Теория и методология формирования институциональной инфраструктуры предпринимательской деятельности в строительстве (29.03.2010)

Автор: Юденко Марина Николаевна

Необходимым продолжением формализации институциональной инфраструктуры является создание модели институциональной системы, которая связывает институциональную инфраструктуру предпринимательства непосредственно с предпринимателями. Понятие «институциональная система» предлагается трактовать в работе как относительно устойчивую часть функционального пространства, выделяемую исследователем при помощи системообразующих признаков. Под систематизирующим признаком понимается способ задания части системосодержащего пространства.

Обращая внимание, на изобилие нормативных актов и на их слабое влияние на экономическое и финансовое состояние предпринимательских организаций в строительстве, возникает закономерный вопрос, почему столь многие институциональные реформы (вполне разумные по своей идее) не приводят к ожидаемому результату? Главная причина заключается в том, что даже когда реформаторы вполне осознают значение институтов, они постоянно недоучитывают сложность институциональных систем. Вследствие этого упускается из виду принцип комплементарности, означающий, что институты связаны между собой, хотя их состав принципиально неоднороден. Нормы, регулирующие смежные области, тесно переплетаются между собой, поэтому нельзя изменять одну норму, не затрагивая другие, или проводить серьезные изменения в одной области, не предвидя последствий в смежных областях.

В свою очередь, институтов и учреждений может быть несколько

Тогда, институциональную инфраструктуру можно представить как совокупность учреждений и институтов

– поддерживающая норма.

играет роль своеобразного посредника в отношениях между перечисленными видами норм, а также между субъектами носителя института. Когнитивная институционализация сводится к следующим процедурам: идентификация проблем, коммуникация (установление общения в процессе формировании норм), вербовка (привлечение новых участников обсуждения норм), диффузия (распространение норм), создание условий предупреждения отклонения поведения от норм и правил. С учетом вышеизложенного, состав каждого отдельного института можно представить

Соответственно, институциональную инфраструктуру, можно представить следующим выражением:

– поддерживающие нормы (основные, дополнительные, инструктивные и когнитивные), выступающие в роли поддержки базовой нормы;

– учреждения, осуществляющие имплементацию базовых и поддерживающих институтов.

, которую можно представить следующим выражением:

– социальные институты;

– потенциальные носители институтов;

– реальные носители институтов;

– учреждения имплементации.

В свою очередь, носителей норм может быть несколько

Тогда институциональную систему предпринимательства можно представить в виде следующего выражения:

– потенциальные носители базовых норм;

– потенциальные носители поддерживающих норм;

– реальные носители базовых норм;

– реальные носители поддерживающих норм.

в составе исследуемых институтов. В случае, когда базовых норм несколько в границах одного института, то равенство будет иметь вид:

этих норм.

Тогда, институциональная система будет иметь следующий вид:

7. Предложен метод исчисления экономической эффективности функционирования институциональной инфраструктуры предпринимательской деятельности, позволяющий более полно учитывать затраты на формирование институциональной инфраструктуры.

Экономическая эффективность функционирования институциональной инфраструктуры в стране определяется отношением дополнительного дохода от действия инфраструктуры к затратам на ее формирование

– экономическая эффективность функционирования институциональной инфраструктуры предпринимательства в стране;

– дополнительный доход от функционирования институциональной инфраструктуры в стране за t-й период времени;

– годовые затраты на формирование институциональной инфраструктуры в стране;

Т – плановый период, принятый при анализе эффекта от функционирования институциональной инфраструктуры;

– дополнительный доход государства от функционирования институциональной инфраструктуры на уровне регионов за t-й период времени, в r-м регионе;

– дополнительный доход регионов от функционирования институциональной инфраструктуры за t-й период времени;

– дополнительный доход предпринимателей от функционирования институциональной инфраструктуры за t-й период времени в r-м регионе;

– затраты на создание механизмов принуждения к соблюдению нормы закона в i-м регионе в t- й период времени;

– затраты на разработку и реализацию комплекса мероприятий по обеспечению всех видов поддержки соблюдения социального института в i-м регионе в t- й период времени;

– затраты на создание социального института в i-м регионе;

– затраты на разработку и реализацию комплекса мероприятий по созданию организационных условий для разработки и реализации социального института в i-м регионе в t- й период времени. Данный вид затрат включает затраты на создание и работу региональной коалиции, агентства по институциональному интерактивному планированию, на разработку институционального стандарта.

– валовая добавленная стоимость строительства;

– валовая добавленная стоимость;

– коэффициент, учитывающий вклад сферы строительства в доход страны.

8. Предложен новый подход к анализу современного состояния сферы строительства, построенный на анализе не только показателей, характеризующих экономическое, производственное и финансовое состояние строительных организаций, но и включающий оценку ранее не применяемых институциональных параметров.


загрузка...