Экономические отношения системы образования: модернизация в условиях формирования информационной экономики (29.03.2010)

Автор: Соседов Геннадий Анатольевич

Раскрыт взаимообуславливающий характер развития системы образования и становления информационного типа общества: с одной стороны система образования обеспечивает увеличение интеллектуального потенциала общества (что является необходимым условием перехода к информационному типу экономики), с другой стороны экономическая среда информационного общества создает условия для увеличения производимых системой образования услуг и усиления создаваемых внешних эффектов: синергического эффекта для предприятия от каждого работающего; мобильности рабочей силы, производительных сил (обеспечение дополнительной производительности труда); эффект НИОКР, предполагающий аккумуляцию знаний, получающих практическое применение, и выступающих как способ производства товара или оказания услуги; эффект экономии, обеспеченный повышением качества и увеличением объема знаний; эффект качества принимаемых органами власти решений.

Выявлены противоречия между потребностями системы образования в развитии и внешней средой ее функционирования в современной России (уменьшение объемов НИОКР при необходимости модернизации экономики; сокращение бюджетного финансирования при необходимости развития системы образования; низкие показатели трудоустройства и нехватка специалистов в определенных сферах при увеличении количества выпускников; увеличение числа учебных заведений при снижении численности обучаемых и снижении признания российского образования в мире), наличие которых привело к деформации системы экономических отношений, определяющих конфигурацию и специфику системы образования, и их несоответствию этапу перехода к информационному типу общества, характеризующемуся следующими тенденциями: изменение мотивов интернационализации в сторону усиления экономических; развитие международного рынка образовательных услуг; усиление глобализации экономики, что увеличивает мобильность специалистов; обеспечение непрерывности сопровождения профессионального роста.

Определено, что на современном этапе хозяйствования отражением несовершенства экономических отношений системы образования является преобладание сопутствующих интересов субъектов системы «государсто-образование-общество-бизнес» над системообразующими: у государства – включение в международную систему образования над обеспечением ее опережающего развития, необходимого для перехода к информационному обществу; у учреждений образования – создание условий для достаточного уровня финансово-материального обеспечения над реализацией потенциала в приращении знаний; у индивидов – получение определенного статуса над получением знаний; у предприятий (организаций) – обеспечение краткосрочной прибыльности деятельности над привлечением и «воспитанием» высококлассных перспективных специалистов.

Разработаны ключевые направления реализации интегральной концепции модернизации экономических отношений системы образования (предполагающей изменение структурных элементов данной системы отношений): корректировка национальной доктрины образования в соответствии с принципами междисциплинарности и полипрофессиональности; трансформация структуры системы образования в контексте учета тенденции усиления самостоятельности учреждений образования; совершенствование экономических отношений системы образования в соответствии с трансформацией принципов финансирования в связи с массовым переходом к автономной форме хозяйствования; совершенствование функциональной составляющей экономических отношений, включающее развитие социального партнерства и рационализацию системы экономического стимулирования сотрудников.

Предложены направления корректировки экономической составляющей национальной доктрины развития образования: обеспечение перехода в самих учреждениях к реализации экономической политики, позволяющей привлекать больше внебюджетных средств; разработка мер по обеспечению реализации экономических интересов интеллектуальной элиты с целью снижения утечки интеллектуального капитала из страны; увеличение суммарной доли затрат на образование и науку при усилении самостоятельности вузов; переход к системе долевого участия государства в деятельности учебных учреждений; введение государственного образовательного кредита, право на который имеет каждый гражданин России и каждое автономное образовательное учреждение (в соответствии с его значимостью для страны). Обосновано, что модернизация экономических отношений российской системы образования должна осуществляться в соответствии со следующими принципами: интеграции (формирование реально возможной модели формирования образовательной системы страны); комплексности (учет всех сопутствующих доктрине условий ее реализации); соответствия (уровня общеобразовательных и профессиональных знаний потенциально возможному); доступности (обеспечение возможности получения образования всем социальным слоям); преемственности (в построении национальной образовательной системы); альтернативности и непрерывности образования; сохранности (дополнение лучших достижений высшей школы современными достижениями науки зарубежных стран на основе умеренного патернализма).

Обосновано, что в контексте модернизации отношений собственности в системе образования целесообразен массовый переход к автономным образовательным учреждениям (так как учреждения данной формы обладают высокой хозяйственной самостоятельностью; имеют обширные возможности взаимодействия с предпринимательскими структурами; их функционирование предполагает рациональную схему ответственности) с сохранением государственных (функционирование которых позволяет реализовать национально-государственные интересы) и частных учреждений. Реализация предложенного направления даст возможность тем учреждениям, которые имеют существенные источники внебюджетных доходов, действовать более свободно, что может привести к дальнейшему росту их благосостояния, следовательно, и к лучшему финансовому обеспечению образовательной деятельности в Российской Федерации, в конечном итоге такой массовый переход катализирует процесс инвестирования средств в образование.

Предложен механизм оптимизации системы экономических отношений по поводу финансового обеспечения автономных некоммерческих учреждений образования (разработанный на примере учреждений высшего профессионального образования): 1) определение типа вуза в соответствии с функциональным назначением и «значимостью» для национального хозяйства (уникальные, образовательно-методические, территориальные, национально-исследовательские, инновационные, базовые, образовательные); 2) проведение рейтинговой оценки по каждой группе вузов в соответствии с принципами: минимизации государственного участия в процессе оценки; отсутствия монополизации формирования рейтингов и появления заказных рейтингов; объективности оценок; разнообразия, предполагающего использование данных государственной и отраслевой статистики, а также экспертных опросов и мнений целевых групп; структурирования индикаторов рейтинга по группам факторов и отбор показателей каждой из групп; 3) определение типа финансирования (государственный заказ, субсидирование, кредитование) в соответствии с местом вуза в рейтинге и учетом национально-государственных интересов.

В качестве направления корректировки экономических отношений в системе «государство-образование-общество» предложен смешанный принцип государственного участия в финансировании учебных учреждений, сочетающий одновременно фактор затрат и результатов: финансовые ресурсы, предназначенные для финансирования делятся на две части, первая часть гарантирует учреждению необходимый уровень финансовых средств для функционирования, а вторая – распределяется по результатам приема обучаемых. Реализация данного принципа обеспечит: частичную бесплатность образования; дополнительное финансирование за счет привлечения обучаемых, возможность для развития; постепенную санацию учреждений образования не пользующихся спросом на рынке образовательных услуг.

В рамках гармонизации экономических интересов субъектов в системе «образование-общество-бизнес» предложено развитие социального партнерства экономических субъектов и учреждений системы образования, ориентированного на создание условий для последующего увеличения интеллектуального потенциала общества в соответствии с принципами междисциплинарности и полипрофессиональности. Реализация данного направления в учреждениях общего образования обеспечит создание условий для возникновения потребности скорейшего включения индивида в трудовую деятельность; на уровне профессионального образования позволит создать условия для наиболее полного получения знаний и их реализации на практике, а со стороны партнеров – удовлетворить потребности территории и работодателей в подготовке высококвалифицированных кадров.

Поскольку экономическое стимулирование сотрудников системы образования выступает ключевым фактором оптимизации экономических отношений в системе образования, обоснована необходимость достижения достаточного уровня заработной платы в сфере образования, что должно осуществляться на основе принципа дифференциации и путем введения премий, дополнительных компенсаций за особые условия труда, постоянных или единовременных выплат за выполнение особых заданий и т.п. Источником выплат стимулирующего характера должны стать как традиционные источники финансирования (бюджетные средства, целевое финансирование, плата за обучение, гранты, оплата за профильную деятельность), так и новые (плата за непрофильную деятельность, сформированные венчурные фонды, иностранные инвестиции, эндаумент-фонд, государственные субсидии и кредиты). Переход к рекомендованному механизму стимулирования позволит обеспечить реализацию системообразующих интересов субъектов экономических отношений: государства (за счет обеспечения притока талантливой молодежи в сферу образования); учреждений образования (за счет преодоления нехватки квалифицированных преподавательских кадров); индивидов (за счет сохранения и передачи накопленного опыта подготовки специалистов).

Теоретическая значимость диссертации состоит:

в развитии теории информационной экономики в части обоснования необходимости развития системы образования как компонента обеспечивающего повышение интеллектуального потенциала общества и приращения в хозяйствующей системе информации и знаний;

в формулировании теоретических и методологических положений (включающих тенденции, противоречия, принципы и целевые ориентиры) обеспечения модернизации экономических отношений российской системы образования;

в расширении теории государственного регулирования путем развития теоретических и методологических аспектов участия государства в финансировании, регулировании и создании институциональных условий для развития системы образования;

в обосновании целесообразности перехода учреждений системы образования на многомерную иерархичную систему;

Теоретические выводы, полученные в исследовании, могут быть реализованы при разработке методических пособий по исследуемой проблематике и в преподавании курсов: «Экономическая теория», «Экономика образования», «Государственное управление» в вузах России.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных выводов и рекомендаций:

в деятельности федеральных и региональных органов власти (при разработке концепций, стратегий и программ развития системы образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу);

в работе управлений образования при совершенствовании экономических отношений системы образования путем формирования ее разветвленной структуры (в т.ч. могут быть использованы критерии и параметры отнесения учреждений системы образования к различным подсистемам);

в функционировании учреждений системы образования в контексте совершенствования их функциональной составляющей экономических отношений (при разработке программ и стратегий развития с учетом степени государственного участия).

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования были изложены в научных сообщениях на конференциях международного («Социально- экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний», «Наследие В.И. Вернадского», «Наука на рубеже тысячелетий»), всероссийского («Наука и устойчивое развитие общества», «Державинские чтения») и регионального уровня (IX научная конференция ТГТУ) в гг. Москва, Кемерово, Воронеж, Липецк, Тамбов в 2005-2009 гг. и были опубликованы.

Результаты выполненного исследования, в т.ч. авторская модель реализации экономических интересов субъектами системы образования, направления корректировки национальной доктрины образования, апробированы в процессе преподавания дисциплин: «Экономическая теория», спецкурса «Государственная политика» в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина и Тамбовском государственном техническом университете.

Теоретические положения, касающиеся определения роли системы образования в обеспечении перехода национального хозяйства к информационному типу общества; смешанный принцип государственного участия в финансировании учреждений системы образования; комплексная концепция обеспечения развития системы образования используются в деятельности Администрации Тамбовской области.

Выводы, связанные с определением направлений развития системы образования при переходе к информационному типу общества; противоречия в интересах, реализуемых субъектами системы образования, характеризующие современное состояние российской системы образования; типология учреждений системы образования внедрены в деятельность Управления образования и науки по Тамбовской области.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 30 работах общим объемом 68,83 п.л. (авт. объем 31,65 п.л.), в том числе в 9 статьях (авт. объем 6,7 п.л.) в изданиях, рекомендованных ВАК, и в 4 монографиях (авт. объем 17,25 п.л.).

Структура и объем диссертационной работы были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Диссертация состоит из введения, пяти глав, содержащих одиннадцать параграфов, заключения и библиографического списка. Работа имеет следующую структуру:

Раздел 1. Теоретико-методологические основы модернизации экономических отношений системы образования на современном этапе хозяйствования

Глава 1. Информационная экономика: усиление роли системы образования

Формирование интеллектуального потенциала общества как необходимое условие становления информационной экономики

Усиление влияния экстерналий функционирования системы образования на этапе формирования информационного общества

Глава 2. Объективные предпосылки модернизации экономических отношений системы образования России в условиях формирования информационной экономики

Тенденции развития российской системы образования на современном этапе хозяйствования

Дисбаланс интересов в системе «государство – образование – общество – бизнес» как проявление несоответствия структуры экономических отношений российской системы образования современным условиям хозяйствования

Раздел 2. Модернизация экономических отношений российского образования как результат реализации экономической политики субъектов системы «государство-образование-общество-бизнес»

Глава 3. Направления модернизации организационной составляющей экономических отношений системы образования в условиях формирования информационного общества

3.1. Формирование новой модели российской системы образования в контексте модернизации структуры ее экономических отношений

3.2. Принципы модернизации российской системы образования в рамках корректировки национальной доктрины образования

Глава 4. Трансформация структуры экономических отношений системы образования как механизм гармонизации интересов в системе «государство – образование – общество»

4.1. Структура системы образования: преимущества автономных некоммерческих учреждений в современных условиях хозяйствования


загрузка...