Буддизм в социокультурном пространстве России (социально-философский анализ) (29.03.2010)

Автор: Уланов Мерген Санджиевич

Уланов Мерген Санджиевич

БУДДИЗМ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ

(СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.11. – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Ростов-на-Дону - 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»

Научный консультант доктор философских наук

Бадмаев Валерий Николаевич

Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор

Маршак Аркадий Львович

доктор политических наук, профессор

Дугин Александр Гельевич

доктор философских наук, профессор

Радовель Михаил Рувинович

Ведущая организация Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Защита состоится «24» июня 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 208. 11 по философским и социологическим наукам в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ауд. 34).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан «____» мая 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.Б. Маринов

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования обусловлена поиском общероссийской идентичности, потребностью в глубоком изучении истоков собственной евразийской культуры, в сохранении и использовании всего лучшего, что было создано за многовековую историю Российской цивилизации. Особого внимания в этой связи заслуживает анализ буддийской культуры России, ее ценностей в определении евразийской идентичности многонационального российского государства, где своеобразный «исход к Востоку», буддолого-востоковедческие традиции имеют глубокие исторические корни.

В условиях поиска новых путей цивилизационного развития важное значение приобретают поиски возможностей реализации принципа взаимодополнительности типов философствования в России и на Востоке. Богатства буддийской философии могут и должны быть востребованы современной российской культурой и интеллектуальной средой, тем более что ее встреча с русской философской традицией на рубеже XIX-XX вв. оказалась весьма плодотворной.

Несомненна важность и внешнеполитической стороны данной темы. В силу своеобразного географического положения России перед ней стоит задача устанавливать и поддерживать дружеские отношения не только со странами Запада, но и с государствами буддийского Востока. При этом необходимо учитывать, что народы России, традиционно исповедующие буддизм, являются своеобразным связующим звеном между нашей страной и буддийским миром. Таким образом, от правильного понимания специфики буддизма в определенной степени будет зависеть и международное положение России.

Актуальность исследования обусловлена также процессом духовного возрождения в России. Буддизм на сегодняшний день играет все большую роль в общественной и культурной жизни России, постепенно переходя границы тех регионов, где он распространен традиционно. Популярность буддизма обусловлена рядом причин, одной из которых является близость некоторых его принципов к современной научной мысли. Симпатии вызывают толерантное отношение к другим культурным и религиозным ценностям, отсутствие претензий на исключительность, открытость межконфессиональному диалогу. Гуманизм, терпимость и высокие этические нормы буддийской культуры предполагают возможность осуществления на практике основных гражданских прав.

В рамках данного исследования актуальным представляется изучение духовно-нравственного и социально-экологического потенциала многовековой буддийской культуры. Проблемы, с которыми встретилась современная цивилизация, свидетельствуют о необходимости переоценки ценностей не столько в экономической, технологической и информационной сфере, сколько в духовно-культурной, социально-антропологической. Современные исследователи все чаще и чаще обращаются к буддизму в поисках ответов на многие насущные вопросы современности (проблема взаимодействия науки и религии, экологические проблемы, проблема толерантности и т.д.). В условиях кризиса научной рациональности большое распространение получает «компромиссный» подход, предполагающий синтез мировоззренческих парадигм науки и религии, Востока и Запада.

Обращение к социокультурному потенциалу буддизма, анализ взаимосвязи идей толерантности, всеобщей ответственности, этики ненасилия в буддизме с направлениями развития современного мира, на наш взгляд, может способствовать поиску новых моделей решения глобальных проблем современности. Буддистские экологоориентированные ценности являются своеобразной альтернативой «обществу потребления» и потому они получают понимание и активную поддержку в мире.

Философское осмысление ценностей буддийской культуры может явиться концептуальной компонентой поиска альтернативных моделей развития современной цивилизации в контексте процессов «столкновения идентичностей». Перспективным представляется обращение к такому дискурсу религиозно-культурной идентичности, который придал бы индивиду, социуму целостность и ценностную укорененность, помог бы преодолеть столкновение идентичностей традиционного, модерного и постмодерного обществ, «расколотость», «гибридность», «пограничность» современных идентичностей.

Несомненную актуальность представляет и вопрос о восприятии буддизма в социокультурном пространстве России. Это связано с усилением в последние десятилетия интереса к проблеме диалога культур. Глобализация современной жизни и культуры, осознание иных ценностей заставляет по-другому взглянуть на взаимодействие культур и цивилизаций. Диалог культур Востока и Запада имеет особое значение на современном этапе исторического развития, когда азиатские страны начинают играть заметную роль на международной арене.

Степень научной разработанности проблемы.

Буддизм как религиозно-философский и социокультурный феномен исследован в трудах классиков отечественной буддологии - И.П. Минаева, С.Ф. Ольденбурга, О.О. Розенберга, Ф.И. Щербатского, а также в работах современных отечественных востоковедов - А.С. Агаджаняна, В.И. Антонова, В.П. Андросова, Г.М. Бонгард-Левина, М.М. Богачихина, А.М. Донец, Т.В. Ермаковой, Н.Л. Жуковской, В.Б. Касевича, В.И. Корнева, С.Ю. Лепехова, В.Г. Лысенко, Е.П. Островской, Е.А. Островской, В.И. Рудого, Л.П. Пендюриной, Г.С. Померанца, А.М. Пятигорского, Е.А. Торчинова, В.К. Шохина, Л.Е. Янгутова и др. Из зарубежных исследований по буддизму можно выделить труды А. Берзина, Э. Гийона Г. Гэха Г. Гюнтера А. Говинды, Э. Конзе, А. Кумарасвами, Р. Моаканин, М. Нобель, Д. Судзуки, Э. Томаса и др.

Проблема восприятия и осмысления буддизма в русской философской мысли нашла отражение в работах Т.В. Бернюкевич, А.Н. Кочетова, В.Э., Молодякова, О.С. Осаченко, В.Осипова, В.В. Сербиненко, О.Б. Пружининой, Е.А. Трофимовой, А.И. Шифмана, В.К.Шохина и др.

Тематика социокультурного пространства России как евразийского по своему характеру и роли в нем восточного компонента рассматривается как в трудах классиков евразийского движения: Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилева, Л.П. Карсавина, П.Н. Савицкого, П.П. Сувчинского, Н.С. Трубецкого, Э. Хара-Давана, так и в работах современных исследователей евразийства: А.В. Антощенко, М.Г. Вандалковской, А.Т. Горяева, А.И. Доронченкова, А.Г. Дугина, Б.С. Ерасова, М.В. Ждановой, М.Б. Маринова; И.Н. Орловой, А.С.Панарина, С.М. Соколова и др.

Дискуссии о евразийском характере социокультурного пространства России непосредственно связаны с проблемой цивилизационной идентичности российского общества, которая рассматривается в исследованиях А.С. Ахиезера, В.Э. Багдасаряна, В.Н. Бадмаева, Ю.Г. Волкова, А.Т. Горяева, А.Н. Ерыгина, А.А. Кара-Мурзы, Л.Г. Королевой, Д.Г. Когатько, А.А. Маслова, И.В. Можайсковой, И.Б. Орловой, А.С. Панарина, В.Ф. Патраковой, А.Ф. Поломошнова, Е.Б. Рашковского, Д.В. Тренина, Е.О.Труфановой, Г.Б. Хмелевской, В.В. Черноуса, В.Н. Шевелева и др.

Различные аспекты проблемы диалога культур в контексте парадигматики Восток - Запад получили разработку в исследованиях Н.В. Абаева, М.П. Биткеева, Т.Н. Григорьевой, Г.Д. Гачева, Е.В. Завадской, А.С. Колесникова, Н.С. Кирабаева, Н.И. Конрада, В.Э. Молодякова, С.А. Нижникова, Е.С. Сафроновой, В.В. Сербиненко, М.Т. Степанянц, В.К. Шохина и др.

Из работ, посвященных буддизму в Забайкалье, следует особо отметить монографии К.М. Герасимовой «Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков» и «Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства», а также коллективный труд «Ламаизм в Бурятии в XVIII - начале XX вв. Структура и социальная роль культовой системы». Различные аспекты буддизма в Бурятии рассматриваются также в сборниках статей: «Буддизм и средневековая культура Центральной Азии», «Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии», «Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии», «250-летие официального признания буддизма в России», «Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность», «национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия», «Бурятский буддизм: история и идеология» и «Буддизм в Бурятии: истоки, история и современность» и др. Современная историография бурятского буддизма представлена монографиями и диссертациями Л.Л. Абаевой, Ж.А. Аяковой, С.Ц. Будаевой, Ц.П. Ванчиковой, Э.Ч. Дарибазарона, Г.Е. Манзанова, Д.В. Цыбикдоржиева и др.

Из изданий, посвященных калмыцкому буддизму, следует выделить три сборника статей, вышедших в свет в 1970-1980-е гг. С начала 1990-х годов наступает новый постсоветский этап в изучении буддизма в Калмыкии. Он отмечен появлением монографий Э.П. Бакаевой, Г.Ш. Дорджиевой, К.В. Орловой, К.А. Наднеевой, Б.У. Китинова, А.А. Курапова и др.


загрузка...