Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий (28.11.2011)

Автор: Цымбаленко Сергей Борисович

У мальчиков/юношей больше установка на коммуникативную деятельность как будущую профессию - 35,8% против 33,2% у девочек/девушек, у последних значительно выше мотив реализовать себя – 44,2% против 32,1% мальчиков/юношей, а также во всех других компонентах целевой установки.

Для жителей села намного более значима коммуникативная деятельность как увлечение – 80% против 64,3% в большом городе и 63,6% в малом городе. Возможность реализовать себя важнее для ребят из большого города – 42,4% против 28,3% в малом городе и 30,0% на селе. В малом городе идет опережение в деятельности как возможности сделать что-то полезное для других – 32,3% против 21,6% в большом городе; в селе данного выбора нет.

Следующий шаг исследования заключался в выяснении уровня потребностей и целевых установок, влияния на них коммуникативной деятельности. Мы попытались это сделать с помощью открытых вопросов о желаниях и мечтах исследуемых подростков. При этом предполагалось, что мечта поможет обнаружить уровень дальней жизненной перспективы. Оказалось, что и в этой сфере установок подростки проявляют ориентированность на ситуации «здесь и сейчас», они не различают сиюминутные желания и цели на будущее. Встретилось немало ответов, где мечта оказывается более приземленной, чем желание, то есть у ребят это разделение вызвало терминологическое непонимание.

Больше всего респонденты желают и мечтают укрепить или изменить свое положение в коллективе, в обществе – до 60%, далее следует удовлетворение первичных потребностей и личных интересов – до 30%.

Время, когда дети преимущественно желали «мира во всем мире», «счастья для всех», прошло – изменений для других или преобразования реальности хотят чуть более 4%. Если сравнить эти данные с тем, что уже сейчас изменить среду своей коммуникативной деятельностью хотят значительно больше ребят, то можно подтвердить ориентированность на «здесь и сейчас», сделать вывод о реалистичности сознания исследуемой категории подростков.

В группе тех, кто занимается коммуникативной деятельностью, достаточно высока потребность в самосовершенствовании, пополнении знаний. Это выяснялось с помощью вопроса о том, что необходимо для осуществления своих желаний и мечты (респонденту предлагалось отметить несколько вариантов ответа). Отвечая на данный вопрос, респонденты отвлеклись от конкретных желаний и, скорее всего, говорили о желаниях вообще. Ранжированный ряд ответов приведен в таб. 2.

Таблица 2. Потребности подростков в осуществлении своих желаний

Чтобы добиться своего ... Количество

Нужно образование 57.2%

Нужны знания 48.4%

Нужно учиться у тех, кто делает это лучше 41.3%

Нужен собственный опыт 37.8%

Нужны деньги 20.9%

Другое 14.6%

Нужна группа единомышленников 14.4%

У меня уже всё есть 9.1%

Знания явно на первом месте. Значимы чужой и собственный опыт. Последний особенно важен для тех, кто специализируется на коммуникативной деятельности – 42,8% (общий показатель 37,8%). Эти показатели растут с возрастом (таб. 3).

Таблица 3. Потребности подростков

в осуществлении своих желаний в зависимости от возраста

Чтобы добиться своего ... Возраст

11 лет 12-14 лет 15-16 лет Всего

Нужно образование 45.2% 58.4% 58.2% 57.3%

Мне нужны знания 38.7% 48.1% 50.7% 48.2%

Нужен собственный опыт 29.0% 36.8% 41.8% 37.9%

По признаку пола обнаруживаются следующие различия (таб. 4).

Таблица 4. Потребности подростков

в осуществлении своих желаний в зависимости от пола

Чтобы добиться своего ... Пол

мальчик (юноша) девочка (девушка) Всего

Мне нужны знания 47.3% 49.0% 48.2%

Нужно учиться у тех, кто делает это лучше меня 39.4% 43.3% 41.4%

Нужен собственный опыт 42.6% 33.7% 37.9%

Мне нужны деньги 27.1% 15.4% 21.0%

У меня уже всё есть 10.6% 7.7% 9.1%

Из таблицы видно, что установка на пополнение знаний выше у девочек/девушек, потребность в собственном опыте и практические условия – у мальчиков/юношей. Есть различия и в зависимости от места жительства (таб. 5).

Таблица 5. Потребности подростков

в осуществлении своих желаний в зависимости места проживания

Чтобы добиться своего ... Место жительства

большой город малый город село Всего

Нужно образование 58.0% 54.0% 50.0% 56.7%


загрузка...