Методическая система формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей технологии (29.03.2010)

Автор: Романова Каринэ Евгеньевна

Романова Каринэ Евгеньевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ

И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Шуя – 2010

Работа выполнена в

ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор,

Заслуженный работник высшей школы РФ

Червова Альбина Александровна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Павлова Алина Абрамовна

доктор педагогических наук, профессор

Родионов Михаил Алексеевич

доктор педагогических наук, профессор

Лагунова Марина Викторовна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»

Защита состоится 24 июня 2010г. в «10.00» часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: 155908, г. Шуя Ивановской обл., ул. Кооперативная, д.24, ауд. 220

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки России vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан « » _________2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических

наук, доцент Н.В. Лысых

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Модернизация отечественного образования, осуществляемая в связи со вступлением России в Болонский процесс и проводимая Европейским союзом образовательная политика стимулируют развитие системы высшего образования. Непрерывно идущие инновационные процессы в образовании приводят к тому, что высокий уровень знаний по предмету и владение изученной методикой его преподавания уже не могут полностью характеризовать актуальный уровень профессиональной подготовленности учителя. Анализ практики показывает, что одной из серьёзных проблем современной образовательной системы является недостаточный уровень подготовленности учителей к работе в условиях, требующих самостоятельного принятия оптимальных педагогических решений. Известно, что востребованные практикой умения учителя самостоятельно, научно обосновано конструировать учебный процесс образуются после вузовского образования спонтанно или формируются достаточно долго и неполно.

Опережающее развитие педагогического образования обусловливает необходимость ориентироваться на формирование и развитие педагогического мастерства, предполагающего помимо знаний формирование и использование способности к творчеству и саморазвитию будущего учителя. Более того, согласно исследованиям ученых (О.А.Абдуллина, Ю.Н.Кулюткин, М.М.Кашапов и др.) профессиональная деятельность большинства учителей насыщено стереотипами и методическими штампами. Необходима систематическая специальная работа по формированию и развитию у будущих учителей педагогического мастерства.

Назовем основные факторы, обусловливающие развитие образования сегодня и необходимость формирования и развития у будущих учителей педагогического мастерства. Во-первых, современной исторической эпохе характерна особая модель образования, ориентированная на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность будущих специалистов, в том числе и учителей. Творческий потенциал учителя зависит от степени сформированности его профессионального мышления. Профессионально направленное мышление инициирует рефлексивную деятельность учителя, что дает ему возможность стать профессионально активным педагогом, способным к самостоятельной инновационной деятельности, и, как результат – быть востребованным и конкурентоспособным мастером.

Во-вторых, повышение теоретического уровня содержания учебных дисциплин привело к обострению противоречий между общими целями образования и реальными возможностями будущих учителей решать прикладные задачи.

В-третьих, в системе образования произошли серьезные изменения: диверсификация, обогащение школьной практики новыми образовательными технологиями, формами обучения, возможностью самостоятельно выбирать учебно-методическую базу. Согласно же многочисленным наблюдениям педагогов нередко имеет место неумение молодых учителей проявлять самостоятельность и творчески применять теоретические знания, приобретенные в вузе, в школьной практике. Данное обстоятельство осложняет процесс самовоспитания начинающего учителя. Сегодня необходим учитель, владеющий современной методикой преподавания предметов с целью формирования у учащихся ключевых компетенций, готовности к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности.

Процесс формирования и развития педагогического мастерства позволяет познавать, прогнозировать и преобразовывать действительность; совершенствовать профессиональную компетентность на протяжении всей жизни, мобилизуя обретаемые и пополняемые учителем знания и формируемые умения на поиск решения новых возникающих задач; принимать обоснованные профессиональные решения; формировать субъектную позицию обучаемого. В процессе становления педагогического мастерства «вскрываются» резервы личностного развития учителя и возможности оптимизации его педагогических влияний, тем самым, давая возможность отвечать на «вызовы» образовательной среды.

Проблемы формирования и совершенствования педагогического мастерства широко исследованы в трудах О.А. Абдулиной, Ю.Л. Азарова, Н.В. Александрова, Н.И. Болдырева, Ф.Н. Гоноблина, Н.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, В.М. Коротова, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьева, Л.И. Рувинского, В.А. Сластенина, А.Н. Спирина, А.И. Щербакова и др.

Мастерство учителя напрямую связано с его творчеством, где большую роль играют интуиция, вдохновение, талант педагога. Важнейшим условием роста мастерства является творческая, основанная на непрерывном совершенствовании педагогическая деятельность. Решающее значение в становлении мастерства имеет то ближайшее окружение, в которое попадает педагог: и микроклимат коллектива, и идеи, которыми он живет, и его традиции.

Профессиональная подготовка по специальности «Технология и предпринимательство» отличается от подготовки студентов других педагогических специальностей тем, что она ориентирована на: приобретение знаний и умений из различных областей человеческой деятельности; изучение технологии обработки традиционных и нетрадиционных материалов, изготовление из них готовых изделий; приобретение практических навыков работы с различным технологическим оборудованием, инструментами и приспособлениями (Ю. Л. Хотунцев).

Технологическое образование позволяет интегрировать продуктивный опыт будущих учителей в различных видах деятельности, прежде всего проектной, конструкторской, раскрыть созидательные ресурсы, сформировать у них ценностное отношение к труду, творческие качества, позволяющие эффективно решать стандартные и нестандартные технологические задачи.


загрузка...