Управление формированием и эффективным использованием конкурентоспособного потенциала строительных предприятий (29.03.2010)

Автор: Эсетова Аида Махмудовна

Приоритетным направлением диссертационного исследования является разработка концепции управления конкурентоспособным потенциалом, в основе которой лежит стремление обеспечить успешное функционирование строительного предприятия в долгосрочной перспективе путем адаптации стратегических целей и организационной структуры управления предприятием к изменяющимся условиям внешней среды.

Узловыми компонентами разработанной концепции управления (рис. 2) являются ориентация на эффективную работу строительного предприятия в относительно долговременной перспективе; формирование организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей; создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления; разбиение задач управления на циклы, что обеспечивает итеративность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.

Описание проблемной ситуации:

а) определение состояния организационно-экономической среды строительного предприятия;

б) анализ экономического потенциала строительного предприятия;

в) выявление потенциальных и реальных опасностей и угроз потери конкурентоспособности; г) ранжирование выявленных угроз по степени значимости или опасности по времени наступления или величине возможного ущерба;

г) определение причин и факторов потери конкурентоспособности строительного предприятия.

Определение целевых установок управления формированием конкурентоспособного потенциала:

а) определение цели повышения конкурентоспособности потенциала;

б) разработка маркетинговой политики и конкурентной стратегии строительного предприятия;

Построение системы управления формированием и использованием конкурентоспособного потенциала:

а) структурирование функций системы управления конкурентоспособным потенциалом и выбор принципов ее построения;

Разработка инструментария оценки эффективности использования конкурентоспособного потенциала:

а) определение критериев и показателей оценки эффективности конкурентоспособного потенциала;

б) выбор методов оценки и анализа эффективности использования конкурентоспособного потенциала;

в) планирование и прогнозирование оптимального уровня конкурентоспособного потенциала.

Принятие управленческих решений:

а) совершенствование организационных форм управления строительным предприятием;

б) мотивация и стимулирование персонала в повышении уровня конкурентоспособного потенциала.

Рис. 2. Формирование концептуальных основ управления

конкурентоспособным потенциалом строительного предприятия*

* Составлено автором по результатам исследования

Отправной точкой реализации концепции управления конкурентоспособным потенциалом является оценка и мониторинг ресурсного потенциала, осуществляемые в работе по следующему алгоритму: выявление структуры ресурсного потенциала; анализ конкурентных преимуществ и слабых сторон деятельности предприятия; формирование методики диагностики ресурсного потенциала, оценка элементов, образующих потенциал; выявление синергического влияния элементов; интегральная оценка ресурсного потенциала как основы конкурентоспособности предприятия; разработка общей и локальных стратегий по укреплению и развитию ресурсного потенциала.

В целях эффективной реализации данного алгоритма действий в работе предложен ресурсно-рыночной подход к формированию конкурентоспособного потенциала, определяющий взаимоотношения строительного предприятия с рынком ресурсов, с одной стороны, и с товарным рынком, с другой.

Ресурсно-рыночный подход основывается на методах количественной интерпретации полученных финансовых результатов и вовлечения скрытых возможностей, то есть имеющихся резервов строительного предприятия. Критерием наращивания величины конкурентоспособного потенциала является максимальное увеличение роста физического объема ресурсов. В рамках данного подхода определение и измерение конкурентоспособного потенциала заключается в выявлении потенциальной результативности использования каждого отдельно взятого ресурса строительного предприятия, необходимости соизмерения ресурсов между собой, приведения их к интегральному виду, установления рациональной комбинации ресурсов для получения максимально возможного эффекта удовлетворения потребностей.

С точки зрения управления ресурсно-рыночной подход затрагивает область стратегических решений: во-первых, решений, определяющих поведение строительного предприятия на рынках материальных факторов производства (средств и предметов труда); во-вторых, решений о номенклатуре, объемах и качестве приобретаемых и используемых строительным предприятием ресурсов. Ресурсно-рыночный подход состоит из двух групп решений, составляющих соответственно «ресурсную стратегию» (аналог «товарной стратегии», являющейся одним из двух разделов «товарно-рыночной стратегии») и «стратегию поведения на рынке ресурсов». Ресурсная стратегия складывается из двух подразделов: стратегии объема ресурсных запасов и стратегии их качества. Главное внимание при формировании ресурсной стратегии уделяется стратегическим решениям, определяющим качество закупаемых материальных ресурсов и их объем: формирование долгосрочных запасов ресурсов, обеспечивающих многократное осуществление производственного цикла без необходимости пополнения запасов; ограничение запасов минимальным страховым объемом, достаточным для обеспечения производства; формирование среднесрочных запасов ресурсов.

Результаты формирования ресурсного потенциала определяются выбором стратегии хозяйствования и соответствующей ей системы маркетинга строительного предприятия. О степени мобилизации ресурсного потенциала строительного предприятия можно судить, используя коэффициент (Кр), характеризующий уровень вовлечения ресурсов:

Кр = Рс / Рв , (1)

где Рс – ресурсы строительного предприятия в стоимостной оценке;

Рв – ресурсы, вовлеченные в процесс производства строительным предприятием, т. е. совокупные ресурсы, уменьшенные на величину неиспользуемых ресурсов: сверхнормативных запасов сырья и материалов, неустановленного оборудования.

Чем ближе значение коэффициента Кр к единице, тем больше степень мобилизации ресурсного потенциала.

В общем виде, эффективность используемого ресурсного потенциала (Эк) строительного предприятия может быть выражена формулой:

Эк = Дс / Рс ( max, (2)

где Дс –совокупные доходы строительного предприятия;

Рс – ресурсы строительного предприятия в стоимостной оценке.

Важнейшим условием эффективного использования ресурсного потенциала и соответственно эффективного осуществления конкурентной стратегии строительного предприятия является правильное распределение ресурсов во времени. Для обеспечения данного условия формирования конкурентоспособного потенциала механизм использования ресурсного потенциала строительного предприятия приводится в соответствие с осуществляемой конкурентной стратегией, устанавливаются стратегические ориентиры использования ресурсов, которые фиксируют то, на какие цели могут осуществляться затраты. Время представляет собой важный конкурентный фактор, проявляющийся в следующих основных областях: сокращение длительности всех процессов (экономия времени); соблюдение сроков (пунктуальность); реорганизация существующих процессов (временная гибкость); разработка новой продукции и технологии (новизна). Как показало исследование, строительные предприятия, взявшие время в качестве основного конкурентного фактора, организуют свою деятельность в рамках инвестиционных проектов, имеющих комплексный характер и охватывающих ряд планируемых, контролируемых, координируемых и управляемых мероприятий, выполнение которых ведет к достижению поставленных целей.

Функционально-аддитивную сумму ресурсов, обеспечивающую выбор целевого рынка, планирование сегментации рынка, позиционирование товара в целевом сегменте, создание конкурентных преимуществ на рынке характеризует рыночный потенциал как структурный элемент конкурентоспособного потенциала. Данным понятием объединяются не только ресурсы, взаимодействующие с системой управления, но и методы управления, применение которых позволяет наиболее эффективно реализовать рыночные возможности строительного предприятия. С этих позиций, в работе рекомендуется еще в процессе разработки конкурентной стратегии производить оценку рыночного потенциала строительного предприятия, его возможностей и ресурсов для достижения общих целей; анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций предприятия: коммерческих, технологических, социальных; анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившимся условиям; оценку альтернативных направлений деятельности и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей; принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития строительного предприятия.

Устойчивость конкурентных преимуществ строительного предприятия возможно обеспечить путем создания осязаемых отличительных особенностей своей продукции для конкретного сегмента рынка. Создание отличительных особенностей продукции строительного предприятия целесообразно реализовать с использованием маркетинг-микс, и это является наиболее общепринятым подходом, так как не требует детального знания методов предложения аналогичной продукции конкурентами, а только восприятия собственной позиции на рынке. При выборе маркетинговой стратегии развития строительных предприятий предложено руководствоваться системой объективных предпосылок формирования базовых стратегий, поскольку конкурентоспособный потенциал зависит не только от рациональной организации производства, снижения издержек, эффективности использования ресурсов, роста производительности труда и других организационных и производственных факторов, а, прежде всего, от умения приспособиться к внешней среде, включая запросы потребителей, конкуренцию товаропроизводителей, каналы распределения и товародвижения, изначально ориентируя производственную деятельность строительного предприятия на конечного потребителя.

Практической основой формирования стратегического маркетинга строительного предприятия является комплексное исследование регионального рынка, включающее изучение потребностей рынка в строительной продукции и требований к ее потребительским свойствам; определение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции; анализ рыночной сегментации и выявление сегментов рынка, наиболее соответствующих профилю строительной продукции; изучение предпринимательской структуры рынка, в первую очередь предприятий-конкурентов, проведение соответствующих исследований о степени их конкурентных преимуществ; исследование форм и методов сбыта; изучение социально-психологических особенностей покупателей.

В рамках маркетинговой стратегии нами рассматриваются три основные разновидности возможностей роста конкурентоспособного потенциала строительного предприятия:


загрузка...