Развитие научно-педагогического потенциала научного сообщества в университетах физической культуры (29.03.2010)

Автор: Закревская Наталья Григорьевна

x2 – удовлетворение результатами своей научной деятельности 3,65453 22,841 22,841

x3 – отношение к процессу научной деятельности 2,1034 13,146 35,987

x7 – обсуждение вопросов научной и исследовательской деятельности 1,58747 9,922 45,909

х8 – стремление достичь высокого положения в обществе 1,29195 8,075 53,983

х20 – роль преемственности в первичной социальной группе в уровне интеллектуального развития 1,27183 7,949 61,932

х22 – возможность подготовки интеллектуальной элиты в условиях современной высшей школы 1,0446 6,529 68,461

х25 – участие представителей научного сообщества в политической жизни общества 0,952245 5,952 74,413

х28 – наличие домашней библиотеки 0,769909 4,812 79,225

х33 – занимаемая должность 0,703341 4,396 83,621

х34 – ученая степень 0,687689 4,298 87,919

х35 – научное звание 0,52464 3,279 91,198

х37 – знание иностранного языка 0,443352 2,771 93,969

х39 – возрастной диапазон 0,364249 2,277 96,245

х45 – образование супруга 0,329413 2,059 98,304

х46 – образование детей опрошенных респондентов 0,161862 1,012 99,316

х47 – образование родителей опрошенных респондентов 0,109515 0,684 100,000

В результате проведенного факторного анализа были выявлены критерии эффективности научных исследований (гранты, премии, звания); факторы, повышающие престиж профессии (преподавание в вузе, принадлежность к академической элите); показатели доступа к всевозможным источникам информации (российские и иностранные, участие в конференциях); критерии свободы творчества (для доктора наук – творческие решения, для кандидата наук – свобода мышления, для не имеющих степени – свобода в выборе темы исследования).

Проведенный констатирующий эксперимент выявил основные факторы, которые влияют на мобильность в научной среде. Статистической обработке были подвергнуты данные, полученные в результате анкетирования. На первом этапе выполнения факторного анализа было выделено шестнадцать факторов, что соответствует числу переменных, участвующих в проведенном анализе. После проведения статистической обработки данных были выявлены 6 факторов с высокими значениями факторных нагрузок, включающих в себя показатели нескольких переменных. Анализ показал, что первый фактор характеризует высокие значения переменных: x28 (0,532), x33 (0,708), x34 (0,787), x35 (0,601) – и определяет социальный статус респондента: занимаемая должность, ученая степень, ученое звание, владение информацией. Второй фактор характеризует высокие значения нагрузок на переменные: x22 (0,873) и x25 (0,854), которые определяют отношение респондентов к подготовке и представительству в политических институтах интеллектуальной элиты: возможность подготовки интеллектуальной элиты в условиях современной высшей школы (как критерий наличия социально-культурных условий в университете для формирования научного потенциала); участие представителей научного сообщества в политической жизни общества (как проявление принадлежности к властным структурам). Третий фактор – высокие значения факторных нагрузок на переменные: x39 (0,817), x46 (0,661), x47 (-0,706); две переменные имеют положительное и одна – отрицательное значения. Эти переменные характеризуют возраст респондентов и образование их детей и родителей: возрастной диапазон (как показатель научной продуктивности в определенном возрастном периоде); образование детей опрошенных респондентов (как показатель мобильности поколений в семье); образование родителей опрошенных респондентов (необязательный показатель высокого уровня образования). Четвертый фактор – высокие значения факторных нагрузок на переменные: x7 (0,680), x8 (0,710) и x37 (0,575), которые характеризуют направленность на успех (частоту обсуждения вопросов научной и исследовательской деятельности, стремление респондента достичь высокого положения в обществе; знание иностранного языка как показатель принадлежности к высокообразованному слою). Пятый фактор: высокие значения имеют факторные нагрузки на переменные: x2(0,844) и x3(0,536), которые характеризуют отношение к научной работе и удовлетворение ее результатами. Шестой фактор: высокие значения имеют нагрузки на переменные x20(0,778) и x45(-0,693), характеризующие мнение респондентов о роли преемственности в первичной социальной группе и интеллектуальном развитии (как обязательный показатель проявления качеств одаренности) и образовании в семье опрошенных респондентов.

Проведенный анализ дал возможность выявить основные факторы, которые влияют на мотивацию и мобильность в научной среде: наличие высшего образования у родителей, детей, жен и мужей (фактор является закономерностью, так как прослеживается у всех членов семей опрошенных респондентов); отношение к научной работе и степень удовлетворенности ее результатами (подавляющее большинство опрошенных полностью увлечены своей научной работой и удовлетворены результатами своей научной деятельности не ниже, чем на 80-100 %); роль преемственности в первичной социальной группе в уровне интеллектуального развития (уверены во влиянии наследственности на интеллектуальное развитие 80,6% опрошенных); социальный статус (должности профессора и доцента имеют 73,4 % опрошенных, степень кандидата наук и профессора имеют 95,3 % опрошенных, звания доцента и профессора имеют 64,1 % опрошенных); отношение к представительству в политических институтах власти интеллектуальной элиты (79,2 % опрошенных считают, что научное сообщество должно иметь своих представителей в политических кругах); необходимость подготовки интеллектуальной элиты в условиях современной высшей школы (74,3 % опрошенных уверены в том, что представителей научного сообщества необходимо готовить в условиях высшей школы).

Результаты проведенного исследования доказывают следующее: представители научного сообщества университета физической культуры представляют собой социальную группу, воспроизводство которой зависит от условий развития научно-педагогического потенциала данного сообщества. Одним из условий возможностей развития потенциала научного сообщества является вертикальная мобильность, направленная на усвоение ценностей субкультуры данной социальной группы.

Четвертая глава рассматривает характеристики социального здоровья студенческой молодежи как основы развития научно-педагогического потенциала научного сообщества. В ходе констатирующего эксперимента были разработаны методики для выявления параметров эталона образа жизни студенческой молодежи.

Всероссийский опрос молодежи (опрошены были в 2003 году 1500 учащихся молодых россиян, из них 600 – студенты; в 2007 году – 1500, из них 610 – студенты) позволил определить основные социальные установки для формирования образа жизни у студенческой молодежи, а также его соотношения с реальным образом жизни. В нашем исследовании было выделено четыре класса параметров: показатели образа жизни (цели, установки, мотивы); отношение студентов к проблеме образа жизни (положительное или отрицательное, устойчивое или неуверенное и т.п.); модальность отношения (возможность, необходимость, обязанность); направление (профиль) образования студентов (гуманитарное, естественнонаучное, техническое).

Выбранные нами параметры и категории обеспечили сравнимость результатов, а эмпирические исследования определили следующие параметры, влияющие на интеграционный процесс: социальное положение родителей студентов; материальное положение; отношение к карьере; формы проведения досуга (занятие физическими упражнениями и спортом, чтение, свободное время, общественная жизнь и др.); влияние информационно-образовательной среды на формирование образа жизни.

По результатам констатирующего эксперимента были разработаны показатели эталона образа жизни современной студенческой молодежи, которая связывает свою дальнейшую карьеру с научной деятельностью и формированием здорового образа жизни.

Основными ценностными аспектами, обусловливающими образ жизни, стали следующие:

- независимость, свобода действий - 85,3 %;

- наличие высшего образования - 81,2 %;

- наличие собственной квартиры, машины - 81 %;

- регулярное укрепление своего физического состояния - 80,3 %;

- овладение престижной профессией - 68,8 %;

- наличие собственной семьи - 60,9 %;

- наличие престижной должности - 53,6 %;

- высокое материальное положение - 53,3 %;

- наличие детей - 49,3 %.

$ ученых (87,3 %); усвоение субкультуры (73,4%); социальная коммуникация и оценка своей деятельности (85,3 %); формирование познавательной активности (97,6 %); совершенствование процесса личностного развития (86,2 %); формирование спроса на интеллектуальный продукт (89,4 %).

В пятой главе рассматривается вопрос статуса аспирантуры и магистратуры в структуре российского образования. Исторически сложилось так, что с приходом советской власти магистратура в России прекратила свое существование. На смену пришла аспирантура, которая не ставила цели подготовки кадров для высшей школы. Аспиранты обучались и работали, прежде всего, в научно-исследовательских институтах. Университетам в подготовке специалистов отводилась в сущности та же роль, что и институтам, несмотря на все попытки университетского сообщества ставить вопросы о необходимости специальной подготовки преподавателей для вузов. Первоначальная идея магистратуры – подготовка преподавателей и научных работников для высшей школы – за прошедшие десятилетия во многом была забыта или нивелирована в силу целого ряда причин. В то же время актуальность данной проблемы не только не утрачена, а приобретает еще большую остроту, поскольку старшее поколение ученых убывает, а молодое поколение не торопится связать свою судьбу с работой в вузах.

В рамках исследований 2003 и 2007 годов нами были выявлены профессиональные ориентации современной российской молодежи и представлены характеристики группы молодых россиян, которые хотели бы связать свою профессиональную деятельность с преподаванием в высшей школе и наукой (опрошены 2003 году 600 – студентов; в 2007 году – 610 – студентов). Среди этих опрошенных только 50 человек хотели бы связать свою деятельность с наукой, это 8,3 % от всех опрошенных. На первый взгляд, это очень мало. С другой стороны, полученные данные являются достаточными для механизма фильтрации в научных слоях: в магистратуре университета физической культуры имени П.Ф. Лесгафта обучается 6-7 % от всех студентов-выпускников, в аспирантуре – 4-5 %. Для того, чтобы была преемственность в научной школе, необходимо соблюдать условия, способствующие селекции наиболее способных студентов в бакалавриате и магистратуре.

Для определения направлений развития научно-педагогического потенциала был разработан механизм, позволяющий сопоставить критерии отбора студентов, способных к исследовательской деятельности, и эффективность их применения (рис. 2). Основные задачи курса, направленные на формирование данного механизма: формирование знаний о научном содержании социологии образования, ее функций и средств, обуславливающих ее выделение в самостоятельную научно-практическую социологическую систему; знание целей, задач и методов профессиональной деятельности специалиста в области социологии образования; представление об истоках, истории и специфике развития теории социологии образования; понимание зависимости образовательного процесса от изменений, происходящих в социально-экономической, политической жизни общества и научно-технических преобразований в мире; освоение различных форм научных сообществ, отвечающих потребностям информационного общества; овладение методами анализа социально-образовательного пространства; знание основных направлений прикладных исследований в современной социологии образования.

Рис. 2. Условия развития научно-педагогического потенциала в университете физической культуры.

Результаты педагогического эксперимента, характеризующие качества личности и социальные факторы, способствующие развитию научно-педагогического потенциала, представлены в таблице 2.


загрузка...