Методическая система формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей технологии (29.03.2010)

Автор: Романова Каринэ Евгеньевна

Личностная зрелость учителя технологии - это комплексная характеристика личности специалиста, обеспечивающая сознательное принятие профессионально значимых духовных, художественных и материальных ценностей и его стремление реализовать себя в процессе профессиональной деятельности в качестве учителя и технолога. Личностная зрелость будущего специалиста является результатом усвоения социально-культурных норм в условиях творческого взаимодействия преподавателя и студентов в учебно-воспитательном процессе вуза и выступает в дальнейшем как фактор профессионального становления личности (на основании работ Н.А.Бердяева, Г.Олпорта, Г.Кушинга, Г.С.Батищева и др.).

Индивидуальный стиль учителя технологии представляет собой совокупность своеобразных личностных проявлений мастера, в деятельности которого тесно связаны между собой фундаментальные знания и практический опыт работы, включающий способы и формы психолого-педагогического взаимодействия и технологической умелости, переплавленные в созидательное целое с целью саморазвития обучающейся личности (на основании работ Е.А.Климов, А.В.Петровского, А.В.Торохова и др.).

Самоактуализация учителя технологии - это интегральная характеристика личности, выражающаяся в возможно более полном выявлении и развитии своих личностных возможностей и воплощение их в реальных результатах, духовных и материальных продуктах деятельности, потребность в самосовершенствовании (на основании работ К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, А. Маслоу, С.Л.Рубинштейна, и др.).

Проведенный анализ литературных источников, результатов опросов и бесед, целенаправленные наблюдения за педагогической деятельностью преподавателей, данные опытно-экспериментальной работы позволили определить педагогическое мастерство преподавателя как, интегративную характеристику его высокой профессионально-педагогической подготовленности и умелости в осуществлении педагогической деятельности, внутренне обусловленных высокоразвитыми личностными качествами (интеллектуальной культурой, личностной зрелостью, индивидуальным педагогическим стилем, самоактуализацией) и проявляющихся в деятельности, отличающейся высокой профессиональной компетентностью, педагогическим опытом и творчеством, развитой антиципацией.

По нашему мнению, педагогическое мастерство можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рис.1. Компоненты педагогического мастерства

Педагогическое мастерство учителя технологии отличают:

Технологическая культура – культура преобразующей творческой природосообразной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.

Креативность учителя технологии – способность к продуктивной деятельности; личностное качество, выраженное в предрасположенности и готовности создавать социально значимые продукты своей деятельности, как духовные, так и материальные. Успешность креативной деятельности обеспечивается высоким уровнем компетентности в сочетании с самокритичностью и конструктивностью мышления.

Технологическая грамотность – знания и умения из различных областей человеческой деятельности; изучение технологии обработки традиционных и нетрадиционных материалов, изготовление из них готовых изделий; практические навыки работы с различным технологическим оборудованием, инструментами и приспособлениями.

Во второй главе «Концепция формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей технологии», анализируя ряд педагогических исследований, мы пришли к выводу, что педагогическая концепция должна включать следующие компоненты: теоретико-методологические основания концепции; инновационную авторскую идею; парадигматическую методологию концептуального проектирования, опирающуюся на системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы; систему принципов, на которых базируется концепция; педагогические условия эффективного функционирования исследуемого феномена; особенности реализации концепции; модель, исследуемой методической системы (Рис.2).

1. Теоретико-методологические основания концепции позволили сформулировать определение педагогического мастерства и определить его основные компоненты.

2. Ведущей авторской идеей концепции является положение о том, что повышение эффективности формирования и развития педагогического мастерства осуществляется за счет создания развивающей творческой среды, обладающей свойствами: наблюдаемостью, насыщенностью, пластичностью, автономностью существования, синхронизируемостью, векторностью, целостностью, мотивогенностью, иммерсивностью, интерактивностью. Для процесса обучения технологии необходимы дополнительные свойства среды: политехничность, производственная направленность, креативность, материальность, безопасность (Табл. 1).

Таблица 1

Свойства развивающей творческой среды

№ Свойства среды Характеристика Критерии оценки

1. Наблюдаемость Целенаправленное восприятие творческой развивающей среды Дизайн предметной среды, выставки работ студентов

2. Насыщенность Наличие ресурсов, связанных с включением студента в творческую образовательную среду Разнообразие форм и методов обучения и воспитания студентов

3. Пластичность Способность среды приобретать заданную стабильную форму Открытость к новому, многообразие методического содержания

4. Автономность существования Независимая целостность среды, обладающая границей по отношению к окружающим системам Наличие истории среды и логики функционирования

5. Синхронизируе-

Рис.2. Концепция методической системы формирования и развития педагогического мастерства В технологическом образовании необходимы дополнительные свойства развивающей творческой среды, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Свойства развивающей творческой среды технологического образования

№ Свойства среды Характеристика Критерии оценки

1. Политехничность Выявление общих научно-технических основ типичных объектов современного производства и функций труда. Сформированность умения переноса знаний и умений

2. Производственная направленность Направленность на создание продуктов труда Умения создавать разнообразные продукты труда

3. Креативность Направленный эффект развития готовности будущего учителя технологии к творческой продуктивной деятельности, готовности создавать социально значимые продукты своей деятельности как духовные, так и материальные Развитие качеств личности, определяющих креативность

4. Материальность Наличие инструментов, материалов, оборудования Соответствие материально-технической базы установленным требованиям.

5. Безопасность Создание условий, обеспечивающих соблюдение техники безопасности труда и санитарно-гигиенических требований. Соответствие инструментов и оборудования требованиям безопасности труда.

3. В качестве парадигматической методологии концептуального проектирования мы использовали системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы, которые выполняют роль общенаучной основы, позволяют определить содержание деятельности, оптимизировать способы ее осуществления, определить пути практического совершенствования; раскрыть структуру педагогического мастерства, выявить основные факторы, влияющие на результативность процесса, а также фактические направления его осуществления.

4. Выдвинутая концепция базируется на системе принципов общедидактических:

деонтологический принцип представляет собой совокупность приемов и методов целесообразного конгруэнтного и конструктивного поведения будущего педагога;

принцип природосообразности представляет собой научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов развития личности в период подготовки к профессиональной деятельности;

принцип культуросообразности, представляет собой процесс формирования и развития педагогического мастерства и выстраивается на основе общечеловеческих ценностей и приобщении к нравственным и духовным ценностям, культурному наследию Отечества, уважительному отношению к культуре других стран и народов;

принцип конгруэнтного созревания и развития личности заключается в разумном соотношение содержания профессиональной деятельности преподавателя и самоопределения будущего учителя, выработку субъективно значимого варианта содержания методов воздействия, стиля управления и взаимодействия;

технологических:

принцип активного взаимодействия субъектов среды, представляющий собой развитие личностно-ориентированной педагогической системы технологического образования в виде творческой технологической среды, расширяющей творческие субъект-субъектные отношения, усиливающей педагогические ресурсы в формировании ценностного отношения к творческой деятельности, технологической компетентности и творческой активности учащихся;

принцип поддержки творческих инициатив субъектов среды, заключающийся в успешном развитии творческого потенциала личности будущего учителя технологии, что обусловлено совместным целеполаганием субъектов, индивидуальным выбором содержания и вида технологической деятельности;

принцип оптимальности, представляющий собой разработку и принятие таких норм, правил и требований, которые при применении их в процессе профессиональной подготовки будущих учителей технологии обеспечивают оптимальные затраты средств и ресурсов при высоком качестве профессионального образования.


загрузка...