Программно-целевой  подход к формированию профессионального мастерства личности в условиях непрерывного социально-культурного образования (29.03.2010)

Автор: Кузнецова Татьяна Викторовна

- острой потребностью современного общества в непрерывном социально-культурном образовании и несоответствием теоретико-методологического обоснования этого процесса;

- необходимостью использования обществом системы непрерывного образования, с одной стороны, и недооценкой значения раскрытия творческого потенциала социально-культурной деятельности у школьников, студентов в вузах культуры и искусств, и институтов дополнительного профессионального образования, с другой;

- преобладанием традиционно сложившихся подходов к содержанию, формам и методам обучения и объективными потребностями качественного преобразования процесса непрерывного образования в связи с вхождением в Европейское образовательное пространство и программно-целевым подходом к формированию профессионального мастерства личности в условиях непрерывного социально-культурного образования;

- введением новых федеральных государственных образовательных стандартов социально-культурной деятельности и конфронтацией их внедрения в деятельность вузов культуры и искусств компетентностного подхода подготовки кадров, связанных с разработкой пакетов программ, их методического сопровождения;

- объективным социально-культурным заказом общества на новый уровень формирования профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности, его ценностного отношения к развитию общества, социума, коллектива, собственной личности, содержательным и технологическим состоянием социально-культурной деятельности.

Это и определяет научную проблему исследования, которая вытекает из противоречия между требованиями глобализирующегося мира к специалистам, способным творчески осуществлять социально-культурную деятельность не только на региональном, но и на международном уровне, и недостаточным теоретическим и технологическим обеспечением процесса непрерывного социально-культурного образование как субъективно-объективной ценности.

Все это позволило сделать вывод о сложности, актуальности и практической значимости темы исследования: «Программно-целевой подход к формированию профессионального мастерства личности в условиях непрерывного социально-культурного образования».

Анализ научной литературы и специальных исследований показал, что программно-целевой подход к формированию профессионального мастерства специалистов социально-культурной деятельности в процессе довузовской, вузовской и послевузовской подготовки специально не рассматривался. Это самостоятельная проблема, имеющая государственное значение, поскольку является сердцевиной жизнедеятельности личности в этот исторический период.

Степень научной разработки проблемы.

Профессиональное образование в социально-культурной деятельности во всех своих проявлениях оказывает решающее воздействие не только на психолого-педагогические, межличностные отношения, но, и это является определяющим, влияет на мировоззрение человека, его культурно-личностный строй. В целом, в современной науке накоплена обширная база исследований проблемы жизненного пути личности. Развитие личности в онтогенезе было предметом изучения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др. Сущность, природу, структуру мотивации личности изучали Б.Г. Ананьев, Д. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Ж. Нюттен, Х. Хекхаузен. Изучением проблемы временной перспективы и жизненного пути личности занимались К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, Т.Н. Березина, Е.П. Варламова, Я.В. Васильева, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головахи, Л.Д. Демина, Р. Кастенбаум, А.А. Кроник, Т. Коттле, Н.Н. Толстых, Л. Франкл и др. Вопросам развития личности в процессе обучения с опорой на ее опыт, интересы, способности посвящены работы А.С. Асмолова, В.П. Беспалько, А.В. Петровского, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др. Процесс профессионального роста изучался Б.С. Гершунским, Э.Ф. Зеером, А.К. Марковой, К.П. Поваренковым и другими исследователями.

Для авторской концепции формирования профессионального мастерства личности в рамках программно-целевого подхода эти положения особенно значимы, так как именно в профессиональном общении в определенной социокультурной ситуации человек получает необходимые импульсы к дальнейшему росту (и личностному, и профессиональному), развивает мотивацию на самосовершенствование и продуктивную самореализацию, обретает важнейшие фундаментальные навыки, помогающие ему в самоактуализации в обществе.

В монографических трудах и научных публикациях Д.М. Генкина, Г.А. Евтеевой, Е.И. Смирновой разработаны теоретические аспекты целостного процесса профессионального развития личности. Основными теоретическими предпосылками для изучения природы профессионального формирования личности, диагностики и особенностей его развития являются положения о том, что профессиональное формирование осуществляется и развивается в процессе творческого обучения, что профессиональное формирование является сложным, многоуровневым психическим образованием, включающим в себя различные аспекты личности (И.Ф. Исаев, Е.Е. Журавлева, М.И. Ситникова и др.).

Социализация личности в условиях социально-культурного кризиса рассматривается в диссертационных исследованиях Н.Н. Василенко, В.П. Воробьева, А.С. Волович; ценностным ориентациям молодежи посвящены работы Д.В.Григорьева, И.О. Щербаковой; вопросы самоопределения и самоосуществления личностного потенциала исследованы в работах С.А. Башковой, М.Р. Гинзбурга, В.Л. Лебедевой, Д.Ю. Лебедева, О.Н. Титова, Л.Н. Храмцовой. Следует отметить, что в диссертационных исследованиях последних лет учеными раскрыты положения диверсификации непрерывного образования в социально-культурной сфере (Т.Э. Мангер, 2008); обоснован системный подход к повышению творческой компетентности специалистов в области педагогики (А.В. Тутолмин, 2009).

Исследователями также определены место и роль профессиональной подготовки в системе непрерывного образования; выявлены условия организации профессиональной подготовки, обоснованы составляющие процесса обучения в высшем учебном заведении, исследована интенсификация учебно-воспитательной работы (И.И. Горлова, С.И. Курганский, Р.И. Пшеничникова, P.P. Юсупов и др.). Проблемы теории и практики непрерывного образования были изучены в трудах таких ученых, как Х. Гуммель, А. Гартунг, Дж. Кидд, А.А. Вербицкий, А.П. Владиславлев, Е.П. Тонконогая, М.С. Чванова и др.

Для определения эффективных подходов к организации профессионального формирования современного специалиста необходимо учитывать и то, что важнейшей детерминантой профессионального развития является внутренняя значимость труда, удовлетворенность им. Очевидно, что рост удовлетворенности трудом зависит от расширения возможностей реализации своих способностей, что обеспечивается профессиональным развитием человека. Как справедливо показано учеными, именно формирование профессионального мастерства оказывает ведущее влияние на создание «образа» личности как системы, реализующей функциональную потребность в познании и самореализации (Д.А. Узнадзе), формирующей социальные свойства личности под влиянием социокультурной среды при ее структурно-функциональном взаимодействии с профессиональной педагогикой (Н.Ф. Золотухина), обеспечивающей процесс профессионально-личностного развития (В.А. Сластенин).

В исследовании подходов к профессиональному формированию личности, и в частности к формированию профессионального мастерства в условиях непрерывного социально-культурного образования, важны и положения педагогических теорий многоуровневого непрерывного профессионального образования (Х.П. Беднарчик, А.П. Беляева, З.И. Васильева, Н.А. Кононец, A.M. Новиков, В.А. Поляков, М.Н. Скаткин, А.Е. Шильникова и др.); теоретические концепции личностно ориентированного и проблемно-развивающего обучения (Е.Н. Бондаревская, В.В. Давыдов, Н.И. Думченко, И.А. Ивлиева, И.А. Петухов, Д.Б. Эльконин). Большое значение в данном контексте имеют исследования, посвященные теории и практике подготовки кадров (в частности, в области социокультурной сферы), – работы А.И. Арнольдова, Н.Д. Никандрова и др., а также концепции процесса становления профессионала в высших учебных заведениях (В.Э. Чудновский, Е.М. Борисова, Д.Н. Завалишина и др.).

Также в процессе теоретического анализа проблемы формирования профессионального мастерства личности были учтены научно-практические разработки по использованию программно-целевого подхода в современной политике и экономике, описанные в работах В.М. Видяпина, Д. Джеймсона, X. Ингхема, Ю.Н. Казанского, Р. Кемпбела, В.В. Кистанова, Н.В. Копылова, Е.В. Рудневой, В.Л. Тамбовцева, А.А. Тихомирова.

Влияние социально-культурного образования на формирование личности в процессе обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях рассмотрены в трудах М.А. Ариарского, М.Е. Ержанова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Е.Л. Кудриной, Н.А. Паршикова, В.С. Садовской и др. Вопросы теоретических основ, методологии, ресурсов и технологий социально-культурной деятельности разработаны в трудах Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова, Н.Н. Ярошенко.

Данное исследование опирается также на положения синергетической теории досугового общения Ю.А. Стрельцова, который считает, что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Нам близки идеи этого ученого, рассматривающего потребность в общении в качестве доминанты действий человека на всех исторических этапах его эволюции именно общение отражает определенный уровень развития культуры общества в целом.

Следовательно, различные аспекты профессионального формирования и развития личности достаточно глубоко и обстоятельно были изучены современной психолого-педагогической наукой. Недостаточно исследованными в настоящее время являются проблемы методологии формирования профессионального мастерства личности в системе непрерывного образования.

Вхождение России в Болонский процесс, изменившего задачи и указывающего способы обеспечения качества образования на основе сохранения фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства является закономерным процессом совершенствования. Автор диссертации считает, что вышеуказанные задачи можно решать с применением программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства личности в условиях непрерывного социально-культурного образования.

Oпределяя программно-целевой подход как ведущую научную концепцию формирования профессионального мастерства личности в условиях непрерывного социально-культурного образования и отмечая ряд противоречий, имеющихся в направлении исследования данной существенной части образования, диссертантом сформулирована тема исследования: «Программно-целевой подход к формированию профессионального мастерства личности в условиях непрерывного социально-культурного образования».

Целью данной работы является разработка теоретико-методологических основ непрерывного профессионального социально-культурного образования на основе программно-целевого подхода, обеспечивающего интегративно-педагогическую деятельность в условиях школьного, среднего профессионального, вузовского и послевузовского обучения.

Объектом исследования стала деятельность учреждения непрерывного социально-культурного образования по формированию профессионального мастерства личности.

Предмет исследования – процесс формирования профессионального мастерства личности в условиях непрерывного социально-культурного образования на основе программно-целевого подхода.

Задачи исследования:

– провести анализ методических, теоретических и исторических аспектов философских концепций, научно-педагогической, психологической и культурологической литературы, а также традиционных и инновационных педагогических систем и подходов к формированию профессионального мастерства личности в условиях непрерывного социально-культурного образования;

– выявить эффективные педагогические условия формирования профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности;

– научно обосновать направления создания культурно-образовательной среды учебного учреждения на основе интеграции общего и социально-культурного профессионального развития личности;

– разработать основные методологические позиции программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства будущего специалиста социально-культурной сферы; выявить его структуру и сущностные составляющие, являющиеся основой построения педагогической модели;

– теоретически обосновать и апробировать педагогическую модель формирования профессионального мастерства личности специалиста социально-культурной сферы на основе программно-целевого подхода, отвечающую требованиям модернизации отечественного образования;

– определить факторы, условия и технологии эффективной реализации данной педагогической модели; раскрыть особенности ее влияния на процесс поэтапного формирования профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности;

– создать научно обоснованные рекомендации для внедрения в педагогическую практику программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства специалиста социально-культурной деятельности, его базовой и локальных моделей;

– раскрыть направления педагогической деятельности по внедрению программно-целевого подхода на основе интеграции общего и профессионального социально-культурного образования;

– раскрыть и теоретически обосновать педагогический и адаптационный потенциал довузовского, вузовского и послевузовского непрерывного образования, раскрыть его значимость для модернизации современного образования;

– разработать научно-методические рекомендации по внедрению программно-целевого подхода и внедрить их в практику.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что формирование профессионального мастерства личности в условиях непрерывного социально-культурного образования будет более интенсивным, непрерывным и эффективным, если применен программно-целевой подход. Это:

- продуктивное использование теоретических разработок и методологических положений профессионального развития личности, содержащихся в философских, психолого-педагогических и культурологических трудах отечественных и зарубежных ученых;

- внедрение в образовательный процесс школы и учреждения дополнительного образования, вуза и системы повышения квалификации профессиональной переподготовки специалистов социально-культурной деятельности принципов программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства, а именно: принципа целостности, заключающегося в наличии единого целереализующего комплекса, включающего в себя ряд блоков – так называемое «дерево целей» (система взаимосвязанных задач по достижению образовательных целей и методов их решения); блок реализации целевых установок; культурно-коммуникативный блок; принципа продуктивного планирования, заключающегося в целевом распределении наличных ресурсов, перспективном планировании деятельности по достижению поставленных целей, осуществлении регулярной обратной связи, обеспечивающий своевременную корректировку педагогических условий, их интенсивность и содержание;

- обеспечение диверсификации и спектральности непрерывного социально-культурного образования;


загрузка...