Экономические отношения системы образования: модернизация в условиях формирования информационной экономики (29.03.2010)

Автор: Соседов Геннадий Анатольевич

обеспечение объективности оценок, лежащих в основе рейтингов (рейтинговые агентства должны стать частью системы общественно-профессиональной оценки качества образования, наряду с агентствами по общественной аккредитации);

использование данных государственной и отраслевой статистики, а также экспертных опросов, проводимых разработчиком рейтинга;

обследование мнений целевых групп (представителей академического сообщества, работодателей, студентов выпускных курсов, выпускников вуза - молодых специалистов) об уровне качества подготовки специалистов по выделяемым группам направлений подготовки;

структурирование индикаторов рейтинга по группам факторов и отбор показателей каждой из групп. Это делается либо по достаточно равнозначному вкладу их в качество подготовки, либо по соответствующим весовым коэффициентам.

В диссертации механизм государственного участия в осуществлении финансовой поддержки автономных некоммерческих учреждений системы образования исследован на примере высшего образования.

Функциональная классификация предполагает отнесение вуза к одному из видов (табл.7)

Таблица 7

Классификация вузов в соответствии с функциональным назначением

Тип вуза Критерий отнесения

1 уникальные обучение по специальностям, имеющим значимость для обеспечения безопасности национального хозяйства

2 образовательно-методические разработка учебно-методического обеспечения функционирования высшей школы (разработка программ, стандартов) и последующее обучение

3 территориальные обеспечение профессиональными кадрами более 50% предприятий и организаций на территории

4 национально-исследовательские проведение фундаментальных и прикладных исследований (получение грантов)

5 инновационные участие в формировании инновационного вектора развития экономики (реализация инновационных проектов, наличие инновационных предприятий при вузе)

6 базовые обеспечение непрерывности сопровождения профессионального обучения (наличие структур второго высшего и параллельного образования, переподготовки кадров и повышения квалификации)

7 образовательные реализация образовательных программ

Принципиальная позиция государства при осуществлении финансирования определяется по следующей матрице (табл.8)

Таблица 8

Матрица выбора формы государственной поддержки автономного некоммерческого учреждения

Тип финансирования Тип вуза

уникальные образовательно-методические территориальные национально-исследовательские инновационные базовые

Государственный заказ При условии вхождения в первую двадцатку по рейтинговым оценкам - При условии вхождения в первую двадцатку по рейтинговым оценкам При условии вхождения в первую двадцатку по рейтинговым оценкам - -

Субсидирование При условии вхождения в первые 50 вузов в соответствии с комплексной рейтинговой оценкой При условии вхождения в первую двадцатку по рейтинговым оценкам При условии вхождения в первые 50 вузов в соответствии с комплексной рейтинговой оценкой При условии вхождения в первые 50 вузов в соответствии с комплексной рейтинговой оценкой При условии вхождения в первую двадцатку по рейтинговым оценкам При условии вхождения в первую двадцатку по рейтинговым оценкам

кредитование Не зависимо от места в рейтинге При условии вхождения в первые 50 вузов в соответствии с комплексной рейтинговой оценкой Не зависимо от места в рейтинге Не зависимо от места в рейтинге При условии вхождения в первые 50 вузов в соответствии с комплексной рейтинговой оценкой При условии вхождения в первые 50 вузов в соответствии с комплексной рейтинговой оценкой

Для государственных вузов в условиях плавающего норматива затраты/результат и снижения размеров финансирования государством в диссертации предложен следующий смешанный принцип, сочетающий фактор и затрат и результатов. Финансовые ресурсы, предназначенные высшей школе, делятся на 2 части.

Первая часть гарантирует ВУЗу минимальный уровень существования.

Вторая часть – распределяется по результатам приема студентов. ВУЗы, набрав студентов в текущем учебном году, направляют сведения в министерство. Вторая часть денежных средств делится на суммарное число принятых студентов. Результатом этого деления является норматив финансирования на одного студента. Далее ВУЗы получают средства в соответствии с этим нормативом и числом принятых студентов. Та же процедура осуществляется и по уже обучающимся студентам.

Таким образом, с одной стороны, обеспечивается частичная бесплатность образования, с другой – вузы начинают реагировать на запросы потребителей их услуг (студентов), так как размер финансирования начинает существенно зависеть от числа желающих учиться в данном ВУЗе.

Предложенная схема одновременно обеспечит постепенную санацию ВУЗов, потому что учебные заведения, в которые практически не поступают студенты, хронически недофинансируются и постепенно исчезают. Автономно работающие ВУЗы получают дополнительные стимулы для своего развития.

В рамках рассматриваемого механизма необходимо дать ВУЗам право устанавливать плату за обучение. Тогда деньги, полученные ВУЗом за одного студента, будут складываться из двух частей: государственное финансирование по нормативу данного года и плата студента. Конкуренция ВУЗов за студентов и связанное с ними государственное финансирование не даст сильно завысить плату за обучение.

В-девятых, предложено совершенствование функциональной составляющей экономических отношений российской системы образования, включающее развитие социального партнерства в условиях модернизации функциональной составляющей ее экономических отношений.

В условиях модернизации экономических отношений системы образования социальное партнерство может стать средством обновления качества образования, повышения его социальной, экономической эффективности.

Социальное партнерство в широком смысле – это совместно распределенная деятельность представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, получаемые всеми участниками этой деятельности. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнерства акции.

Социальное партнерство по отношению к системе образования понимается как партнерство, которое инициирует система образования в качестве особой сферы социальной жизни, внося свой вклад в становление гражданского общества.

К субъектам экономических отношений в данном контексте следует отнести учреждения системы дополнительного образования, которые представлены такими видами, как центры технического, спортивного и творческого развития, дома творчества, туристические станции и станции технического творчества, различные общественные организации, социальные центры, советы ветеранов, культурные заведения города, а также УВД, ГИБДД, администрации и т.д.

Развитие социального партнерства в учреждениях образования выступает, с одной стороны, как средство реализации программы развития учреждения, с другой (со стороны партнеров) – как средство удовлетворения потребности региона, работодателей в подготовке высококвалифицированных кадров.

Для расширения образовательных ресурсов начальной и общеобразовательной школы уже привлекается интеллектуальный потенциал высших и средних специальных учебных заведений. Преподаватели вузов и ссузов ведут в школах профильные предметы и элективные курсы, используя в том числе и базу профессионального образования, помогая школе решать задачи построения индивидуальных образовательных траекторий школьников

За счет включения в индивидуальный учебный план занятий в школах искусств, спортивных школах (на основе специальных договоров между образовательными учреждениями) обучаемый получает возможность пробовать себя в будущих образовательных и профессиональных областях. Интеграция профильного и профессионального, основного и дополнительного образования происходит на основе выбора учащегося, ориентирована на его скорейшее вхождение в трудовую деятельность или на продолжение его обучения в средних профессиональных и в высших учебных заведениях в соответствии с принципом многопрофильности и универсальности.

В качестве примера успешного межведомственного взаимодействия в сферах воспитания и социализации следует рассматривать организацию летнего отдыха, оздоровления и трудовой занятости детей и подростков.

Решение задач трансформации экономических отношений системы образования невозможно без совершенствования материально-технической базы. В рамках данной сферы деятельности образовательных учреждений партнерами школы выступают государство, местные органы власти, родители и предприятия различных форм собственности.


загрузка...