Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников (29.03.2010)

Автор: Горбунова Галина Александровна

Учитель призван воспитывать и развивать творческие способности своих учеников. При обучении рисунку, живописи и композиции, как и другим видам изобразительного искусства, возможна и организация эвристического обучения. Как известно, основная задача этой формы обучения состоит в формировании поисковой, творческой деятельности, в развитии самостоятельного продуктивного мышления, что также является обязательным условием обучения специализированным предметам по изобразительному искусству. Обучение рисунку, живописи должно способствовать реализации двух основных целей: 1) развить способность к творческому отношению в работе на основе индивидуального восприятия; 2) сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков. Причем, занимаясь развитием художественных способностей, не следует принижать роль и значение умений и технических навыков работы, а рассматривать их как необходимое условие развития, поскольку навыки включаются во все виды деятельности, в том числе и творческой.

Анализ теоретических трудов Г.В. Беды, С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина, А.М. Терентьева, В.К. Лебёдко, Н.К. Шабанова, В.Е. Шорохова, А.П. Яшухина и др., позволил сделать вывод: для развития у студентов живописных и графических способностей и качеств (умения видеть цельно, воспринимать объекты изображения и находить основные цветотоновые пятна и отношения) рекомендуется выполнение графических и живописных домашних работ с первых курсов обучения в высшей школе. Постоянные упражнения руки и глаза дают умение владеть изобразительными средствами и мн. др.

Таблица 1.

Формирование и развитие профессиональных способностей учителя изобразительного искусства.

Профессиональные способности учителя

изобразительного искусства

Специальные Психолого-педагогические

изобразительные способности способности (методические)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Осознанность - Эмоциональность

Условия деятельности

художественные психолого-педагогические

ЗАДАТКИ

Из многих способностей, которыми должен обладать учитель, выделяются две большие группы - группа художественных и группа педагогических способностей. Нужно отметить, что это разделение условное, так как каждая из этих способностей работает в таком сложном целом, что взятая сама по себе она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия поэтому. Принимая во внимание положение Кузина В.С. о возможности развития и самих задатков к другим видам деятельности, мы предполагаем развитие педагогических способностей учитель в процессе осознанной, целенаправленной изобразительной работы по их формированию на основе уже имеющихся и развивающихся в ходе эксперимента художественных способностей (таблица 1).

В специальные способности мы относим: композиционное мышление, цельное видение, колористическое видение, тоновое восприятие, развитие зрительной памяти, быстрое восприятие натуры, быстрое выполнение живописных или графических работ, достижение поставленной задачи.

К психолого-педагогическим: методическое осмысление теоретического материала и своих художественных действий, переработка и упрощение теоретического материала, последовательное объяснение техники выполнения работы живописными или графическими материалами, совмещение выполнения живописного этюда, графической зарисовки, композиционного поиска и т.п. с его объяснением.

Под условиями деятельности:

1) художественные способности: знания композиционных закономерностей и приемов, знания закономерностей светлотных и тоновых контрастов, знания свойств живописных и графических материалов и умение применять их в художественной работе и мн. др.;

2) психолого-педагогические способности: знание и умение применять методические приемы показа техники выполнения художественной работы (этюда, зарисовки и т.п.), работать различными художественными материалами применимыми в школьной практике и мн.др..

.представление педагогических инновации в образовании будущих учителей изобразительного искусства должно осуществляться с учетом определенных условий:

1. Психологическая готовность восприятия инновационных процессов.

2. Поэтапность формирования новых идей, что включает: осмысление своего небольшого опыта работы и соотнесение его с инновационным; овладение технологиями применения инноваций и инновационного педагогического опыта в практике работы; ознакомление с критериями эффективности инновационного педагогического опыта и инноваций в методике преподавания своего предмета.

Внедрение новых информационных технологий является одним из направлений совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей.

В научном аспекте вопросы педагогических технологий обучения раскрывалась в работах: Е.Р. Аргунова, А. В. Беспалько, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, В.Н. Воронина, В.В. Гузеева, А.Е. Денисова, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, И. Марева, Т.А. Машаровой, Е.И. Машбица, Г.И. Михалевская, И.Ф. Талызиной, О.К. Филатова, А.В. Хуторского, А.И. Яковлева, Ф. Янушкевича.

Нам ближе подходы к определению технологии обучения таких ученых, как А.В. Беспалько и В.А. Якунина. Из вышеизложенного можно в виде рабочего определения предложить, что технология обучения - системная категория, ориентированная на применение научного знания к анализу и организации реального учебного процесса с целью достижения высоких результатов, и в этом смысле технология обучения может рассматриваться как промежуточное звено между педагогической теорией и педагогической практикой.

Цель эвристического обучения – не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта настоящего, а также конкретной, новой для школьника образовательной продукции. Эвристическое обучение универсально и может применяться во всех школьных предметах.

Процесс разработки эвристического обучения представлен нами следующим образом: элементы технологии; организация учебного материала; моделирование педагогического процесса (выбор индивидуальных форм и организации учебного процесса или вида учебных занятий); выбор проблемного и развивающего обучения; выбор средств обучения и учебного оборудования.

Все это направлено на компетенции, которые состоят из: изучать (эстетическое восприятие произведений художественной культуры (живописи, графики, скульптуры, архитектуры и т.п.)); думать (над созданием работы, синтез творчества и т.п.); искать (новые пути в решении учебно-творческих заданий, упражнений); творить (приниматься за дело); сотрудничать (в ходе обучения с учителем, одноклассниками, трудиться индивидуально и в группе); адаптироваться (к творческому процессу, и процессу обучения в новых условиях).

Под принципами построения интегративной системы эвристического обучения мы понимаем основные исходные положения, которыми руководствуются при совершенствовании действующих и разработки новых технологий.

Под эвристическим и инновационным процессами в педагогике понимается единство создания педагогических новшеств, их освоение педагогическим сообществом и использование в практике обучения и воспитания. Долгое время эти процессы изучались изолировано друг от друга. В частности широкие исследования велись по внедрению педагогических новшеств (В.Е. Гмурман, В.И. Журавлев, А.А. Арламов, Г.В. Новикова и др.). В нашей стране многие годы изучались вопросы педагогического творчества и дидактической эвристики В.И. Андреевым, В.И. Загвязинским, Н.Д. Никандровым, А.В. Хуторским и др.

Таким образом, мы считаем, что определение эвристики, инноваций и педагогической технологии как педагогической системы позволяет сформировать важный принцип разработки эвристического обучения и реализации его на практике – принцип структурной и содержательной целостности, который означает, что при разработке проекта любой модели педагогической системы необходимо достичь гармоничного взаимодействия всех элементов. Из чего следует, системный подход должен лежать в основе построения эвристической методики, воспроизводимость и планируемая эффективность которой целиком зависят от ее системности и структурированности. Таким образом, эвристический и инновационный педагогический опыт (ЭИПО) определяется на наш взгляд как:

- социально-общественная и социально-психологическая характеристика качества творческой деятельности;

- определенные сознательные изменения с целью творческого улучшения развития образовательно-воспитательной технологии и систем, качества обучения, воспитания и развития творческого потенциала младших школьников;

- дидактический процесс развития ЭИПО (развитие новых систем на основе возрождения передовых и новаторских идей, относительность опыта для себя и социума в массовой практике), обладающий признаками стадийности и целостности (зарождение опыта, его осознание, изучение, творческое развитие).

В третей главе «Экспериментальное исследование использования инновационных педагогических технологий в области развития художественно-творческих способностей младших школьников» рассмотрены условия, при которых возможно развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства - это развитие и включение различных компонентов способностей в цепь планомерной учебной деятельности. Средствами изобразительного искусства в каждом возрастном периоде должны развиваться те стороны способностей, которые соответствуют естественным ступеням развития ребенка, с одной стороны, а с другой отвечают его художественному психологическому типу.

Дети приходят в начальные классы с различным жизненным опытом, не одинаковыми навыками в области рисования, с разным уровнем психического развития. Им по-разному удается вырабатывать те или иные навыки рисования. Нет смысла развивать у ребенка то, что он уже умеет делать, что у него уже развито. Поэтому задача учителя - помнить, в каких случаях необходимо ориентировать обучение на совершенствование приобретенных ранее навыков.

При помощи переработанных тестов, которые мы использовали в исследовательской работе «цветоощущения», «дом», «дерево», «человек», и «свободный рисунок» (В. Вульфа, Дж.Бука, К. Коха, К. Маховера, Р. Берне, Э. Вартегга, Р. Силвер, Ф. Гудинаф, Д. Харриса, В. Хьюлс, М. Люшера) можно определить наличие или отсутствие отдельных компонентов художественно-творческих способностей у ребенка, правильно определить тот психологический тип личности к которому он относится. После чего принять необходимые меры, позволяющие наметить пути индивидуальной работы по развитию у ребенка способностей (таблица 2).

Таблица 2.

Показатели творческого потенциала детей 1 класса (живописные качества), выявленных рисуночным тестированием, при рисовании с натуры (констатирующий эксперимент)

Проведенное исследование показало, что в настоящее время работа над рисунком, как основным видом учебно-творческой деятельности детей полностью не нашла своего применения на практике. Это и определило одну из основных целей нашего исследования - найти технологию обучения через индивидуальное развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства, с учетом особенностей детей различных художественно психологических типов, и разработать эвристическую методику, направленную на развитие этих способностей.


загрузка...