Управление формированием и эффективным использованием конкурентоспособного потенциала строительных предприятий (29.03.2010)

Автор: Эсетова Аида Махмудовна

1) глубокое внедрение на рынок, когда емкость рынка данной строительной продукции велика, а производственные возможности строительного предприятия почти не ограничены;

?????????#

???\???????

??????$???????*

??????7

?????????#?рынка благодаря внедрению ныне существующего товара на новые рынки, для чего от строительного предприятия требуются значительные маркетинговые усилия и готовность вступить в жесткую конкурентную борьбу;

3) совершенствование товара, что выражается в попытках строительного предприятия увеличить сбыт за счет создания новых или усовершенствованных товаров для ныне существующих рынков (например, изменение районирования, планировки и комфортности жилья).

Наибольшая возможность для интенсивного роста строительного предприятия имеется при освоении нового рынка, особенно при выводе на него принципиально новой продукции (например, новые строительные материалы или технологии), а также при работе «по заказу», что характерно для строительства, особенно при возведении капитальных объектов и освоении крупных инвестиционных проектов.

При формировании конкурентоспособного потенциала нами рекомендованы следующие тактические приемы рыночного позиционирования строительного предприятия:

Позиционирование на основе потребительских преимуществ товара (например, более комфортное жилье, престижные, экологически безопасные районы застройки);

Позиционирование путем расширения круга потенциальных покупателей данного вида строительной продукции (например, предоставление жилья с оплатой в рассрочку);

Позиционирование за счет повышения престижности товара (например, использование в строительстве жилья прогрессивных архитектурных решений, элитное жилье);

Позиционирование, основанное на учете слабых и сильных сторон конкурентов.

Выбирая методы управления конкурентоспособным потенциалом, руководство строительного предприятия должно осознавать ограниченность своего влияния на рыночный потенциал. В этом случае, в задачи управления входит обеспечение процесса формирования конкурентоспособного потенциала с четкой ориентацией на рыночную ситуацию, руководствуясь принципом кастомизации, позволяющего достичь максимального удовлетворения потребительского суверенитета и потребительских предпочтений в условиях ограниченной платежеспособности и предсказуемости спроса на строительную продукцию. Измерение доли рынка позволяет исключить влияние внешних факторов, благодаря чему создается возможность для более точной оценки конкурентных преимуществ и прогнозирования спроса по следующим показателям:

доля рынка по объему продаж – количество проданной продукции, отнесенной к суммарному объему продаж на базовом рынке;

доля рынка в стоимостном выражении – рассчитывается на основе выручки в прогнозных ценах товаров;

доля предприятия в конкретных сегментах рынка в натуральном и стоимостном выражении;

доля рынка относительно лидера и группы конкурентов.

Однако более реальную картину о рыночном потенциале может дать показатель «индекс концентрации рынка». Для его оценки в работе рекомендуется применять следующие коэффициенты:

1. Уровень концентрации m фирм (m<n, где n - количество предприятий в отрасли), который определяется суммой m самых больших долей в отрасли:

при этом a1> ai > an ;

ai = qi/Q – рыночная доля строительного предприятия;

qi . – объем продаж предприятия (количество введенного жилья);

Q – объем продаж отрасли (общее количество введенного жилья в отрасли).

Показатели индекса концентрации должны удовлетворять следующим требованиям: значение каждого из них должно быть симметричным относительно предприятий (инвариантным перестановкам рыночных долей предприятий) и удовлетворять условию Лоренца, подразумевающего, что индекс концентрации достигает своего минимального значения, когда предприятия имеют равные доли, и своего максимального значения, когда одно предприятие захватывает весь рынок. Индекс Херфиндаля-Хиршмана дает точную меру отраслевой прибыльности, что является наиболее важным при анализе и оценке рыночной доли и соответственно, рыночного потенциала.

Сокращение рыночной доли, как показателя конкурентоспособности потенциала, может происходить в силу ограниченных возможностей обеспечить поставку строительных конструкций, стройматериалов, длительности сроков сооружения объектов.

Ресурсно-рыночный подход к формированию конкурентоспособного потенциала позволяет произвести расчет комплексного показателя конкурентного статуса строительного предприятия по формуле:

где If ,Ik, Io - фактический, критический (минимально возможный) и оптимальный уровни капиталовложений соответственно; Cf,, Co- фактический и максимально возможный потенциал предприятия соответственно; Sf , So - оценки действующей и оптимальной стратегии предприятия соответственно.

max, (7)

0 >0

U - целевая функция потребления;

- вектор потребления жилья;

Px – вектор цен жилищных расходов;

V, V0 – максимальный и минимальный доходы потенциальных потребителей;

0 – минимальный уровень потребления жилья.

Решение оптимизационной задачи имеет следующий вид:

где Aj и B j – коэффициенты целевой функции – характеризуют полезность потребления жилья и эластичность целевой функции;

Х j0 –минимальный уровень продаж.

Х j - максимальный уровень продаж.

Учитывая недетерминированный характер процессов на рынке строительной продукции и стохастические колебания конъюнктуры, зависящие от социально-экономических факторов, большие возможности для стимулирования сбыта, а, следовательно, роста конкурентоспособного потенциала, может обеспечить инициативное привлечение финансовых ресурсов для реализации республиканских жилищных программ, эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств, предоставление возможности малоимущим слоям населения приобрести жилье на условиях льготного кредитования.


загрузка...