Вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки (29.03.2010)

Автор: Рослякова Надежда Ивановна

рассуждающе-методичный 13,8 10,6 4,3

эмоционально-методичный 36,9 39,5 41,6

эмоционально- импровизационный 21,5 16,7 18,9

На протяжении всех лет экспериментальной работы на основе метода экспертных оценок, вычисления коэффициента конкордации проводился мониторинг уровня сформированности профессиональных компетенций у выпускников вуза (педагогов дошкольного образования); определялся интегративный уровень сформированности основ профессиональной компетентности молодого специалиста, т.к. данная компетентность является одной из значимых составляющих профессиональной индивидуальности педагога (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Динамика изменений уровней сформированности

основ профессиональной компетентности выпускников ФППК КГУ

(педагогов дошкольного образования), в %

Для проверки успешности эксперимента использован

– частоты результатов наблюдений в 2007 г. и в 2009 г. соответственно; m – число групп, на которые разделились результаты наблюдений.

выражаются в процентах, m = 3 по числу уровней. Вычисление по формуле показывает: изменения в уровнях сформированности основ профессиональной компетентности выпускников педвуза существенные, что вероятность ошибки является величиной бесконечно малой.

По результатам теоретического анализа проблемы, а также с помощью комплекса диагностических методик, были обозначены уровни сформированности профессиональной индивидуальности у выпускников вуза: адаптивно-эмпирический уровень (характеризуется интересом к проблеме профессиональной индивидуальности педагога дошкольного профиля, индивидуально-творческой активности в профессиональной сфере; наличием базовых знаний и умений по дисциплинам специальной профессиональной подготовки педагога; активность личности направлена на социально-профессиональную адаптацию – освоение системы взаимоотношений в трудовом коллективе, приобретение базовых навыков выполнения функциональных обязанностей педагога ДОУ; эпизодическим достижением успешности в процессе проявления соей индивидуальности и реализации творческой активности при решении профессиональных задач); функционально-результативный уровень (характеризуется устойчивым стремлением к созданию и реализации индивидуально-творческих проектов в профессиональной деятельности для совершенствования конкретного аспекта воспитательно-образовательного процесса ДОУ; умением четко определить конечный результат реализации в профессиональной сфере индивидуально-своеобразных педагогических технологий воспитания и обучения, умением анализировать профессиональные задачи, требующие творческого подхода для их решения; достижением высоких результатов реализации индивидуально-креативных проектов при решении профессионально-педагогичесикх задач); эвристически-преобразующий уровень (характеризуется умением комплексно анализировать профессиональные задачи, умением защищать свои авторские идеи в сфере воспитания и обучения дошкольников; на высоком уровне развития находятся оценочно-информационные, организационные, коммуникативные, рефлексивные умения; отличается устойчивым стремлением к проявлению эвристических подходов к решению задач профессионально-педагогической деятельности; систематическим достижением успешности при реализации творческого подхода к совершенствованию профессионально-педагогической деятельности); креативно-исследовательский уровень (характеризуется устойчивостью индивидуально-продуктивных способов профессиональной деятельности; умением видеть и самостоятельно результативно и эффективно решать профессиональную проблему; умением защищать свои убеждения, генерировать неординарные идеи, реализация которых способствует качественно новому уровню профессиональной деятельности; взаимодействие с участниками целостного педагогического процесса ДОУ, коллегами характеризуется выраженной гуманистической направленностью, эмпатией; высокий уровень профессионально-педагогического мышления, развитые аналитико-рефлексивные умения обеспечивают глубокое понимание личности других людей, их действий, поступков и др.).

Диаграмма 2. Уровни сформированности

профессиональной индивидуальности у выпускников ФППК КГУ

(педагогов дошкольного образования), в %

1 – адаптивно-эмпирический; 2 – функционально-результативный;

3 – эвристически-преобразующий; 4 – креативно-исследовательский

Анализ самостоятельной трудовой деятельности участников эксперимента (выпуски 2004-2009 годов) в ходе отсроченного контроля показал, что значительное большинство выпускников успешно самореализуется в качестве педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты многолетней экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу, позволяют констатировать достижение цели исследования.

Выводы и рекомендации, вытекающие из исследования.

Профессиональная индивидуальность педагога дошкольного учреждения представляет собой целостное личностное образование, формируемое в процессе профессиональной подготовки специалиста.

Профессиональная индивидуальность является высшей социальной ценностью, востребованной современной педагогической практикой, сущностной характеристикой профессионала и результатом качества образовательной деятельности вуза. Целенаправленное ее формирование через актуализацию такого её компонента, как рефлексивное мышление, представляет собой новое направление в педагогическом процессе, наиболее адекватно отражающее запросы практики и потребности личности как самого будущего специалиста, так и его потенциального воспитанника.

Источники и базовые механизмы развития профессиональной индивидуальности в процессе профессионального образования предусматривают формирование рефлексии, использование эмоционального потенциала профессионального образования, индивидуализацию содержания образования, формирование потребности в саморазвитии индивидуального стиля профессиональной деятельности на этапе подготовки будущих педагогов, модульный характер структурирования содержания высшего образования и процесса повышения квалификации и др.

Содержательная сторона процесса становления и развития профессиональной индивидуальности будущего педагога дошкольного профиля зависит от возраста и индивидуальных особенностей конкретного студента, от уровня педагогического руководства этим процессом, от взаимной заинтересованности в результатах проявлений профессиональной индивидуальности в конкретных педагогических и студенческих коллективах. В то же время при всей многовариативности и субъективности исследуемого процесса в содержательном плане можно выделить следующие основные направления: формирование положительных мотивационных установок на проявления в профессиональной деятельности индивидуально-творческой активности специалиста; развитие мировоззренческой, духовно-нравственной, рефлексивной сферы будущего педагога; развитие профессионально важных качеств личности специалиста; овладение методами и приемами саморегуляции эмоциональных состояний и профессионального поведения.

Вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения заключается в предоставлении обучающемуся возможности самостоятельного выбора индивидуально-профессионального варианта становления и развития по всем векторам образовательного континуума, предполагает создание и реализацию персонифицированных и диверсифицированных профессионально-образовательных траекторий для обучаемых. Вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения способствует развитию адаптивности педагога к изменениям на рынке труда; активизации жизненного и профессионального самоопределения; содействует профессионально-личностному росту специалиста, повышению его конкурентоспособности.

Вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в вузе предполагает синтез и интеграцию достижений личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативного, контекстного, компетентностного и этнопедагогического подходов. Все подходы осуществлялись в процессе профессиональной подготовки педагога в органическом единстве и во взаимосвязи, что определяется значением этих подходов в воспитании дошкольников.

Одной из важнейших составляющих профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения является сформированность умений рефлексивного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста. Рефлексивное взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста – сложный и многокомпонентный процесс. Он включает целевую составляющую (основная цель – развитие рефлексии у ребенка, сопутствующие ей – воспитательные, дидактические), содержательную (обучение детей действиям анализа и самоанализа, сравнения реального и прошлого опыта для установления наиболее желаемых взаимоотношений с другими), методическую (способы организации взаимодействия), социально-психологическую (установление психологического контакта между педагогом и ребенком, ребенком и группой на основе социально-полезной, творческой, познавательной в широком значении деятельности), результативную (развитие ребенка как субъекта деятельности и общения на основе его рефлексивных действий). Для обучения студентов способам установления такого общения чрезвычайно важной является диагностика их рефлексивных возможностей в организации рефлексивно-развивающих игр для детей дошкольного возраста.

Обучение студентов организации рефлексивно-развивающего взаимодействия предполагает использование инновационных педагогических технологий (смыслонаправляющая категориально-модульная лекция, соответствующая методологическому уровню подготовки и осуществления рефлексивного взаимодействия с детьми, и тренинговое практическое занятие, включающее техники рефлексивного слушания, соответствующее ориентационному и развивающе-коррекционному уровню).

Этапами развития профессиональной индивидуальности являются: допрофессиональный и начальный профессиональный - этапы профессионального становления - формирование базового уровня поведения в социуме и возможностей его рефлексии; на начальном профессиональном этапе и в процессе подготовки бакалавров – формирование базового профессионального поведения и возможностей его рефлексии; в процессе профессионального самообразования и повышения профессионального мастерства – самоменеджмент профессиональной деятельности и развитие профессиональной индивидуальности.

Параметры развитости профессиональной индивидуальности педагога дошкольного профиля (выпускника вуза) включают в себя: сформированность профессиональной идентичности, которая обеспечивает принятие профессии как личностно значимой, удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью; профессионально-педагогической направленности личности специалиста (умения человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями, которые к нему предъявляются); сформированность рефлексивного мышления специалиста; сформированность основ индивидуального стиля педагогической деятельности; сформированность основ профессиональной компетентности специалиста.

Процесс формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения оказывается эффективным, если в учебно-воспитательной деятельности вуза достигается единство: а) диагностики индивидуальных особенностей и стиля учебно-познавательной деятельности студентов, б) интеграции субъектов процесса профессиональной подготовки, в) развития рефлексивной культуры участников педагогического процесса, г) стимулирования личностно-профессионального самосовершенствования будущих педагогов.

Условия, необходимые для формирования профессиональной индивидуальности: вариативность воспитательно-образовательной культурной среды; ориентированность учебно-воспитательного процесса на формирование инновационного индивидуального стиля деятельности; готовность студентов (педагогов) к рефлексии и обобщению собственного опыта и опыта своих коллег; активность студентов в индивидуально-личностном росте.

Проведенное исследование позволило выделить новое направление в подготовке специалистов дошкольного профиля, заключающееся в изучении и разработке профессиональной индивидуальности и предполагающее проведение дальнейшей работы в этом направлении.

Проведенное исследование не претендует на полноту всестороннего раскрытия рассматриваемой проблемы. Ее масштабность и значимость требуют продолжения теоретического изучения, осмысления и комплексного анализа многоаспектной практики вузов в сфере формирования и развития профессиональной индивидуальности педагогов дошкольного образования.

Основными направлениями дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы могут быть: обеспечение преемственности в процессе формирования профессиональной индивидуальности выпускников вуза и в системе повышения квалификации специалистов; выявление специфики развития профессиональной индивидуальности педагога в зависимости от опыта работы специалиста, его индивидуального стиля трудовой деятельности, специализации; специальная подготовка преподавателей вузов к работе по развитию профессиональной индивидуальности студентов как в учебно-познавательной, так и в профессиональной деятельности. С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Монографии

Рослякова Н.И. Профессиональная индивидуальность как метадеятельность педагога: Монография. Краснодар, КубГУ, 2007. - 10 п.л.

Рослякова Н.И. Стратегия формирования профессиональной индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки. Монография. – М., МПГУ, 2009. - 10,5 п.л.

Статьи в рекомендованных ВАК РФ изданиях

Рослякова Н.И. Вопросы профессиональной подготовки студентов по формированию у детей старшего дошкольного возраста рефлексивных действий // Научный журнал АГУ «Вестник». - Майкоп. - 2002. – С. 235-240. - 0,3 п.л.


загрузка...