Долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития региона при переходе на инновационную модель экономики (29.03.2010)

Автор: Самаруха Алексей Викторович

Данный блок должен формировать возможность применения нескольких наборов инструментов для моделирования (игрового построения) прогноза, в том числе:

изменение уровня инфляции, курсов валют, цен на основные энерго-сырьевые ресурсы;

изменение ставок региональных налогов, сборов, тарифов;

управление статьями бюджета области;

добавление участия в федеральных программах поддержки;

добавление источников финансирования стратегических программных мероприятий;

изменение ключевых аспектов регионального законодательства;

добавление инвестиционных проектов;

изменение математических параметров стратегии региона;

внесение изменений в ЭММ любых направлений, их добавление и сращение;

внесение форс-мажорных условий и применение антикризисных мер.

На наш взгляд, следует рассмотреть целесообразность создания пятого блока – «обратной связи», который будет призван обеспечить функцию оценки качества работы Правительства области, ее муниципалитетов, конкретных организаций и служащих. На основе интерактивных социологических опросов, срезов и голосований в данном блоке станет возможно определение уровня и качества жизни населения, рейтинга «успеваемости» госслужащих (оценка уровня эффективности их труда) и многое другое. Проведение отдельных срезов в экологической и других ключевых сферах представляется необходимым закрепить законодательно параллельно с созданием и закреплением механизмов наступления административных и иных последствий в случае получения резких или системных негативных оценок. Система рейтингов, определяющих качество работы органов власти региона, может включать в себя: рейтинги законодательных, исполнительных и судебных органов власти; рейтинги высшего руководства региона; рейтинги муниципальных органов власти; рейтинги ЖКХ муниципалитетов; рейтинг культурных событий; ключевые социально-экономические рейтинги и т.д.

Для обеспечения возможности качественного выполнения стоящих задач необходимы сбор и подготовка соответствующей информации и документации от заказчика (Правительства Иркутской области), участие служащих Правительства в коллективе разработчиков электронного правительства, а также привлечение к разработке программы широкого круга специалистов и ведущих ученых для гласности, коллегиальности и взвешенности применяемых суждений и принимаемых технических решений.

3. Разработаны методические рекомендации по проведению комплексного долгосрочного прогноза социально-экономического развития региона на принципах устойчивости и в условиях перехода на инновационную модель с учетом его основных специфических черт, определены группы системных индикаторов и этапы структурных преобразований.

Основная стратегическая цель, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, заключается в превращении России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выходе ее на уровень высокоиндустриальных стран. К 2020?г. Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи – производству ВВП.

Нашей стране предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики догнать развитые страны мира по уровню благосостояния населения и эффективности производства возможно только за счет осуществления прорыва в тех секторах экономики, в которых Россия специализируется в мировом хозяйстве.

Автор согласен с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., в которой определен подход, требующий реализации региональных стратегий одновременно в четырех направлениях:

активное использование глобальных конкурентных преимуществ в сферах энергетики, транспорта, аграрном секторе;

формирование мощного научно-технологического комплекса, его развитие и эффективное использование для глобальной специализации на высокотехнологичных рынках;

структурная диверсификация экономики в направлении повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «отраслей знаний»;

развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности, создание социально-экономических условий для реализации творческого потенциала человека.

Вместе с тем, считаем необходимым добавить в перечень направлений активное развитие внутреннего потребительского рынка, ориентированного на отечественного производителя, создание благоприятных условий для выгодного прежде всего регионам промышленного освоения территорий резидентами и нерезидентами на основе организации конечных производств и жесткого экологического и миграционно-иммиграционного регулирования.

В Иркутской области имеются все необходимые ресурсы для успешного осуществления данных стратегических направлений. Разрабатываемая в настоящее время стратегия долгосрочного развития Иркутской области должна включать приоритетные направления развития области и обеспечивать сбалансированный рост всех представленных в регионе отраслей и сфер деятельности на принципах устойчивого развития, модернизации, развития человеческого потенциала и инновационных подходов.

В настоящее время важнейшей задачей администрации объединенной Иркутской области является поиск эффективных источников финансирования ускоренного развития ее инфраструктуры с целью создания выгодных условий для вложения инвестиций со стороны крупного, среднего и малого производственного бизнеса, а также ведущих коммерческих банков (Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк и др.). Особое внимание при этом уделяется разработке среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития нового субнационального образования, его столицы и всех расположенных на территории региона районов, городов, поселков. Ставится задача взаимного соответствия комплексных программ социально-экономического развития территориальных образований всех уровней.

Очередность соответствия прогнозов социально-экономического развития по уровням территориальных образований вертикально интегрирована сверху вниз, что направлено, прежде всего, на выравнивание социально-экономического положения регионов, внутри регионов и далее вниз по уровням территориального деления, т.е. цели и задачи, определяемые для регионального центра, должны быть приведены в соответствие с целями и задачами региона. В этой связи следует говорить о приоритетности равномерного развития региона в целом по сравнению с региональным центром, однако именно от уровня его развития во многом зависят уровень и качество развития региона, так как в региональном центре сосредоточены органы управления как регионом в целом, так и всеми отдельными входящими в него районами, городами, поселениями.

В прогнозе социально-экономического развития региона должны учитываться не только материалы существующих международных, федеральных и местных действующих и заявленных программ развития, относящихся к данному региону, но и макроэкономические, международные и миро-системные прогнозы развития мирового сообщества и глобальные мировые территориальные, экологические, продовольственные, климатические, террористические и другие угрозы.

Существующие долгосрочные сценарии социально-экономического развития России ориентированы на инновационный путь развития при эффективном использовании существующей сырьевой направленности экономики, в связи с чем процесс прогнозирования стал на порядок сложнее. Динамика развития информационных, производственных, финансовых и других технологий позволяет утверждать, что в современной мировой экономике возможны резкие изменения экономических и, соответственно, социальных ситуаций как в отдельных странах, так и в их территориальных административных образованиях (регионах). Такие изменения возможны как вследствие научно-технического прорыва и перехода на новые технологии и энергоресурсы, так и вследствие воздействия глобальных факторов (природные катаклизмы, отказ энергетической, телекоммуникационной и других систем, терроризм, геополитическая конфронтация и т.д.).

В современных методиках прогнозирования социально-экономического развития регионов в основном предлагается следующий алгоритм:

объективная оценка существующего социально-экономического положения в регионе;

оценка ресурсной базы региона;

составление вариантного сценарного прогноза;

разработка стратегических (приоритетных) направлений развития экономики региона на долгосрочный период;

разработка программы мероприятий и механизмов поэтапного выполнения конкретных задач;

представление индикаторов достижения прогнозных показателей.

Проблемы, возникающие на первом и втором этапах, зачастую сводятся к недостаточности и разной форматности статистической информации, в связи с чем, в комплексной программе необходимо делать особый упор на развитие и стандартизацию системы оперативного сбора и обработки информации, способствующей объективной оценке происходящих в регионе социально-экономических процессов.

На третьем и, соответственно, на дальнейших этапах процесса подготовки программного документа проблемы имеют более важное значение, так как от достоверности прогноза и формирования стратегических направлений зависит качество реализации комплексной программы в целом. Проблемы на данных этапах связаны с несогласованностью по срокам, объему и источникам финансирования действующих и отдельных перспективных проектов.

Для обеспечения новых инновационных методов и способов сбора и обработки информации и дальнейшего оперативного реагирования необходима система законов и нормативных актов, регулирующих данный процесс. Основными центрами такой статистической системы должны стать поселки, средние и крупные города и, прежде всего, статистические управления региональных столиц, в рамках которых должна аккумулироваться информация со всего региона с целью оперативной оценки и адекватной реакции и последующего предоставления в федеральные органы статистики для централизованного обобщения данных по всем аспектам жизнедеятельности государства.

Стоит отметить, что первыми шагами в данном направлении можно считать применение системы менеджмента качества в органах управления отдельных муниципальных образований в различных регионах России. На основе зарубежного опыта, но с учетом российской специфики внедряется новая для нашей страны система оценки качества работы органов самоуправления, которая способна существенно повысить эффективность управления муниципальным образованием и имеет перспективы вобрать в себя многие инновационные новшества, в том числе в разрезе сбора объективной статистической информации для целей электронного правительства региона.

Инновационный подход в социально-экономическом развитии регионов касается, прежде всего, совершенствования средств производства с учетом экологических, технологических, экономических и социальных критериев. Данный подход накладывает определенную специфику на долгосрочное прогнозирование социально-экономического развития территорий, отдельных предприятий, органов власти и населения регионов страны.

Прогнозирование в экономической науке принято соотносить с более широким понятием – предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Прогноз – это вероятностное научно обоснованное суждение о возможном состоянии того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках его осуществления с целью обоснования оптимальных решений и выявления возможных их последствий.


загрузка...