СТРЕССОВЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕСИНХРОНОЗЫ. РАЗРАБОТКА И ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВЫХ ХРОНОМЕДИЦИНСКИХ  ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (28.12.2009)

Автор: Урумова Лариса Татаркановна

Урумова Лариса Татаркановна

Стрессовые патологические десинхронозы.

Разработка и патофизиологическое

обоснование новых хрономедицинских восстановительных технологий

14.03.03 – патологическая физиология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Владикавказ – 2009

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Осетинская государственная

медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации» и УРАН ИБМИ ВНЦ РАН и РСО-Алания

Научный консультант: Заслуженный работник Высшей школы Российской

Федерации, Заслуженный деятель науки РСО-Алания, доктор медицинских наук, профессор,

Хетагурова Лариса Георгиевна

Официальные оппоненты:

Доктор медицинских наук, профессор

Чибисов Сергей Михайлович

Заслуженный деятель науки Российской Федерации,

Лауреат Премии Правительства Российской

Федерации, доктор медицинских наук, профессор

Кожин Александр Алексеевич

Доктор медицинских наук, профессор

Козырев Константин Мурадинович

Ведущая организация: ГОУ Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им.акад.И.П.Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развиию»

Защита состоится 30 марта 2010г. в на заседании диссертационного

совета Д 208.095.01 в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северо-Осетинская Государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (362019, РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Пушкинская, 40)

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО

«Северо-Осетинская Государственная медицинская академия Федерального

агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Автореферат разослан «____»____________________ 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор медицинских наук И.Г.Джиоев

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы. Актуальным направлением для перспективного развития здравоохранения России в XXI веке является формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья здоровых и практически здоровых лиц, т.е., приоритет профилактики болезней и внедрение нового профилактического направления в виде восстановительной медицины (Агаджанян Н.А. и др., 1997; Хетагурова и соавт., 2000-2008; Разумов А.Н., 2001(. Проблема повышения уровня здоровья студенческой молодежи является актуальной для общества в современных условиях социальной и экономической неустойчивости. Обучение в вузе сопряжено с постоянным умственным и психоэмоциональным напряжением, информационными перегрузками, гипокинезией и нарушениями режима труда, питания и отдыха. Постоянное напряжение гомеостатических систем создает серьезные предпосылки для развития различных заболеваний и манифестации скрытых патологических процессов, особенно в периоды зачетной и экзаменационной учебной деятельности. В период экзаменов умственные и эмоциональные нагрузки у студентов возрастают до уровня психоэмоционального стресса, сопровождаются нарушением механизмов нейроэндокринной регуляции в биосистемах целостного организма (Федоров Б.М., 1990; Данилова Н.Н., 1992; Агаджанян Н.А. и др., 1997, 1998; Мусалбекова Л.В., 2001; Шишкин С.Л. и др., 2001; Щербатых Ю.В., 2001, 2002; Умрихин Е.А. и др., 2004, 2005; Беляев С.Д., 2004; Валиев Р.Г. и др., 2005; Попов В.В. и др., 2006; Украинцева Ю.В. и др., 2006; Грачев Р.В., 2007; Spilberger Ch.D., 1966(. Как следствие, у студентов дестабилизируются механизмы саморегуляции функций, возникает дизрегуляция с последующим развитием доклинических и клинических нарушений здоровья. По данным разных исследователей, примерно у 40- 70% студентов диагностируются скрытые хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, нервной системы, пищеварительного тракта, дыхания [Агаджанян Н.А. и др., 1997; Хетагурова Л.Г. и др., 2000-2008]. Патологические десинхронозы представляют патогенетическую основу доклинических нарушений здоровья и интеграцию сложных пато- и саногенетических изменений в биосистеме, связанных причинно-следственными связями между собой и внешней средой (Комаров Ю.А. и др., 2002; Хетагурова Л.Г. и др., 2000 -2008; Khetagurova L.G. et al., 2001(. Этим обусловливается целесообразность комплексного подхода к изучению патогенеза патологических десинхронозов как при доклинических нарушениях здоровья, так и при различных патологических состояниях. Для решения проблемы сохранения здоровья учащейся молодежи и профилактики развития заболеваний в качестве наиболее оптимальной методологии охраны здоровья здоровых в соответствии со стратегией ВОЗ рассматривается мониторинг функциональных резервов, донозологическая диагностика болезней и своевременная коррекция нарушений новыми технологиями восстановительной медицины (Агаджанян Н.А. и др., 1997-1998; Хетагурова Л.Г. и др., 2000-2008; Разумов А.Н., 2001(. В ходе решения задачи сохранения и восстановления функциональных резервов, сниженных в процессе неблагоприятного воздействия факторов среды обитания, перспективными являются методы с многокомпонентным комплексным подходом, устраняющие дизрегуляционные нарушения в биосистемах организма, повышающие адаптивные возможности организма и способствующие сохранению здоровья здоровых людей - средства восстановительной медицины. Хронотерапевтический подход, основанный на новых знаниях патофизиологических механизмов является одним из инновационных направлений поиска новых и совершенствования уже имеющихся подходов для оптимизации эффективности хронокоррекции стрессового патологического десинхроноза методами восстановительной хрономедицины.

Цель исследования. Изучить патофизиологические механизмы интегративных нарушений в биологических системах при стрессовых патологических десинхронозах (доклинических нарушениях здоровья) у студентов-медиков. Разработать и патогенетически обосновать способы коррекции и профилактики комплексных нарушений в биоритмах физиологических систем при десинхронозах методами восстановительной хрономедицины.

Для достижения поставленной цели решили следующие задачи исследования:

1. Изучили суточные и сезонные биоритмы интегральных показателей физиологических и психофизиологических функций. Оценили хронотип у лиц умственного труда – студентов-медиков в разные периоды учебной деятельности. Выявили лиц с патологическими десинхронозами.

2. Изучили особенности пространственно-временной организации восприятия хронотопа у студентов с разными уровнями здоровья в периоды семестровой и экзаменационной учебной деятельности в разные сезоны года. Оценили их роль в патогенезе стрессового патологического десинхроноза.

3. Изучили особенности биоэлектрической активности головного мозга у студентов с разными уровнями здоровья в периоды семестровой и экзаменационной учебной деятельности в разные сезоны года и их роль в патогенезе стрессового патологического десинхроноза.

4. Изучили особенности функций мозга при виртуальном сканировании на компьютерной диагностической системе «Странник» и психофизиологического статуса у студентов с разными уровнями здоровья в периоды семестровой и экзаменационной учебной деятельности в разные сезоны года и их возможную роль в патогенезе стрессового патологического десинхроноза.


загрузка...