Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий (28.11.2011)

Автор: Цымбаленко Сергей Борисович

В марте 2011 г. автор выступил с сообщением и принял участие в дискуссии по тенденциям развития детских и юношеских СМИ на ежегодной научной конференции факультета журналистики МГУ. В апреле 2011 г. авторская концепция межпоколенческого взаимодействия (информационно-коммуникативный аспект) была представлена на постоянно действующем семинаре при Президиуме Российской академии образования по проблеме «Межпоколенческие связи и отношения взаимодействия в структурировании современного социума».

Теоретические и эмпирические результаты исследования легли в основу прочитанных автором лекций, семинаров, тренингов. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности. Внедрение результатов исследования осуществлялось также в виде разработки педагогических программных средств, подготовки учебных изданий и публикаций в печати. В опубликованных автором работах раскрыты основные идеи диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Информационно-психологическое пространство имеет объективное основание в мироустройстве как вероятностной системы с механизмом обратной связи и формируется вместе с возникновением общества. Коммуникация и информация присутствуют на всех этапах социального развития, являются механизмами функционирования, управления, социализации и общественного прогресса. Пик развития информационно-коммуникативных процессов связан с возникновением сознания, знаковой (кодированной) информации, сознательного управления (целенаправленности) развитием социальных систем с использованием информации и информационных (психологических) орудий (знаков).

Современное развитие цивилизации как информационного общества приводит к формированию коллективного интеллекта. При этом коммуникативные процессы проявляют себя как способ существования индивидуальных сознаний, а информационное пространство ? как форма данного существования. В этот процесс коммуникации вовлечен весь мир, освоенный человеком. Происходит психологизация мира, формирование единого информационно-психологического пространства как всеобщей коммуникации, диалога человека и природы, человека и человека. Задачи человека сводятся к обучению и познанию, мир зависит от решений людей, открытых к идеям, информации и теориям. Все это требует сложнейшей и развитой информационной среды.

Единство и противоречие человека и техники, человека и его психологических орудий составляют объективную основу информационно-коммуникативных процессов в обществе. Психическая составляющая средств коммуникации влияет на человека и общество, причем не только содержанием информации, но и самой формой коммуникации как усиления, расширения человеческих органов, чувств, функций. Средства коммуникации определяют и контролируют масштабы и форму человеческой ассоциации и человеческого действия. Человек физиологически и психологически сформирован, устремлен на поисковую активность с использованием информации. Направленность в будущее – это суть и специфическая психологическая особенность человека как информационной системы.

Разработанная в этой связи прогностическая модель информационно-психологического пространства как пространства развития подрастающего поколения – это система информационных процессов общества, коммуникаций человека и мира, человека и человека, в которой подрастающее поколение является необходимым звеном. Освоение и обновление, дополнение предшествующего опыта происходит в процессе саморазвития, обучения, социализации-индивидуализации и коммуникативной деятельности подрастающего человека. Это начальное основание для разработки акмеологической модели развития подрастающего поколения, в котором гипотетически предполагаются и описываются свойства, структура и функции исследуемого процесса; в данной модели отражена суть социального, психологического и акмеологического существования ее элементов – субъектов (от личности до таких обобщенных субъектов, как поколение, социум, человечество в целом) в их коммуникативных отношениях, а также информация, информационный обмен – содержание и форма данных процессов, мера организации и развития; единичный субъект находится в коммуникативных отношениях не только с окружающими людьми и миром вещей, природой, но и с самим собой, что выражается в его сложной внутренней структуре; субъекты, благодаря коммуникации и обмену информацией в ходе нее, существуют, могут изменяться сами, менять свое поведение и деятельность, влиять на других субъектов.

2. Концептуальные закономерности взаимообусловленности и взаимовлияния выхода подрастающего поколения на арену исторического развития в качестве равноправного субъекта и прогрессирующее возрастание роли информационных процессов как механизма, фактора и формы развития общества могут быть выявлены на уровне философских, общесоциологических, метапсихологических, социально-психологических, акмеологических категорий и законов, интегрируя аналитические возможности других, более конкретных наук. На этом уровне анализируются источники, движущая сила, формы и основные механизмы направленности и вариативности информационных систем, которые в их специфическом проявлении обнаруживаются во всех областях действительности, аккумулируясь в психологических системах. Они обусловливают прогрессивную направленность развития личности и социумов.

В акмеологической системной характеристике информационно-психологического пространства подрастающее поколение является необходимой подсистемой, ключевым звеном и фактором исторического прогресса. В соответствии с данной моделью рассмотрены этапы и закономерности развития информационно-психологического пространства, в том числе особенности и риски современного информационно-коммуникативного общества, предложена оригинальная классификация на основе эволюции системы «человек–техника–психологические орудия» как процесс очеловечивания, психологизации коммуникативной связи человека с миром.

Подрастающее поколение является ускорителем вхождения в жизнь новых информационных технологий, а потому и в целом новых технологических и культурологических процессов, так как меньше подвержено инертности прежних форм. При этом многоуровневость понятия «подрастающее поколение» и многоплановость его роли в информационно-психологическом пространстве является следствием взаимосвязи, взаимодействия социогенетического и онтологического процессов становления человечества и человека.

Как акмеологический феномен подрастающее поколение должно быть рассмотрено, с одной стороны, в качестве субъекта информационно-коммуникативных взаимодействий, с другой – как саморазвивающаяся подсистема информационно-психологического пространства, ответственная за преемственность и новообразование. Роль подрастающего поколения является важнейшим показателем развитости информационно-психологического пространства, новым способом взаимодействия и разрешения поколенческих и межпоколенческих противоречий.

3. Интегральные акмеологические критерии и соответствующие им показатели развития подрастающего поколения в условиях информационно-коммуникативных взаимодействий разработаны на основе акмеологической системной характеристики информационно-психологического пространства и представлены следующими позициями.

Информационный критерий – это способность к оперативному получению и переработке информации для оперативного осмысления проблем, ситуаций в различных сферах и принятия решений, вооружению новыми психологическими орудиями и коммуникативными практиками, позволяющими обеспечить прорыв на новый уровень преобразования действительности. Показатель – степень информационной культуры и эффективность средств, которые выбираются для решения социальных проблем, служат ли психологические орудия конструктивным фактором эволюции. Уровни субъектов (личности, группы) развития информационно-психологического пространства могут также определяться через уровни информационных потребностей и способностей как психолого-акмеологических механизмов и показателей.

Коммуникативный критерий – это степень диалогичности юного человека и подрастающего поколения в их взаимодействии с информационно-психологическим пространством: от представительской (однонаправленной) формы коммуникации до равноправного диалога при коммуникации и решении социальных, психологических проблем, механизма саморазвития. Показателем эффективного взаимодействия является широта и глубина коммуникативных отношений. Высшим уровнем в этом ряду является межпоколенческий диалог. Общение и коммуникация, богатство коммуникативных взаимодействий, их форма и уровень, синергичность (согласование личных и общественных интересов) являются показателями акмеологической зрелости личности и социума. Это может быть выражено как степень включенности в информационно-психологическое пространство ? сегмент его освоения и многообразие каналов, их комплексность и интегрированность в сознании личности и социальной практике.

Личностный критерий дополняет и конкретизирует коммуникативный и информационный – это развитость юного человека как диалогичной полидеятельностной личности, субъекта социальных преобразований. Показателями являются: а) уровень смыслов жизни и акмеологических способов их формирования (степень интеграции и проектирования будущего как созидания той действительности, которая отвечает высоким целям, смыслам жизни); б) степень обобщенного, генерализованного Другого как партнера коммуникации и идеала (Я, группа, общество, цивилизация); в) многообразие социальных ролей и практик, в которые включен субъект.

Данные показатели выражают акмеологическую способность личности к саморазвитию как «граждан мира», ориентированных на самоактуализацию в соответствии с высшими ценностями. Через данные показатели могут выстраиваться «жизненные точки» и график акмеологической реализации личности.

Взаимодействие подрастающего поколения, его групп и отдельных субъектов классифицируется и по степени открытости – закрытости как информационно-коммуникативной сложности и перспективности развития информационно-психологического пространства личности и социумов. Показателями являются: а) насколько субъект реализует себя как самоцель, источник и фактор саморазвития информационной системы; б) какова потребность непрерывного пополнения информации, степень вариативности и многообразия информационных средств и коммуникативных практик.

4. Акмеологическая концепция развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий включает акмеологическую модель, систему, алгоритм, механизмы (психологические, педагогические, организационные), технологии, условия и факторы продуктивности указанного процесса.

Акмеологическая модель развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий:

? интегрирует прогностическую модель, учитывающую особенности информационно-психологического пространства как развивающего, и нормативную модель как совокупность необходимых и достаточных условий и влияний для оптимального развития личности, которые могут быть оказаны на подрастающее поколение в условиях данного пространства; она воплощается в реальные (в рамках предлагаемого исследования – экспериментальные) модели, актуализируемые в педагогической практике;

? отражает структуру и структурно-функциональное наполнение информационно-коммуникативных взаимодействий подрастающего поколения, которые предстают как сложная система коммуникаций: внутриличностных («Я-ребенок – ребенок-Другой», «ребенок – взрослый», «ребенок – обобщенный Другой»), внутрипоколенческих («ребенок – другие дети», «ребенок – детская группа», «детская группа – детская группа», «детские группы – подрастающее поколение»), межпоколенческих («ребенок – взрослые», «ребенок – разновозрастная группа», «детская группа – взрослые», «подрастающее поколение – взрослое поколение – человечество»); акмеологические функции, которые реализуются в информационно-коммуникативных взаимодействиях подрастающего поколения: генетическую, биологическую, онтологическую, потребностно-целевую, познавательно-нормативную, преобразующую (деятельностную), социализирующую, организационную, собственно коммуникативную, цивилизационную; внутренние и внешние детерминанты информационно-коммуникативного взаимодействия подрастающего поколения в информационно-психологическом пространстве, диалектика которых предполагает пересечение информационного пространства как внешней среды и коммуникативной активности подрастающей личности как внутреннего фактора, что находит выражение в межличностной коммуникации; коммуникация со взрослыми и сверстниками в свою очередь детерминирует отбор значимой информации, социализацию и индивидуализацию, воспитание и самовоспитание, образование и самообразование в ходе внутрипоколенческого и межпоколенческого взаимодействия, ? это оказывает существенное влияние не только на конкретного ребенка, но и значительно определяет функционирование и развитие информационной системы подрастающего поколения, общества в целом;

? рассматривается в качестве концептуальной основы для разработки соответствующих реальных моделей, проектов и программ, а также нормативной модели.

6. Акмеологическая система развития подрастающего поколения в информационно-коммуникативных взаимодействиях разработана в соответствии с акмеологической моделью и воплощена в реальной практике развития подрастающего поколения в информационно-коммуникативных взаимодействиях на основе акмеологического алгоритма, включающего взаимообусловленные этапы-звенья.

7. Механизмы продуктивного развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий представлены психологическими (когнитивными, креативными), педагогическими (в т.ч. дидактическими) и организационными.

8. На основе эмпирических исследований прогностическая модель информационно-психологического пространства и собственно акмеологическая модель развития подрастающего поколения развернуты в реальные, в т.ч. экспериментальные модели развития подрастающего поколения в информационно-коммуникативных взаимодействиях. Информационно-коммуникативные процессы при этом раскрываются с помощью следующих психологических категорий: саморазвитие, самосознание, самореализация, самоактуализация личности, проективная деятельность и прогнозная функция. Они выражают цикл взаимосвязанных психологических процессов, в основе которых обнаруживается коммуникация, особенно результативная в форме диалога, а также коммуникативная деятельность. Основной категорией, характеризующей акмеологический аспект данных исследований, является информационно-коммуникативное творчество, оно определяет ключевые для акмеологии психологические понятия: развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, сознание, личность, индивидуальность, ответственность и ряд других. Важный вывод при построении реальных и нормативной моделей: информационно-психологическое пространство, открытое для подрастающего поколения, разрешает глубинное противоречие подросткового периода между готовностью к преобразующей социальной деятельности и отсутствием социальных условий для проявления социальной активности, позволяет включить детей и подростков в ответственную информационно-коммуникативную деятельность и тем самым – в социальное творчество. Это позволяет снизить возрастную границу самореализации и самоактуализации юной личности и подрастающего поколения как обобщенного субъекта исторического процесса. Средства массовой коммуникации и в целом информационно-психологическое пространство, а также информационно-коммуникативная деятельность оказывают влияние на становление подрастающего человека личности и достижение им личностного акме как поворотных точек саморазвития и самореализации. Развернутые в прикладных исследованиях гипотетические положения, заложенные в прогностической модели информационно-психологического пространства, раскрывают особенности и закономерности личностно-развивающего влияния указанного пространства как системного свойства осуществляемой человеком в его (пространства) рамках информационно-коммуникативной деятельности, конкретизируют критерии и показатели развития личности.

Психологический механизм поколенческого и межпоколенческого взаимодействия, изначальная социальность подрастающего человека связаны не только с его биологической беспомощностью, но и с потребностью в новых впечатлениях, у истоков онтогенеза мы имеем механизм межпоколенческого взаимодействия, который развертывается в коммуникацию со сверстниками и взрослыми, внутрипоколенческий и межпоколенческий диалог в информационно-психологическом пространстве общества. Готовность человека к коммуникации, включающей механизмы интеллектуальной и социальной деятельности, к целеполаганию складывается в течение длительного периода детства и отрочества, в среднем к 15-ти ? 16-ти годам. Это сложный процесс формирования психологических орудий деятельности, похожий на путь развития человечества, но в ускоренном режиме деятельности ? от жестовой, устно-речевой культуры к письменной, книжной, аудиальной (радио, музыка), визуальной (кино, телевидение, видео), компьютерной, мультимедийной культуры. Информационный критерий в поколенческом анализе позволяет выделять молодых людей и поколения как информационные системы в зависимости от психологических орудий информационно-коммуникативной деятельности. В соответствии с этим можно рассматривать поколения книжной, радийной, кино- и телевизионной, компьютерной и мультимедийной культур.

9. Стремление компенсировать урон от хаотичного информирования подрастающего поколения с помощью целенаправленных программ зачастую малоэффективно, потому что не учитывает значимые для подростков и юношества коммуникативные каналы, их иерархию. Наиболее значимыми для подрастающего поколения являются межличностные каналы, а среди них – диалог в рамках своего поколения и межпоколенческий диалог с референтными взрослыми. Это ставит новые задачи перед обществом. Развитие подрастающего поколения как информационной системы предполагает их возможность полноценно участвовать в информационных процессах. Высшая стадия тесно связана с акмеологическими процессами в самом широком их понимании, вытекающими из роли конкретного человека, в том числе в детском, подростковом и юношеском возрастах как самоцели, субъекта жизнедеятельности и жизнетворчества, определяющего фактора развития сообществ и общества в целом.

Современная коммуникативная система общества позволяет включить подрастающее поколение в реальные социальные преобразования, обеспечить горизонтальный диалог поколений, но это не происходит автоматически. Информационно-коммуникативные модели и механизмы, исследованные в диссертации, позволяют развивать детский, подростковый и молодежный сегменты информационно-психологического пространства, обеспечить выход на современную стадию информационно-коммуникативного общества. Движущий механизм данного прогрессивного скачка – включение подрастающего поколения в диалоге со старшим поколением в информационно-психологическое пространство общества посредством разработанной в диссертации акмеологической программы.

Сформулированные в диссертации научные выводы делают в целом необходимым приведение социальных институтов России в соответствие с закономерностями, механизмами и тенденциями становления информационно-психологического пространства общества и развития в нем подрастающего поколения.

Структура диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений, содержащих материалы научных исследований автора.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Феномен информации и каналов ее функционирования, их роль в процессе развития подрастающего поколения представлены сегодня на пересечении двух плоскостей: прошлое – настоящее – будущее (социогенетический и онтогенетический аспекты); элементы – подсистемы – система (структурно-функциональный аспект). В этой связи в диссертации рассмотрены взаимосвязи системообразующих категорий и понятий на междисциплинарной основе, в рамках следующих подходов и методов: диалогика; историко-эволюционный анализ основных аспектов исследуемой проблемы; моделирование как теоретический метод в сочетании с диалогикой; психологизация предлагаемого научного исследования, генетическая психология личности; историко-эволюционный и системный подходы в обнаружении взаимосвязи информационно-коммуникативных и других свойств и факторов индивидуального развития. Наконец, интегративный акмеологический подход позволил вывести на ключевую позицию конкретную развивающуюся личность как субъект совершенствования и самосовершенствования, творца своего жизненного пути. Это позволило раскрыть объективную природу и закономерности, источники, условия, движущие силы и механизмы информационно-коммуникативных процессов как составляющих развивающего взаимодействия подрастающего поколения с окружающим миром в информационно-психологическом пространстве.

В связи со сказанным в диссертации определены следующие теоретико-методологические позиции.

1. Коммуникация, информационные обмены являются неотъемлемой, сущностной составляющей мирового развития ? предпсихологическим этапом. Способность использовать и накапливать информацию в ходе взаимодействия ? важный объективный механизм функционирования, стабильности и новообразования, прорыва систем к высшему уровню, в том числе появления и развития психических систем.

2. Пик развития информационно-коммуникативных процессов связан с возникновением сознания, знаковой (кодированной) информации, сознательного управления развитием социальных систем с использованием информации и информационных орудий (знаков). Человек как источник, движущая сила и цель социальных процессов вооружен исторически развивающимися техническими и психологическими средствами. Единство и противоречие человека и техники, человека и его психологических орудий составляют объективную основу информационно-коммуникативных процессов в обществе. Сознание имеет диалогическую основу, деятельность приобретает характер коммуникативного действия, человек обретает себя как диалогичное полидеятельностное существо.

3. Психическая составляющая средств коммуникации влияет на человека и общество, причем не только содержанием информации, но и самой формой коммуникации как усиления, расширения человеческих органов, чувств, функций. Средства коммуникации определяют и контролируют масштабы и форму человеческой ассоциации и человеческого действия.

4. Используя внешние и внутренние психологические средства как «знаки», особого рода «орудия», человек не только выстраивает взаимодействие с внешним миром, но и переходит от детерминации поведения внешними командами к самодетерминации. Для личностного уровня регуляции поведения эта регуляция выступает не просто как активное приспособление к будущему, но и как особый культурный «инструмент» овладения будущим – жизнетворчество.

5. Человек физиологически и психологически сформирован, устремлен на поисковую активность с использованием информации. Направленность в будущее – суть и специфическая психологическая особенность человека как информационной системы. Ведущей и основной в спектре потребностей является потребность смысла жизни.

6. Исторический процесс приобретает форму межпоколенческой коммуникации. Между нынешним и прошлыми поколениями существует закономерная связь, которая по своей глубинной сути есть информационная связь. Социальные продукты целесообразной деятельности всей человеческой цивилизации, всех когда – либо живших и ныне живущих поколений людей циркулируют в обществе в ходе информационного взаимодействия и передачи опыта.


загрузка...