Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе «здоровье – среда обитания» (29.03.2010)

Автор: Богомолова Елена Сергеевна

Для изучения причинно-следственных связей в системе «среда обитания – здоровье ребенка» и выявления факторов, формирующие здоровье ребенка в ООУ применили факторный анализ и получили 10 факториальных комплексов, объясняющих 61% общей дисперсии. Группы медико-биологических и социально-гигиенических факторов, которые трактуются как условия среды обитания, и показатели состояния здоровья школьников не образовали одну совокупность. Факторы как характеристика изучаемого контингента оказались достаточно независимыми. Изучаемые факторы не является этиопатогенетическими и их следует рассматривать как вероятностные – факторы риска, которые можно измерить с использованием принципов доказательной медицины.

Установлено, что ряд анализируемых показателей здоровья достоверно сопряжен с показателями СГО и медико-социальными факторами. Итоговый рейтинг СГО сопряжен (р<0,05) с группой здоровья по 1,2,4,6,10,11 (стоматологическое здоровье и состояние желудочно-кишечного тракта), 12,13,17,18 классам болезней, группой здоровья по комплексной оценке, числом хронических заболеваний у ребенка, резистентностью организма и показателями физического развития: группой физического развития, УБР и СТ.

Медико-биологические факторы обусловливают изменчивость группы здоровья по заболеваниям нервной, костно-мышечной системы, кожи, врожденным аномалиям, итоговой группы здоровья по комплексной оценке, числа МФО, числа ХЗ. Факторы образа жизни определяют состояние эндокринной, нервной систем, уха, органов пищеварения, в первую очередь желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, кожи, психические расстройства, врожденные аномалии, итоговую группу здоровья, соматотип, ДТ, МТ, число ХЗ у ребенка. По отдельным группам факторов СГО выявлен разный набор сопряженных показателей здоровья и физического развития.

Для количественной оценки ведущих характеристик факторов риска средствами доказательной медицины определен относительный риск, чувствительность и специфичность. Из числа выявленных сопряженных с показателями здоровья факторов выделили факторы, которые действительно являются факторами риска и вызывают изменения показателей здоровья.

Определены статистически значимые величины относительного риска медико-социальных факторов (4,12 – 5,28) для формирования хронической патологии (табл. 6). Риск выявлен у учащихся по сумме неблагоприятных показателей по блокам медико-биологических факторов, факторов первого года жизни и факторов образа жизни. Статистически значимый высокий относительный риск формирования отклонений в здоровье выявили со стороны показателей санитарно-гигиенического обеспечения ООУ. Выявили ОР формирования патологической пораженности по ведущим классам болезней – нервной системы (1,29 – 1,97), глаза (1,16), органов дыхания (1,14 – 1,37), пищеварения (1,20 – 2,04), костно-мышечной системы (1,49 – 1,79), а также резистентности и хронической патологии в зависимости от оценки отдельных групп факторов санитарно-гигиенического обеспечения, итогового уровня санитарно-гигиенического обеспечения ООУ. Отдельные показатели здоровья характеризовались разным набором факторов риска СГО – от одного для болезней глаза до восьми для формирования хронической патологии. Крайние варианты оценок показателей физического развития – высокие и очень высокие показатели ДТ, МТ, ИМТ, ДАД – характеризуются большим в 1,25 – 1,85 раза числом МФО.

Выявили статистически значимый высокий относительный риск формирования отклонений показателей физического развития от нормы в зависимости от оценки отдельных групп факторов санитарно-гигиенического обеспечения, итогового уровня санитарно-гигиенического обеспечения ООУ и резистентности организма школьника (табл. 7). Отдельные показатели физического развития характеризовались разным набором факторов риска СГО – от двух для формирования гипотензивных состояний до семи для формирования неудовлетворительных показателей ЖЕЛ и высоких и очень высоких показателей ЧСС. Диапазон значений рисков составил 1,12 – 3,22. Максимальные риски были отмечены со стороны гигиенического состояния школьного здания для развития неудовлетворительных показателей ЖЕЛ (2,83), гипотензивных состояний (3,22) и склонности к тахикардии (2,18). Риски имели высокую чувствительность и относительно низкую специфичность.

Таблица 6

Относительный риск формирования отклонений в здоровье и заболеваний у школьников

Показатель здоровья Фактор* ОР ДИ Se Sp (2 **

Группа здоровья 3 и 4 G1 1,25 1,15 – 1,35 70,3 38,5 32,5

G2 3,15 2,82 – 3,53 85,7 56,0 61,7

G4 2,62 2,29 – 3,01 83,3 43,5 44,6

G5 4,88 4,15 – 5,75 90,3 51,0 83,3

G7 2,39 2,17 – 2,65 82,0 51,2 98,5

G9 1,21 1,12 – 1,30 69,7 38,3 27,4

G10 8,81 6,43 – 12,08 94,4 41,8 119,3

Gсго 3,45 2,71 – 4,39 86,8 38,4 125,0

РМБФ 4,12 3,69 – 4,60 88,7 78,5 149,5

РФРД 4,86 4,31 – 5,48 90,2 81,4 164,5

Рож 5,28 4,66 – 5,99 90,9 82,8 167,5

Резистентность (ЧБД+ЭБД) G4 1,17 1,08 – 1,28 60,4 46,1 13,8

G8 1,41 1,22 – 1,64 90,3 15,4 23,6

G9 1,31 1,20 – 1,42 54,2 56,9 40,4

Gсго 1,22 1,09 – 1,36 81,1 24,2 13,1

ПП по классу болезней нервной системы G1 1,29 1,14 – 1,46 52,3 55,8 16,1

G3 1,73 1,13 – 2,64 97,6 4,63 7,4

G7 1,86 1,64 – 2,09 48,1 71,1 99,7

G8 1,97 1,53 – 2,54 92,8 15,0 32,1

G10 1,83 1,56 – 2,15 80,0 34,9 61,1

Gсго 1,60 1,33 – 1,91 84,9 24,2 28,8

ПП по классу болезней глаза G10 1,16 1,00 – 1,34 71,6 32,31 4,05

ПП по классу болезней органов дыхания G2 1,37 1,22 – 1,55 40,7 69,0 25,7

G4 1,14 1,01 – 1,29 59,6 44,6 4,4

G5 1,14 1,01 – 1,28 49,4 54,8 4,2

Gсго 1,32 1,12 – 1,55 82,3 23,4 11,7

ПП по классу болезней органов пищеварения G1 1,68 1,44 – 1,97 58,9 56,4 42,3

G4 1,20 1,02 – 1,41 60,8 44,4 4,9

G7 1,46 1,25 – 1,71 42,2 68,3 22,6

G8 2,04 1,48 – 2,80 93,0 14,3 21,5

Gсго 2,01 1,57 – 2,56 87,6 23,9 34,5


загрузка...