Развитие научно-педагогического потенциала научного сообщества в университетах физической культуры (29.03.2010)

Автор: Закревская Наталья Григорьевна

2. Провести анализ основных концептуальных подходов к проблемам подготовки кадров для высшей школы и разработать уровни развития научно-педагогического потенциала в университете физической культуры.

3. Выявить основные показатели мобильности, влияющие на развитие научно-педагогического потенциала в университете физической культуры.

4. Разработать концептуальную модель образа жизни научного сообщества, как ведущего фактора, влияющего на отбор и подготовку студентов к профессиональной деятельности преподавателя-исследователя.

5. Определить основные параметры социального здоровья студенческой молодежи как необходимого социального ресурса для формирования и воспроизводства научно-педагогического потенциала.

6. Выявить пути оптимизации подготовки преподавателей-исследователей с учетом блочно-модульного подхода в условиях университета физической культуры.

7. Разработать и экспериментально апробировать эффективность технологии формирования ценностного аспекта социально-культурных компетенций для подготовки преподавателей-исследователей в структуре многоуровневого образования.

Для решения поставленных задач использовались следующие группы методов исследования:

- методы теоретического анализа: анализ и обобщение литературных источников, анализ документов (учебных планов, программ, государственных образовательных стандартов и т.п.), контент-анализ, концептуальное моделирование, а также анализ и обобщение опыта подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования;

- диагностические методы: тестирование, опрос (беседа, интервью, анкетирование, экспертная оценка, рейтинг, самооценка);

- эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент;

- методы математической обработки и анализа результатов исследования.

Организация исследования:

Первый этап: 1998-1999 годы. Разработка концепции формирования основных показателей познавательной деятельности, в частности, познавательной активности, которая обусловливает процесс активизации познавательных способностей; разработка методик формирования познавательной активности как одного из условий подготовки к научной деятельности.

Второй этап: 1999-2002 годы. Разработка концепции подготовки научных кадров, в частности, интеллектуальной элиты, в условиях университетского отраслевого образования; разработка основных направлений по изучению теоретико-методологической базы исследования; изучение и выявление различных подходов к изучению интеллектуального потенциала и, в частности, преподавателя - исследователя как представителя социальной группы в научном сообществе.

Третий этап: 2002-2005 годы. Участие в гранте НИИОКР ФПРО (государственный контракт № 952 от  11 июня 2003 года) «Разработка методологии создания информационно-образовательных сред формирования у населения потребности в здоровом образе жизни»: определены параметры здорового образа жизни современных студентов. Разработка курса «Элитологические исследования. Подготовка интеллектуальной элиты в условиях университетского физкультурного образования»: апробация разработанного курса. Разработка концептуальной модели образа жизни научного сообщества. Проведение социологического опроса представителей научного сообщества в университете физической культуры. Выявление показателей принадлежности к научной элите как социальной группе; изучение факторов, влияющих на формирование данной социальной группы; издание учебно-методического пособия.

Четвертый этап: 2005-2008 годы. Участие в гранте РГНФ (соглашение № 100-07/0723 от 07.05.2007) «Нормативно-социологический аспект соотношения социального и физического здоровья и адекватного образа жизни современной российской молодежи»: разработаны показатели эталона образа жизни современных студентов. Разработка концепции развития научно-педагогического потенциала научного сообщества в университете физической культуры. Выявление методологических основ подготовки преподавателей для высшей школы. Разработка курса «Социология образования и научных сообществ»: разработка технологии блочно-модульного подхода к изучению основных социально-культурных компетенций в магистратуре; апробация разработанного курса, проведение педагогического эксперимента, интерпретация результатов факторного анализа. Издание учебного пособия «Социология образования и научных сообществ» с грифом УМО по физической культуре, предназначенное для студентов магистратуры.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

социально-философские концепции формирования научных направлений и школ (Аристотель, Платон, Конт О., Гегель, Фихте И., Бурдье П., Вебер М., Мертон Р., Кун Т., Поланьи М., Кедров Б.М., Ланге К.А., Мирский Э., Франк С.Л. и др.);

научные взгляды в области высшего профессионального образования в сфере физической культуры (Евсеев С.П., Зволинская Н.Н., Каргаполов В.П., Костюченко В.Ф., Курамшин Ю.Ф., Лубышева Л.И., Маслов В.И., Неверкович С.Д., Николаев Ю.М., Пономарев Г.Н., Прохорова М.В., Утишева Е.В. и др.).

теории развития социологии образования (Бурдье П., Веблен Т., Дюркгейм Э., Парсонс Т., Ясперс К., Лисовский В.Т., Нечаев В.Я., Осипов А.М, Тумалев В.В. и др.);

труды о проблемах развития и становления процессов интеллектуализации российского общества (Ашин Г.К., Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н., Кугель С.А., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г., Охотский Е.В.);

теории развития познавательной деятельности в педагогике (Абульханова-Славская К.А., Блонский П.П., Богоявленская Д.В., Виленский М.Я., Давыдов В.В., Ительсон И.Б., Леонтьев А.Н., Лернер И.Я., Маслоу А., Матюшкин А.М., Реан А.А., Рубинштейн С.Л., Талызина Н.Ф., Теплов Б.М., Шадриков В.Д. и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

Разработана социально-педагогическая концепция развития научно-педагогического потенциала в системе высшего профессионального физкультурного образования, в состав которой входят: совокупность теоретико-методологических положений о закономерностях формирования научного сообщества университета физической культуры; характеристики, показатели и элементы образа жизни научного сообщества.

Выявлены социально-культурные условия, влияющие на формирование научно-педагогического потенциала научного сообщества в университете физической культуры, которые включают: реализацию преемственности деятельности научных школ, основанных на социально-культурных ценностях, раскрытие творческого потенциала студента в процессе научно-исследовательской деятельности при использовании методических средств; формирование научно-образовательной среды университета на основе внедрения социально-педагогических технологий; использование блочно-модульной технологии обучения в магистратуре, направленной на развитие социально-культурных компетенций будущего преподавателя-исследователя.

Разработаны уровни потребностей в научных знаниях в условиях многоуровневой структуры: общекультурный уровень, профессионально-прикладной уровень, научно-профессиональный уровень, научно-исследовательский уровень, научный уровень. Уровни позволяют осуществлять отбор преподавателей для высшей школы в области физической культуры, спорта и здоровья, способствуя мобильности, и соответствовать потребностям личности, образования и общества в целом в различных формах и видах интеллектуальной деятельности.

Обоснованы показатели структурных элементов образа жизни научного сообщества в условиях социально-культурной среды университета физической культуры. Концептуальная модель образа жизни научного сообщества, разработанная на основе междисциплинарного и когнитивного подходов, базируется на взаимосвязи, взаимообусловленности теоретических компонентов, обеспечивающих развитие научно-педагогического потенциала научного сообщества.

Научно обоснована методика преподавания дисциплин в области социологии образования для обучающихся в магистратуре, которая включает связанные компоненты: социально-педагогические, социально-культурные и научно-познавательные в области научно-педагогической деятельности будущих преподавателей-исследователей.

Выявлены основные параметры эталона образа жизни современного студента. Обосновано, что качество усвоения знаний в области социологии образования у студентов университета физической культуры представляет собой целостную характеристику определенных компетенций и жизненных ценностей, зависящих от образа жизни научного сообщества университета.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты расширяют и углубляют теоретико-методологические положения фундаментальных знаний о процессе развития научно-педагогического потенциала в системе многоуровневого образования в области физической культуры.

Разработанная концептуальная модель образа жизни научного сообщества вносит существенный вклад в развитие теории профессионального образования; в обоснование новых подходов к разработке системы подготовки преподавателей для высшей школы в условиях модернизации образования.

Разработанная блочно-модульная методика может быть использована в дальнейшей разработке концепции профессионального образования. Полученные в соответствии с основными тенденциями и параметрами показатели эталона образа жизни студентов обосновывают необходимость применения методов научного проектирования для управления процессом развития потенциала научного сообщества в университетах физической культуры.

Практическая значимость состоит в следующем:

1. Разработаны и апробированы методики исследования параметров эталона образа жизни учащейся молодежи и элементов модели этого образа в сфере физической культуры и спорта. Выявлены показатели эталона образа жизни студенческой молодежи с учетом состояния их социального здоровья, которые могут служить ориентирами в выборе образовательных технологий в процессе подготовки специалистов.

2. Разработаны и внедрены курсы «Социология образования и научных сообществ» и «Элитологические исследования. Подготовка интеллектуальной элиты в условиях университетского физкультурного образования» в учебный план социологического факультета ФГОУ ВПО СПбГУ по специальности «Организация работы с молодежью», в учебный процесс НОУ ВПО «Межрегиональный институт экономики и права, в учебный процесс бакалавриата, специалитета и магистратуры ФГОУ ВПО «НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург».

3. Разработаны и внедрены в учебный процесс магистратуры методики освоения социально-культурных компетенций на основе блочно-модульной технологии в условиях многоуровневой системы образования.

4. Содержание разработанной концепции научно-педагогического потенциала в научном сообществе в сфере физической культуры может быть перенесено на проектирование системы подготовки специалистов в других сферах педагогической деятельности.

Достоверность и научная обоснованность результатов работы обусловлены методологическим доказательством теоретических позиций, системностью и целостностью теоретико-методологических построений, реализующих междисциплинарный и когнитивный подходы к решению поставленной проблемы; разработкой диагностических методик, адекватных задачам, предмету и объекту исследования; репрезентативностью выборки экспериментального материала, количественным и качественным анализом экспериментальных данных; длительным характером исследовательской и экспериментальной работы, позволившим провести ее тщательный количественный и качественный анализ, как с теоретических, так и экспериментальных позиций; большим массивом анализируемых материалов и разнообразием источников по всем ключевым областям исследования; использованием результатов исследования в педагогической практике.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Научно-педагогический потенциал научного сообщества университета физической культуры представляет собой единство научных школ, научно-педагогических кадров на всех уровнях воспроизводства социально-культурных образцов, способствующих сохранению научных традиций и развитию научных исследований.


загрузка...