Программно-целевой  подход к формированию профессионального мастерства личности в условиях непрерывного социально-культурного образования (29.03.2010)

Автор: Кузнецова Татьяна Викторовна

Апробация исследования и внедрение его результатов осуществлялись в процессе реализации многокомпонентной педагогической модели построения процесса формирования профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности на основе программно-целевого подхода и проходила во многих формах: публикаций (список прилагается); участия в международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Лидер культуры XXI века» (Москва, 2001), «Искусство и дети: проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке» (Москва, 2003), «Художественная культура и образование. Юсовские чтения» (Москва, 2005), «Мир культуры - культура мира» (Москва, 2005), «Ценностные приоритеты образования 21 века в контексте межкультурных контактов» (Луганск, Украина, 2006), «Проблемы молодежи глазами студентов» (Тула, 2006);

– выступлениях автора на международных, российских, региональных межвузовских конференциях: международной научно-практической конференции «Мир культуры – культура мира» с сообщением «Программно-целевой подход в образовании» (Москва, 18-19 мая 2005 г.); международном «круглом столе» (Москва, 2 декабря 2006) «Творчество и создание: наука, культура, образование XXI века» с докладом «Воспитание нравственных ценностей у школьников во внеурочное время»; международной научно-практической конференции «Науки о культуре: современный статус» с сообщением «Взаимодействие преподавания гуманитарных дисциплин и внеклассной работы в воспитании профессиональной ориентации школьников на социально-культурную деятельность» (Москва, 13-14 декабря 2006); третьей международной научно-практической конференции молодых ученых «Науки о культуре: современные концепции и традиции» с докладом «Педагогика создания единого воспитательного пространства колледжа и университета культуры и искусств» (Москва, 25-26 декабря 2007); международном круглом столе «Книга – путь к духовно-нравственному здоровью общества» с докладом «Совершенствование процесса формирования профессионального мастерства у специалистов социально-культурной деятельности» (Москва, 14 апреля 2008); международной практической конференции «Культурная политика на современном этапе: международные аспекты» с сообщением «Интеграция процессов преподавания гуманитарных дисциплин в международной образовательный модуль» (Москва, 3 июня 2009); в IV фестивале науки с докладом «Теоретические основания формирования профессионального мастерства специалиста в условиях непрерывного образования (Москва, 9-11 октября 2009);

– в качестве директора оргкомитета трех международных симпозиумов: «Вузы культуры и искусства в едином мировом образовательном пространстве» (Москва, 2007), «Вузы культуры и искусства в едином мировом образовательном пространстве: стратегии диалога культур» (Вьетнам: Ханой – Хошимин, 2008), «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве: новый «шелковый путь» к культуре без границ» (Республика Корея, Сеул-Енгволь, 2009), «Культурная политика в условиях модернизации российского общества» (Москва, 2008) и др.;

– в качестве зам. директора института дополнительного профессионального образования Московского государственного университета культуры и искусств, подготовившего в соавторстве программу «Инновационная деятельность по переподготовке специалистов социально-культурной сферы» (1999-2001 гг.) содержание образовательных модулей» часть I и «Иовационная образовательная деятельность по переподготовке специалистов социально-культурной сферы (1999-2001 гг.) цикл образовательных модулей» часть II.

Опытно-экспериментальными базами исследования стали: школа №5 г.Химки Московской области, институт дополнительного образования Московского государственного университета культуры и искусств, Московский государственный университет культуры и искусств, филиал Московского государственного университета культуры и искусств в г. Норильске, Московский областной колледж искусств, Орловский государственный институт искусств и культуры, Центр развития творчества детей и юношества г. Химки, учреждение дополнительного образования «Культура и образование».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Происходящие в настоящее время преобразования, направленные на преодоление репрезентативных способов мышления, на снижение нагрузок на рациональную сферу и повышение значимости развития интеллектуально-эмоциональной сферы, совокупности нравственных отношений к миру, требуют принципиально новой парадигмы образования, оценке уровня профессионального мастерства специалистов социально-культурной деятельности. Сбалансированность условий и факторов профессионального роста специалистов социально-культурной деятельности обеспечивает непрерывное социально-культурное образование на основе программно-целевого подхода к структурированию и систематизации планирования, регулирования, прогнозирования желаемых результатов, продуктивного использования управляемых элементов качества.

Поэтому следует переходить от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь» на основе программно-целевого подхода.

2. Программно-целевой подход к формированию профессионального мастерства личности специалиста, выступающий базовым инструментом реализации инновационных проектов в области непрерывного социально-культурного образования, представляет собой научно обоснованную систему педагогических действий, которая обеспечивает поэтапное достижение прогнозируемой цели на основе организации непрерывного процесса как целостного процесса общего и профессионального развития личности, продвижения его по «дереву целей» и осуществления постоянной мониторинговой экспертизы качества образования и роста профессионального мастерства.

3. Авторская научная концепция программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства личности специалиста базируется на а) представлении об образовательной системе как совокупности сложных процессов, для управления которыми необходимы такие условия, как целевая ориентация; опора на принципы целостности; продуктивного планирования; целевого распределения наличных ресурсов; осуществления регулярной обратной связи, обеспечивающей своевременную корректировку педагогических усилий, их интенсивности и содержания; б) методологических положениях о единстве общего и профессионального развития личности специалиста.

4. Структура программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства личности специалиста в условиях непрерывного образования многокомпонентна и включает такие составляющие, как научно обоснованное прогнозирование результатов внедрения программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности; постоянная мониторинговая экспертиза качества его реализации; учет реальных ресурсов и возможностей данного учебного учреждения или образовательной структуры (кадровый состав педагогического коллектива, контингент учащихся, материально-техническая база, возможности для ее обновления и др.); горизонтальная и вертикальная диверсификация непрерывного образования; подключение механизмов повышения престижа профессии за счет внедрения государственного социального заказа через конкурсные механизмы как для государственных учреждений и организаций, так и для коммерческого сектора.

5. Оптимизация процесса формирования профессионального мастерства личности специалиста обеспечивается спектральностью, определяющей упорядоченность и взаимосвязь составляющих этого процесса, направлений социально-культурной деятельности, и диверсификации непрерывного образования, которая представляет собой один из эффективных способов преодоления разрыва между идеальным и реальным «профессиональным Я» личности специалиста. Эффективность реализации педагогической модели формирования профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности определяется высоким уровнем организации культурно-образовательной среды в вузе культуры и искусства на основе интеграции общего и социально-культурного профессионального развития специалистов.

6. Культурно-образовательная среда, в условиях которой активизируется мотивация студентов на постоянный профессиональный рост и возникают условия для повышения уровня овладения профессионально значимыми навыками, создается во взаимодействии следующих направлений: многоуровневая интеграция предметов художественно-эстетического и гуманитарного циклов; разработка системы интегрированных спецкурсов; осуществление преемственности между всеми ступенями образовательной системы; создание условий реализации творческого потенциала студентов, связанного с процессом формирования и развития профессионального мастерства; воспитание духовности в личности специалиста социально-культурной деятельности на основе поддержки становления индивидуальной культуры и ее проявлений в процессе созидательной творческой работы обучения.

7. Интенсификация процесса формирования профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности в условиях реализации программно-целевого подхода обусловлена осуществлением системного контроля над этим процессом, включающим научный анализ его динамики, выявленных в процессе контроля проблем и «сбоев развития», а также выработку направлений по их эффективной коррекции.

8. Контроль в программно-целевом подходе обретает особенный творческий характер за счет возникновения в процессе формирования профессионального мастерства полей взаимодействия «профессионал – начинающий специалист», «начинающий специалист - начинающий мастер», в которых активизируются направления по обмену и обобщению профессионального, личного, инновационного опыта, по развитию профессиональной рефлексии, по поиску творческой профессиональной индивидуальности, по повышению теоретического осмысления практического опыта и дальнейшего закрепления его в виде «портфолио исследователя».

9. Достижению высокого уровня профессионального мастерства содействует опора в культурно-образовательной среде вуза на взаимодействие блоков системы педагогической деятельности по внедрению программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности, а именно: блоки учебно-творческой деятельности; информационно-аналитической деятельности; планово-прогностической деятельности; обратной связи (фит-бек) и коррекции.

10. Согласование действий субъектов по реализации программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности обеспечивает применение в образовательном процессе различных проектно-гуманитарных технологий, активизирующих у студентов те личностные механизмы, которые обеспечивают восхождение субъекта к высокому уровню профессионального мастерства в социально-культурной деятельности.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, четыре главы, заключение, список литературы, приложения. Текст диссертации содержит таблицы, схемы и рисунки, иллюстрирующие выводы исследования.

В Приложении представлены материалы, раскрывающие сущность опытно-экспериментальной работы по внедрению в образовательный процесс программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологическая основа, методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, пути программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности в условиях непрерывного образования, а также формулируются положения, выносимые на защиту.

В главе первой «Методология процесса формирования личности в системе непрерывного социально-культурного образования» на основе системного анализа теоретических трудов по психологии, педагогике, философии, культурологии раскрывается процесс формирования личности в непрерывном социально-культурном образовании, дан категориально-понятийный аппарат исследования.

В первом параграфе первой главы «Методологические основания процесса формирования профессионального мастерства личности в системе непрерывного социально-культурного образования» показано многообразие подходов к этому феномену. Отечественными исследователями установлено, что личность представляет собой специфически человеческое образование, развивающееся в определенных общественных отношениях, в процессе деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Процесс формирования личности прямо не корреллирующий естественно текущим изменениям природных свойств человека в ходе его приспособления к внешней среде.

Поэтому методологические основания процесса формирования профессионального мастерства личности на основе программно-целевого подхода есть целостная система, важнейшим в построении структуры которой является целеполагание. Среди методологических оснований значимым является научное положение о том, что личность является целеустремленной, самоорганизующейся частицей общества, наиболее важной функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия (А.Г. Асмолов).

В ходе анализа особенностей развития личности в онтогенезе учеными были определены этапы ее социализации, в ходе которой человек преобразует накопленный социальный опыт в собственные ценности и ориентации в процессе непрерывного образования. Одним из методологических оснований формирования личности специалиста в системе непрерывного социально-культурного образования является педагогический идеал, позволяющий выработать устойчивые способности к коммуникации, готовности к постоянному росту профессионального мастерства, к овладению навыками профессиональной и личностной рефлексии. Важнейшими методологическими основаниями формирования личности в системе непрерывного социально-культурного образования являются триада единства общего и профессионального развития личности Ю.П. Азарова (технология-отношения-культура); аксиологический принцип («специалист социально-культурной сферы призван отстаивать ценности, спасающие человека от духовной нищеты и культурной ограниченности. С помощью культуры он получает широкие возможности интегрировать процесс общекультурного и социально-нравственного развития человека, да и сама культура является для него инструментом совершенствования собственных профессиональных навыков»); различные формы организации образования как социально-культурного бытия и способа самореализации и самоактуализации личности так и моделирование моделирование образовательного процесса на основе программно-целевого подхода.

Открытость к современным инновационным процессам в педагогике профессионального образования позволяет разрабатывать направленность образовательного процесса на воспитание социально-культурной активности личности специалиста, развитие готовности к постоянному росту профессионального мастерства и непрерывному образованию.

Во втором параграфе первой главы «Понятие «Непрерывное социально-культурное образование»» были выявлены отличительные особенности и признаки отечественных понятий социально-культурного образования, которые, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют возникновению и развитию особой педагогической среды, оказывающей значительное воздействие на процесс формирования профессионального мастерства личности специалиста.

;непрерывности, причем необходимо принимать во внимание тот факт, что истоки идеи непрерывного образования восходят к мыслителям древности (Аристотель, Сократ, Платон, Конфуций и др.), а ее реализация была осуществлена значительно позже. Она начиналась в деятельности средневековых городских цеховых школ, в которых ученики получали и основы грамоты, и, затем, профессию. Современный взгляд на сущность непрерывного образования основывается на трудах Я.А. Коменского, где «содержится в зародыше мысль, воплощенная в наши дни в концепции непрерывного образования» (А.И. Пискунов) и которая отражает мечту о том, что для истинно культурного человека «учиться, образовываться... сделается такой же инстинктивной потребностью, как питаться и кормиться телу» (Н.И. Пирогов).

Непрерывное образование в процессе своего становления и развития формирует особую среду, в которой соединяются качества как воспитательной, так и социально-культурной образовательных систем. Спектральность социально-культурного образования обеспечивает широкий охват его направлений и видов, в то время, как целостность социально-культурного образования способствует необходимому взаимодействию и взаимовлиянию внутри возникшей в результате слияния двух направлений образовательного и воспитательного, образующих единую среду. Развивающие возможности такой среды заключаются в первую очередь, в том, что в ней в качестве необходимой составляющей присутствует педагогическое сопровождение, обеспечивающее сохранение развивающего направления, культуротворческий характер общения специалистов социально-культурной деятельности, наличие высокохудожественной, пространственной, звуковой, смысловой и досуговой составляющих, которые, взаимодействуя, создают условия для непрерывного образования.

Следовательно, непрерывное социально-культурное образование есть система отношений, определяющая характер переживаний, особенностей восприятия действительности, поведенческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие непрерывного образования личности от низших до высших слоев связываются, так или иначе, с отношениями, а функциональные возможности личности в организации деятельности, общения, познания могут быть определены только на эмоциональном уровне, ибо эмоции – это показатель удовлетворенности (неудовлетворенности) потребностей, являющихся основой нашей жизни. Поэтому одной из проблем является отсутствие в постановке воспитательных задач в рабочих учебных программах как фундаментальных так и специальных дисциплин. Понятие, будучи ведущей формой познания действительности, представляет собой логический каркас построения любых научных теорий.

В третьем параграфе первой главы «Диверсификация российского социально-культурного образования как методологическая основа формирования профессионального мастерства личности» выявлены основные направления диверсификации социально-культурного образования в России, показаны факторы ее необходимости, раскрыты принципы системы диверсификации, дан анализ работ ученых, затрагивающих те или иные аспекты этой проблемы.

Системный анализ трудов, в которых разработана методология осуществления диверсификации образования (Ф. Альтбах, Я. Сэдлак, В.И. Байденко, А.Г. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.), позволил выделить следующие значимые для разработки программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства в условиях непрерывного образования положения: диверсификация является общепедагогическим принципом развития системы непрерывного образования в социально-культурной сфере, формирующим условия для эффективного использования социокультурных технологий с учетом индивидуальных способностей, возможностей и потребностей каждого учащегося; процесс диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере опирается на интеграцию содержательно-технологического компонента, целевой и содержательной преемственности содержания образования на всех этапах, подключения к образовательному процессу системного объективного мониторинга его качества; диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере проходит неразрывно в двух уровнях – горизонтальном, на котором осуществляется расширение спектра использования педагогических и социокультурных технологий, и вертикальном, на котором осуществляется совершенствование непрерывного образования в социально-культурной сфере; объективной данностью диверсификации непрерывного образования является возможность ее планирования и регулирования: в этом случае значительно расширяются управляемые факторы качества, которые усиливаются в совокупности применения в образовательном процессе – одним из главнейших результатов в данном случае является высокий уровень профессионального мастерства, отражающего и высокий уровень профессионального сознания, и достижения необходимой для профессии компетентности. Для изучения потенциала программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства специалистов социокультурной сферы значимы и выделенные в науке принципы управления диверсификацией непрерывного образования: принцип повышения управляемости процессами формирования качества, включая пассивный и активный учет известных факторов качества; принцип расширения состава управляемых факторов качества; принцип совмещения и комбинации управляемых факторов качества; принцип мониторинга качества в режиме реального времени его формирования; принцип ценностной динамичности изменения качества. Преобразование данных принципов в рамках программно-целевого подхода позволяет определить основные цели и механизмы диверсификации непрерывного образования в социокультурной сфере, направленного на достижение высокого уровня профессионального мастерства. Цели диверсификации: развитие творческих, организационных, коммуникативных способностей специалистов; повышение мотивации специалистов на рост профессионального мастерства в условиях непрерывного образования на основе идей поступательности в формировании и обогащении творческого потенциала личности, интеграции учебной и практической деятельности; учета педагогических особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на разных этапах его жизни; единства профессионального, общего и гуманитарного образования; научно-методической и психолого-педагогической поддержки самообразования каждого специалиста. Механизмы диверсификации: создание условий для самостоятельного приобретения профессиональных знаний и развития профессионально значимых навыков; осуществление непрерывного образования на основе программно-целевого подхода; системность и преемственность в процессе роста профессионального мастерства; индивидуализация обучения, позволяющая развить осознанную потребность в повышении уровня профессионального мастерства; многообразие и гибкость применяемых видов, форм и педагогических технологий обучения; включение в систему непрерывного образования таких структур, как учебные заведения разного типа, центры доподготовки, формальные, неформальные и внеинституциональные виды получения образования.

В главе второй «Теоретические подходы к процессу формирования личности в системе непрерывного социально-культурного образования» раскрыты положения теорий формирующей деятельности, выделены концептуальные положения по теоретическому обоснованию непрерывного социально-культурного развития личности (деятельностный и компетентностный подходы); раскрыта актуальность опоры в образовательном процессе на программно-целевой подход; выделены его системообразующие элементы и структурные составляющие; представлена модель профессионального мастерства будущего специалиста в социально-культурной сфере.

В первом параграфе второй главы «Теория формирующей деятельности в процессе непрерывного социально-культурного образования личности» основное внимание сосредоточено на исследовании наиболее значимых в русле данного исследования направлений теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Основным предметом исследования теории деятельности — системы методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов является деятельность, определяющая все психические процессы. Центральным при решении вопроса о взаимоотношении практической деятельности и сознания стало положение, согласно которому формирование внутреннего плана сознания происходит в процессе «свертывания» практических действий.   А.Н. Леонтьевым была предложена структура деятельности, среди компонентов которой выделяют мотивы, цели, операции, действия (принятие решения, реализация, контроль и коррекция). Опираясь на основное положение данной теории, которое заключается в признании органического единства (но не тождественности) деятельности и сознания, мы развиваем в данной работе практикоориентированные направления, получившие развитие в трудах таких ученых, как В.В. Давыдов и Л.В. Занков.

Большое значение для данного исследования имеет также культурно-историческая теория Л.С. Выготского, согласно которой знаковое опосредование является основным способом управления поведением, которое может осуществляться самим индивидом, что способствует переходу натуральных процессов в культурные.

Отмечается также актуальность для современной социокультурной ситуации такого направления в образовании, как компетентностный подход (И.А. Зимняя, Б.С. Гершунский), в этом контексте наиболее востребованной областью является в настоящее время развитие способности будущих специалистов к постоянному саморазвитию, самостроительству, что крайне затруднительно в отсутствии сбалансированной системы непрерывного образования. Профессиональное формирование во многом осуществляется и развивается в процессе творческой деятельности и является сложным, многоуровневым психическим образованием, включающим в себя различные аспекты личности (И.Ф. Исаев, Е.Е. Журавлева, М.И. Ситникова и др.).

Существенное значение для формирования профессиональных качеств будущих специалистов в области социально-культурной сферы имеет также профессиональное общение, в процессе которого человек получает необходимые импульсы к дальнейшему росту (и личностному, и профессиональному), развивает мотивацию на самосовершенствование и продуктивную самореализацию, обретает важнейшие фундаментальные навыки, помогающие ему в самоактуализации в обществе.

В русле данного исследования был сделан акцент на изучение отличий деятельностного и компетентностного подходов. Деятельностный подход направлен на последовательное приобретение учащимися знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности, а компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение значимых результатов. Таким образом, можно утверждать, что компетенция формируется в процессе деятельности ради достижения высокого профессионального уровня, причем этот процесс не имеет четко очерченных временных границ, так как компетентность подразумевает постоянный личностный и профессиональный рост, обучение в течение всей жизни.

Во втором параграфе второй главы «Программно-целевой подход как ведущая научная концепция формирования личности в системе непрерывного социально-культурного образования» определены структурные составляющие научной концепции программно-целевого подхода и уточнены направления данного подхода, связанные с формированием профессионального мастерства специалистов социально-культурной сферы.

Исследователями (И. Баушева, О. Зыков и др.) выявлены системообразующие элементы программно-целевого подхода, универсально применимые для образовательных проектов различного уровня и назначения: формирование пилотных экспериментальных площадок для апробации новых подходов и методов в решении проблем, признанных приоритетными; создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; полноценное и комплексное оформление внедряемых инноваций; информационно-просветительское сопровождение; проведение непрерывного мониторинга и периодической оценки эффективности проекта в процессе и на различных этапах их реализации; организация и осуществление комплексных наблюдений и исследований процессов, протекающих в рамках реализации данного проекта.


загрузка...