбелин» В. Шекспира) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – Сер. «Филология и искусствоведение». – Киров, 2009. – Том 2. – № 2(2). – С. 158-162. ISSN 91997-4280.

Зорин, А.Н. «Я ничего шедевриального не заметил»: К проблеме зрительского высказывания как интерпретационной ремарки // Известия Саратовского университета. Новая серия. – Сер. «Социология. Политология». – Саратов, 2009. – Т. 9. – Вып 3. – С. 73-80. ISSN 1814-733x; 1818-9601.

Зорин, А.Н. «Держась за голову, прыгает от радости». О некоторых аспектах формальной конструкции пьес А.Н. Островского «Бальзаминовского цикла» // Вестник Адыгейского государственного университета. – Сер. «Филология и искусствоведение». – Майкоп, 2009. – Вып. 3. – С. 17-21. ISBN 978-5-85108-195-8; 978-5-85108-200-9.

Зорин, А.Н. А.Н. Островский: Разрушение мизансцены. (К проблеме авторской ремарки в драматических произведениях) // Известия Саратовского университета. Новая серия. – Сер. «Социология. Политология». – Саратов, 2009. – Т. 9. – Вып 3. – С. 63-67. ISSN 1814-733x; 1818-9601.

Зорин, А.Н. «Тень звука». К вопросу о генезисе драматургической ремарки «пауза» в литературной и культурно-исторической перспективе // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – М., 2009. – Вып. 2. – С. 22-30. ISSN 1998-8745.

Зорин, А.Н. Ремарка в драматургии И.С. Тургенева. Особенности характеросложения и прозаизации // Вестник Московского государственного областного университета. – Сер. «Русская филология». – М., 2010. – № 1. – С. 347-353. ISBN 978-5-7017-1336-7.

Публикации в других научных изданиях:

Зорин, А.Н. Мистериальность «Женитьбы». (О жанровом синтетизме гоголевской комедии) // Автор. Текст. Аудитория: Межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. – С. 14-18. ISBN 5-292-02896-7.

Зорин, А.Н. Драматургия паузы: от временного к вечному // Проблемы литературного диалога: Сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Латанова В.П., 2002. – С.48-55. ISBN 5-94184-039-X.

Зорин, А.Н. «Выбор невесты» накануне «Женитьбы»: гофмановская поэтика и комедия Н.В. Гоголя // Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения: Сб. докл. – М.: Книжный дом «Университет», 2004. – С. 108-117. ISBN 5-98227-030-Х.

Зорин, А.Н. «Охота на Золушку». К проблеме интертекстуальности лермонтовского «Маскарада» // Лермонтовский выпуск № 7: Материалы Междунар. нуч. конф. «Изучение творчества М.Ю. Лермонтова на современном этапе». – Пенза, 2004. – С.229-236. ISBN 5-7103-0977.

Зорин, А.Н. Кто держит паузу в сценах взяток в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» // Гоголь и русская литературная культура: Сб. науч. тр. – Вып.2. – [Саратов]: Изд-во Сарат. педагогич. ин-та, 2005. –С. 72-78. ISBN 5-93888-697-Х.

Зорин, А.Н. «Цветущий посох» – архисюжет в контексте интерпретаций ХХ века. («Тангейзер» Р. Вагнера) // Язык-Общество-Культура-Менталитет: Сб. науч. тр. – Саратов: Научная книга, 2005. – С. 200-203. ISBN 5-93888-837-9.

Зорин, А.Н. Почему Щепкин не хотел играть «Развязку «Ревизора» Гоголя. Еще раз о значимости некоторых пауз и ремарок в тексте пьесы // Гоголь и русская литературная культура: Сб. науч. тр. – Вып.2. – [Саратов]: Изд-во Сарат. педагогич. ин-та, 2005.– С. 82-86. ISBN 5-93888-697-Х.

Rakitina, E.; Zorin, A. Absolute Shakespeare : [Рец. на: Соколянский М.Г. Перечитывая Шекспира. М., 2002] // Multicultural Shakespeare: Translation, Appropriation and Performance. – Lodz: Lodz University Press, 2006. Vol. 3(18). – P. 114-116. ISBN 83-7525-004-X. – [В соавторстве с Е.Б. Ракитиной].

Зорин, А.Н. Ремарки в пьесе братьев Пресняковых «Воскресение.Супер» как форма диалога с романом «Воскресение» и драматургической поэтикой Л.Н. Толстого // Литература в диалоге культур – 5: Материалы. Междунар. науч. конф. – Ростов н/Д: НМЦ «Логос», 2007. – С. 88-90. ISBN 5-7051-0214-3.

Зорин, А.Н. Маленькая самоцель и большая жизнь: [О новых материалах к творческой биографии А.П. Скафтымова] // Филологические этюды. – Вып. 10. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. –С. 3-10. ISSN 1997-3098.

Зорин, А.Н. Судьба ремарки: «Ревизор» Н.В. Гоголя в перспективе сценических интерпретаций ХХ века // Н.В. Гоголь и современное культурное пространство: Материалы Шестых Международных гоголевских чтений. – М.: Книж. дом «Университет», 2007. – C. 147-156. ISBN 978-5-98227-336-9.

Зорин, А.Н. Пре- и постпозитивная ремарка в драматургических версиях классических текстов («Похождение, составленное по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» М. Карбаускиса и «Воскресение. Супер» братьев Пресняковых) // Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ – начала XXI веков. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С. 346-351. ISBN 978-5-912-72-559-3.

Зорин, А.Н. Ремарка русской классицистической трагедии: скрытый аффект и переосмысленная традиция (трагедии М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова) // Филологические этюды: Сб. науч. ст. – Вып. 11. – Ч. 1-2. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. –С.156-161. ISSN 1997-3098.

Зорин, А.Н. Мальчика звали Иль: «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина в версии театра АТХ: гиперремарка в постмодернистской интерпретации классики // Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность: Сб. ст участников Междуар. науч конф. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2008. – С. 354-364. ISBN 978-5-91272-571-5.

Зорин, А.Н. Свадебная травестия: реальное сватовство и «невероятные события» «Женитьбы» Н.В. Гоголя // Хлестаковский сборник: [Материалы Междунар. науч. конф. Первые Хлестаковские чтения]. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. – С. 68-75. ISBN 978-5-292-038-71-9.

Зорин, А.Н. «Дочь фараона» среди «теней»: ремарка в сатирической драматургии М.Е. Салтыкова-Щедрина // Очерки русской литературной культуры: Сб. науч. тр. – [Саратов]: Изд-во Пед. ин-та Сарат. гос. ун-та, 2009. – С 59-67. ISSN 978-5-904445-01-0.

Зорин, А.Н. Афишная ремарка пьес И.С. Тургенева. К проблеме автоцитации // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых: В 3 ч. – Вып. 12. – Ч. 1-2. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. –С. 231-238. ISSN 1997-3098.

Зорин, А.Н. «На что ж привешены нам руки...»: Власть ремарок и ремарки власти в пьесе А.Н. Островского «Доходное место» // Институты власти в языке, литературе и журналистике России: Сб. науч. ст. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. – С. 66-73. ISBN 978-5-91272-991-1.

Зорин, А.Н. К проблеме генезиса драматургической ремарки (пьесы А.И. Слаповского в контексте автокомментария) // Изменяющаяся Россия – изменяющаяся литература: художественный опыт ХХ – начала XXI веков: Сб. науч. трудов. Вып. 3 / Сост., отв. редактор проф. А.И. Ванюков. Саратов: Изд. центр «Наука», 2010. С. 253-256. ISBN 978-5-9999-0260-3.

Зорин, А.Н. Минимализм ремарки в «Игроках» Гоголя // Н.В. Гоголь и русская литература: Материалы Девятых Международных гоголевских чтений, посвященных двухсотлетию писателя. – М.: Книж. дом «Университет», 2010. – C. 306-312. ISBN 978-5-90-4101-09-01.


загрузка...