Экономические отношения системы образования: модернизация в условиях формирования информационной экономики (29.03.2010)

Автор: Соседов Геннадий Анатольевич

9. Проблема платного образования. Изучение вариантов оплаты за получение образования.

10. Программа стимулирования деятельности преподавателей. а) стандарты потребления и вытекающий отсюда нормальный уровень дохода; б) качественные и количественные параметры подготовки преподавателей в масштабах страны; в) параметры режима труда и отдыха; г) изучение мотивации современных российских преподавателей.

11. Отношение высшей школы с академической наукой. а) оптимизация специализации и распределения функций; б) распределение финансовых ресурсов.

IV. Отношение системы образования с зарубежными субъектами хозяйствования (включение системы образования в глобализационные и интеграционные процессы).

1. Проблема «утечки мозгов» (выпускники, преподаватели). Разработка системы экономических и правовых мер по торможению данного процесса.

2. Культурные заимствования и интеллектуальная безопасность страны. Исследование феномена некритического заимствования западных доктрин и его влияние на способность выработки самостоятельной стратегии развития страны.

3. Система образования – фактор международной конкурентоспособности. Изучение параметров системы образования, обеспечивающих независимое интеллектуальное воспроизводство России.

4. Система образования – источник валютных поступлений. Изучение возможностей организации масштабной платной подготовки в России иностранных студентов из стран третьего мира

Предлагаемый концептуальный подход позволит сформировать стратегическое направление развития высшего образования в стране, в том числе в контексте трансформации экономических отношений системы образования.

Можно привести и ряд общих принципов трансформации экономических отношений российской системы образования.

Реальности. Соединение идеальной и реально возможной составляющей формирования образовательной системы страны, исходя из долговременной концепции ее развития, желаемого геополитического и геоэкономического положения в мире. Ориентация национальной системы образования на самодостаточность (качество и количество преподавательского корпуса, номенклатура специальностей, качество знаний школьников и студентов).

Комплексности. Учет всего спектра сопутствующих доктрине условий ее реализации: финансовые возможности, восприятие образования обществом, потенциал преподавательского корпуса, материальная база образовательной системы и т. д.

Соответствия. Возможность получения населением страны уровня общеобразовательных и профессиональных знаний, адекватного уровню, достигнутому высокоразвитыми странами, позволяющему гражданам и специалистам быть конкурентоспособными на мировом рынке рабочей силы.

Доступности. Обеспечение равных возможностей получения образования всем социальным слоям страны, отсутствие дискриминации по полу, национальности, имущественному цензу.

Преемственности. Преемственность в построении национальной образовательной системы, мировоззрения, воспитания, формах и содержании обучения.

Альтернативности и непрерывности образования: многообразие форм получения образования (очное, вечернее, заочное, формы общего и профессионального образования), платное и бесплатное образование, реализация принципа «век живи – век учись» (дошкольное, школьное, вузовское, послевузовское непрерывное образование).

Сохранности. Защита отечественной системы образования. А именно, дополнение лучших достижений отечественной педагогической школы современными достижениями педагогической науки зарубежных стран на основе, с одной стороны, умеренного патернализма национального государства, с другой – недопущения неоправданного вмешательства государства в образовательный процесс; критическое рассмотрение зарубежных подходов и принципов обучения при его внедрении в образовательный процесс страны, ограничение утечки преподавателей, абитуриентов, студентов, выпускников за границу.

Приоритетности. Выделение системы приоритетов в сфере образования, с возможной дифференциацией учебных заведений, специальностей, форм подготовки.

Очевидно, непрерывное повышение профессионального уровня нации и инновационное развитие и конкурентоспособность страны невозможно обеспечить без радикальных изменений системы образования, в том числе без придания ей должного качества и эффективности, гибкости и динамичности.

В-седьмых, как направление трансформации структуры экономических отношений системы образования предложен переход к автономной некоммерческой форме хозяйствования учреждений системы образования.

Либерализация отношений собственности, признание прав частной собственности и в сфере образовательной деятельности привели к появлению и расширению негосударственного сектора образования, наиболее четко данная тенденция прослеживается в подсистеме высшего образования.

Существенные изменения произошли и в источниках финансирования образования. Наряду с ростом негосударственного сектора высшей школы, существенная доля студентов и в государственных ВУЗов обучается за счет собственных средств. К настоящему времени мы можем констатировать, что российское высшее образование стало преимущественно платным. В настоящее время за счет средств бюджета обучается только 43,6 процента студентов.

К настоящему времени доля негосударственных ВУЗов достигла 39 процентов. Противодействовать росту численности студентов негосударственных ВУЗов, безусловно, будет общая демографическая ситуация. Однако жизнеспособность негосударственного сектора высшей школы доказана временем (и тренд расширения данного сектора весьма устойчив), кроме того, на наш взгляд, у данного сектора есть резервы в развитии образования «высшей ценовой категории» (элитного образования).

В сложившейся ситуации, характеризуемой снижением государственного финансирования, необходимости усиления высшей школы в системе международной конкуренции обоснованным представляется переход к автономным образовательным учреждениям.

Принципиальные отличия государственных вузов и автономных образовательных учреждений показаны в таблице 5.

Таблица 5

Существенные различия между

автономными и государственными учреждениями

Критерий Государственное учреждение Автономное учреждение

Финансирование Бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений (по бюджетной смете) доходов и расходов. Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий АУ, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных услуг физическим (или) юридическим лицам.

Субсидиарная ответственность собственника Есть Нет

Счета Лицевой счет в отделении Федерального казначейства. Расчетные счета в кредитных организациях.

Кредиты ГУ не имеет право получать кредиты (займы). АУ имеет право получать кредиты (займы).

Учреждение других организаций ГУ не вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. АО вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.

В соответствии с данными таблицы 5 выделены преимущества и недостатки автономных учреждений, которые представлены в таблице 6.

Таблица 6

Сравнительная характеристика организационно-правовых форм учреждений ВПО

Государственные учреждения (ГУ) Автономные учреждения (АУ)

Понятие

Организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда. Некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.


загрузка...