Методология управления инновационной активностью субъектов национальной инновационной системы России (28.12.2009)

Автор: Андреева Элина Александровна

Таким образом, в структуре ИПИ должен присутствовать центр формирования интеллектуальных решений возможно со своим научно-лабо-раторным комплексом, управляющая компания с фондами прямых или венчурных инвестиций.

Алгоритм функционирования ИПИ будет состоять из следующих этапов:

выявление потребности и моделирование продукта;

определение составных элементов продукта;

выявление и поиск технологий на основе различного рода экспертиз, необходимых для производства и продвижения продукта на рынок;

осуществление взаимодействия с производственной сферой при наличии готовых технологий, или с элементами НИС при их отсутствии;

финансирование или поиск фондирования для различных стадий цикла создания нового продукта;

вывод нового продукта на рынок.

Необходимо отметить, что приоритетным направлением повышения активности НИС на современном этапе является не только развитие инновационной инфраструктуры, развитие сети трансфера технологий и создание единого информационного пространства инновационной деятельности, построение системы венчурного финансирования инновационных проектов, развитие территориальных образование с высокой концентрацией научного и инновационного потенциала, но и повышение спроса на инновации со стороны реального сектора, исходя из потребностей рынка. В диссертационном исследовании предлагается считать главным фактором, влияющим на активизацию деятельности НИС, спрос на инновации, формирующийся из недр ИПИ. В итоге предлагается дополнить базовую модель НИС системой интеграции инноваций в новые продукты, востребованные рынком, построенной на базе ИПИ.

Таким образом, структура НИС должна состоять:

из нормативно-правовой базы инновационной деятельности;

субъектов инновационной деятельности;

инновационной инфраструктуры НИС, состоящей из производственно-технологической подсистемы, кадровой подсистемы, консалтинговой подсистемы, информационной подсистемы, финансовой подсистемы и сбытовой подсистемы;

системы ИПИ.

Принципы формирования и задачи образовательной среды для субъектов инновационной деятельности, способствующие повышению их активности.

Образование является важным элементом развития национальной инновационной системы и обеспечения конкурентоспособности российской экономики. Квалифицированный менеджмент, ориентированный на повышение инновационной активности предприятий, должен рассматриваться как важное условие, определяющее развитие НИС. В связи с этим характер, скорость и эффективность инновационных процессов в экономике зависит от формирования и развития инновационной деятельности в сфере образования. В рамках НИС вузы играют двоякую роль. С одной стороны, вузы, посредством своего инновационного сектора осуществляя основную деятельность, занимаются разработкой инноваций. С другой стороны, обеспечивают формирование кадрового потенциала НИС, оказывая образовательные услуги по подготовке кадров для инновационной деятельности. Основными показателями научной деятельности вузов в инновационной экономике являются актуальность, уровень и масштаб исследований, значимость фундаментальных НИР, продуктивность прикладных исследований, эффективность коммерциализации результатов НИОКР, использование результатов НИОКР в учебном процессе, активность научной работы студентов, молодых ученых. Важным признаком инновационно-исследовательского вуза можно считать наличие в структуре образования образовательных программ, соответствующих актуальным проблемам науки и разработки новейших наукоемких технологий, а также образовательных программ инновационного типа.

Значительную роль в реализации основных задач инновационного вуза играет его структурная организация. В отличие от традиционного образовательного учреждения высшей школы здесь должны быть представлены не только научные подразделения, но и присутствовать функциональные и структурные механизмы, обеспечивающие процесс постоянного получения новых знаний, их дальнейшего воплощения в прикладные и инновационные разработки, органично сопряженные с процессом обучения. Профессиональное образование должно становиться более доступным в силу его «открытости», благодаря дистанционным формам обучения, возможности самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации из распределенного информационного ресурса глобальной сети Интернет и его применения в учебных целях. Анализ отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного образования (ДО) позволяет отметить характерные особенности, присущие ДО. Среди них:

1. «Гибкость». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.

2. «Модульность». В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучаемся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

3. «Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".

4. «Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

5. «Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.

6. «Охват». Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.

7. «Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО.

8. «Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях преподавателя.

9. «Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных.

10. «НИТ» (Новые информационные технологии). В системе ДО используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.

11. «Социальность». ДО в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.

12. «Интернациональность». ДО обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг. Перечисленные особенности определяют и преимущества ДО перед другими формами получения образования, но, одновременно предъявляя определенные специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того и другого.

Кадровое обеспечение научно-инновационной деятельности должно осуществляться по двум векторам: подготовка специалистов, способных генерировать новые знания и технологии, и специалистов в области инновационного менеджмента, способных организовать и управлять инновационными процессами. Первое направление предполагает дальнейшее развитие интеграции науки и образования. Второе направление предполагает подготовку специалистов, ориентированных на предпринимательство в инновационной сфере. Таким образом, для активизации инновационной деятельности в рамках НИС требуется разработка новых подходов к подготовке и переподготовке кадров для научно-инновационной сферы. В ее основу положены следующие принципы:

интеграция обучения и подготовка кадров в инновационную деятельность на базе непрерывности получения образования и повышения квалификации;

ориентация на подготовку высококвалифицированных специалистов-менеджеров инновационной деятельности, обладающих навыками поиска перспективных научно-технических идей и их практической реализации в инновациях;

направленность обучения на управление социальными и психологическими аспектами создания нововведений;

более тесное сотрудничество вузов с предприятиями, реализующими инновационные проекты, их совместная деятельность в сфере коммерциализации инноваций и в области апробации приобретенных навыков инновационными менеджерами.

Система профессиональной подготовки управленческих кадров для НИС должна быть многоступенчатой и многофункциональной, чтобы учесть запросы разных групп профессиональных потребителей с разным уровнем компетенции. В итоге, кроме вузовского образования для активизации инновационной деятельности необходимы интенсивные краткосрочные формы обучения и тренинга, ориентированные на инновационную практику. Такое обучение должно быть непрерывным, периодическим, предполагающим получение квалифицированных консультаций и различного рода поддержки по ходу развития предпринимательской инновационной деятельности.

Содержательная и организационно-технологическая концепция подготовки предпринимательских кадров должна постоянно корректироваться с учетом возникновения новых условий и потребностей. Помимо вузов важным элементом образовательной сети в сфере бизнес-образования должны стать коучинг-центры, которые должны создаваться в территориальных

центрах инновационной активности. Основными направлениями деятельности коучинг-центра должны выступать консультационная, тренинговая, образовательная и методическая работа с новаторами, менеджерами наукоемких проектов и предприятий, венчурными инвесторами. Консалтинг должен быть инженерно-технический, информационный и правовой. В частности должны оказываться консультации по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности, формированию и функционированию венчурных фондов и предприятий.

Таким образом, можно определить основные задачи, стоящие перед системой образования по расширению и активизации инновационного потенциала экономики:

совершенствование организационной структуры вуза, направленной не только на оказание образовательных услуг, но и на проведение научных исследований, использование результатов НИОКР в учебном процессе, участие ученых в создании наукоемких технологий;

совершенствование учебного процесса, повышение качества образования путем внедрения в него результатов инновационной деятельности и создания системы менеджмента качества, укрепление материально-техни-ческой базы, применение современных технологий обучения, создание новых учебников и учебных пособий;


загрузка...