Система дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода (28.11.2011)

Автор: Смирнов Дмитрий Витальевич

В диссертации обосновано организационно-технологическое обеспечение ДПТКОП, позволяющее надежно и адресно довести результаты теоретических исследований до практического уровня и обеспечить выполнение основных требований предъявляемых государством и обществом к системе, реализации содержания вариативных программ, учебных модулей и учебно-методических комплексов; проектов образовательных и оздоровительных технологий; методик ДОД туристско-краеведческой направленности.

В ходе исследовании нами разработаны типовые профессионально-квалификационные характеристики структуры профессиографических профилей для педагогов - руководителей объединений ДОД туристско-краеведческой направленности следующих направлений: оздоровительный туризм (туризм для дошкольников и младших школьников и детей с ограниченными возможностями здоровья); познавательный туризм (для младших школьников и младших подростков); туристские маршруты (спортивные пешеходные, водные и лыжные походы); туристские дистанции (соревнования по пешеходному, горному и лыжному); экспедиционный туризм (исследовательские туристско-краеведческие путешествия); школьные краеведческие музеи и др. Представлены материалы экспериментальной апробации форм и средств организации взаимодействия и механизмы социального партнерства субъектов образовательного кластера, интеграции институционального и внутрифирменного ДПТКОП. Определены необходимые и достаточные условия организации процесса по формированию знаний, умений и навыков, компетенций непосредственно внутри общеобразовательного учреждения или УДОД на персонифицированном образовательном маршруте. Охарактеризованы формы внутрифирменного ДПТКОП: научно-практические конференции, методические объединения педагогов, общественные академии (по профилю профессиональной деятельности), семинары и учебно-тренировочные сборы, школы инструкторов и судей, конкурсы профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», подготовка и публикация методических и научно-публицистических статей, разработка авторских программ и учебно-методических пособий, проведение мастер-классов и презентаций инновационного опыта педагогической деятельности в детско-юношеском туризме и краеведении и др.

В диссертации конкретизированы варианты персонифицированных образовательных маршрутов педагогов. Сформулированы предложения по реформированию существующей накопительной системы учета ДПО (повышения квалификации) педагогов, суть, которых заключается в том, что суммированию подлежат не только результаты ДПО, полученные в институциональных формах, но и результаты неформальных форм ДПТКОП. Представлена авторская методика расчета «Примерных нормативов трудоемкости выполнения информационно-аналитических, исследовательских и проектных работ самообразования педагогов», позволяющая на основании общественной экспертизы результатов и достижений персонифицированного образовательного маршрута педагога формализировать их в объем часов ДПО. Таким образом «образовательные продукты» (публикации, презентации, авторские образовательные программы дополнительного образования детей, учебно-методические пособия и разработки) как результаты самообразования и внутрифирменного ДПТКОП могут использоваться в накопительной системе ДПО.

Предложен комплект инвариантных специализированных учебных модулей внутрифирменного ДПО педагогов, осуществляющих свою профессиональную деятельность с разными возрастными категориями обучающихся и по различным направленностям детско-юношеского туризма и краеведения, реализация которых способствует достижению цели, определяемой вариативным содержанием программ профессионального развития, совершенствования квалификации и компетентности с учетом:

обеспечения безопасности при реализации программ ДОД туристско-краеведческой направленности в полевых условиях (походы, экспедиции, путешествия и др.), что выдвигает повышенные требования к квалификации педагогов в области безопасности жизнедеятельности в природной среде, психологии управления детско-юношеским коллективом, медико-санитарных знаний, тактико-технической туристско-спортивной подготовленности и др.;

реализации воспитательных процедур с актуализацией внимания на проблемах поддержания профессиональной культуры как составной части общей культуры личности педагога;

формирования культуры здорового образа жизни педагога и организации мониторинга профессионального здоровья и рекреации;

совершенствования форм, методов и технологии ДОД туристско-краеведческой направленности.

Образовательные кластеры, являясь инновационной формой организации системы ДПТКОП, обеспечивают интеграцией ресурсов и потенциала институционального и внутрифирменного ДПО создание эффективной подсистемы обучения (повышения уровня профессиональной квалификации и компетентности, самообразования) педагога под «заказ» непосредственно в образовательном учреждении, где он осуществляет свою деятельность, при этом обеспечивается квалифицированное научно-методическое сопровождение.

Установлено в ходе ОЭР, что внутрифирменное ДПО реализует практико-ориентированные модули вариативных программ ДПТКОП непосредственно в социокультурной среде образовательного учреждения ДОД. При этом как преподаватель, работодатель или педагог-наставник, так и обучающийся-педагог оказывают в этом процессе взаимонаправленное воздействие друг на друга, и соответственно, каждый на своем уровне гносеологически непрерывно по вертикали совершенствование своей профессиональной квалификации в ДОД, компетентности в организации туризма и краеведения, по горизонтали расширяет освоение полисферной социокультурной среды.

В четвертой главе «Оценка эффективности дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога в условиях образовательного кластера» анализируется практика реализации направлений (программ и форм) дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов; дается оценка продуктивности результатов деятельности педагога и его удовлетворенности качеством ДПТКОП; представлены результаты реализации педагогами программ ДОД туристско-краеведческой направленности как совокупного результата социального партнерства субъектов образовательного кластера.

Экспериментальная проверка модели системы ДПТКОП проводилась нами созданием образовательных кластеров (Москва, Московская и Кировская области), организации межотраслевого взаимодействия в реализации программ ДПО, включения механизмов социального партнерства учреждений и организаций, интеграции ресурсов институциональных и внутрифирменных форм образовательной деятельности. Были апробированы отдельные компоненты разработанной нами модели системы, содержания и видов ДПО.

Показан опыт внедрения моделей образовательных кластеров в системы ДПТКОП города Москвы, Кировской и Московской областей. Проанализировано сетевое взаимодействие на уровне ведомств - Минобразования и науки России, Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, Федерация спортивного туризма – Туристско-спортивный союз России, Союз краеведов России, Министерство культуры России, МЧС России, Минсоцздравразвития России; социальное партнерство на уровне образовательного кластера - учреждения ДОД, учреждения ДПО работников образования, общеобразовательные школы, педагогическое сообщество, государственные, не государственные, общественные и др. организации; на уровне институционального и внутрифирменного ДПО - преподаватели учреждений ДПО; ученые; общественные деятели, специалисты в сфере детско-юношеского туризма и краеведения; специалисты МЧС и здравоохранения; работодатели – руководители учреждений ДОД, руководители структурных подразделений, методисты и педагоги-наставники; а также сами педагоги (обучающиеся), достигшие средне-выского, высокого и высшего уровня профессионального становления.

Социальное партнерство учреждений взаимодействующих в образовательном кластере представлено на «внутреннем» и «внешнем» уровнях ДПТКОП. На внутреннем уровне было обеспечено операционное взаимодействие учреждений в системе отношений по реализации совместных программа ДПТКОП. При этом каждое учреждение выполняло свою функцию (финансирование, подготовка учебных планов и состава преподавателей, организация процесса обучения и практик, материально-техническое оснащение конкретной программы, подготовка УМК, создание учебно-тренировочной базы, организация стажировки и подготовка наставников, организация научно-методического сопровождения проектирования и реализации персонифицированного образовательного маршрута педагогом пр.).

Имея широкие возможности для моделирования социального опыта и включения в него педагогов, система ДПТКОП, являясь открытой, непосредственно в учреждении ДОД или общеобразовательной школе создавала социокультурную образовательную среду – «ситуации» накопления педагогом практического опыта профессиональной деятельности в сфере ДОД туристско-краеведческой направленности. В ходе реализации вариативных программ в практике детско-юношеского туризма и краеведения, каждый субъект был относительно свободен в моделировании специфических условий (содержания, форм, видов, ситуаций) своего профессионально-квалификационного развития, наполнении новым содержанием «матрицы» персонифицированного образовательного маршрута.

На внешнем уровне взаимосвязь учреждений осуществлялась при формировании социального заказа, поиске социальных партнёров, организационно-технологическом обеспечении системы ДПТКОП, направленных на решение конкретных проблем, разработку и внедрение педагогических инноваций, совершенствование мастерства (педагогического и туристско-краеведческого), квалификационный рост и профессиональное становление педагогов. В результате был собран, систематизирован и обобщен материал об образовательных потребностях педагогов и социальных заказчиков системы ДПТКОП. Руководители учреждений социальных партнеров в образовательном кластере, выступая носителями педагогических функций, включались в решение задач ДПТКОП и творчески дополняли, корректировали содержание, формы и методы внутрифирменного ДПО, обеспечивающие развитие и становление педагога в профессиональной деятельности.

Структурно модели образовательных кластеров включали в себя в г. Москва (кластерообразующее учреждение МосгорСЮТур; сеть окружных учреждений ДОД, СПО, общеобразовательных школ, Московский ин-т открытого образования, Российская междунар. акад. Туризма, Учреждение РАО ИСМО, Союз туристов Москвы, Союз краеведов России, Академия детско-юношеского туризма и краеведения и др.); Московской области (кластерообразующее учреждение Центр развития творчества детей и молодежи Московской обл.; сеть учреждений ДОД, общеобразовательных школ, Ин-т технологии туризма, Учреждение РАО ИСМО и др.) и Кировской обл. (кластерообразующее учреждение Институт развития образования Кировской обл., сеть учреждений ДОД, СПО, общеобразовательных школ, Кировский областной Центр детско-юношеского туризма, Вятский гос. гуманитар. ун-т, Учреждение РАО ИСМО и др.).

В целях выявления педагогической эффективности деятельности системы ДПТКОП на основе кластерного подхода был проведен мониторинг качества и результативности проводимого исследования. В эксперименте приняли участие педагоги – руководители объединений ДОД туристско-краеведческой направленности Кировской и Московской областей, г Москвы. Педагоги были объединены в контрольные (КГ) и экспериментальные группы (ЭГ). ОЭР проводилась течение 2005-2011 годов (всего 126 человек, из них КГ1 - 35 педагогов - участников региональных конкурсов авторских программ и «Сердце отдаю детям» Московской обл., КГ2 - 29 педагогов Нововятской СЮТур г. Кирова; ЭГ1 – 29 педагога МосгорСЮТур, ЭГ2 – 15 педагогов Центра детского творчества г. Пушкино и ЭГ3 – 18 педагогов Кировского областного ЦДЮТиК. Педагоги КГ не принимали участия в формах внутрифирменного ДПО и проектировании персонифицированных образовательных маршрутов в условиях образовательного кластера, они повышали свою квалификацию в традиционных формах институциональной региональных систем ДПО педагогов.

В ходе ОЭР оценка качества ДПТКОП осуществлялась на основе усовершенствованных методик Н.В. Кузьминой и А.К. Марковой. Нами были дополнены и обоснованы уровни профессионального становления педагогов - руководителей объединений ДОД туристско-краеведческой направленности. Динамика изменений уровней профессионального становления в КГ и ЭГ на констатирующем (2005 г.) и результативно-оценочном (2011 г.) этапах представлена в таблице 2.

Анализ полученных данных показывает, что в процессе ДПТКОП реализуемом в социокультурной среде образовательного кластера качественный переход педагога с одного горизонтального уровня профессионального становления на другой, более высокий, осуществляется опережающими темпами. Что обеспечивается не столько за счет обогащения опыта профессиональной деятельности (КГ1 и КГ2), а изменениями в мотивационно-смысловой сфере личности на персонифицированном образовательном маршруте (ЭГ1, ЭГ2 и ЭГ3).

Было установлено в ОЭР, что уровни профессионального становления педагога, характеризующие его личностно-профессиональные качества: низкий, , средне-низкий, средний, средне-высокий, высокий и высший, относительно условны. Объективно условность связана с тем, что становление осуществляется на каждом из них многоаспектно. Зафиксировать квалиметрически преобладание того или иного уровня по параметрам не представляется возможным. Все шесть уровней имеют место быть в характеристике личностно-профессиональных качеств педагога. Однако в той или иной степени детерминанты изменяются.

Таблица 2

Изменения уровней профессионального становления педагогов

Уровни Динамика изменений профессионального становления педагогов

2,9 - - - 10,5 6,7 13,3 - 5,6

Для мониторинга качества деятельности нами использовались методики измерения «Индекса общей удовлетворенности трудом, как показателя эмоционального к нему отношения» В.А. Ядова и «Индекса группы, как удовлетворения разными аспектами труда» Н.В. Кузьминой, которые нами адаптированы применительно к системе ДПТКОП. Косвенным показателем эффективности реализации персонифицированного образовательного маршрута педагога являются достаточно высокие индексы продуктивности, востребованности и удовлетворенности их результатами деятельности.

Динамика изменений качества профессиональной деятельности педагогов (2005-2011 гг.) представлена в таблице 3. Индекс в таблице 3 рассчитан на основе применения математических методов многомерного шкалирования, в частности, с использованием шкалы Гутмана, для обработки массивов социологической информации качества средней величины по пятичленной порядковой шкале. Значение индекса изменяется в границах от (-1) до (+1). Значение (-1) - отсутствие у 100% опрошенных респондентов удовлетворенности результатами; (+1) – ее наличие у 100% респондентов; (0) – 50% опрошенных фиксируют наличие продуктивности, востребовнности или удовлетворенности по показателю, а другая половина – ее отсутствие.

Представленные в таблице 3 данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне продуктивности деятельности педагогов ЭГ1 (+0,13), ЭГ2 (+0,23) и ЭГ3 (+0,22), при общем отставании КГ1(+0,03) и КГ2(-0,04); индикатор востребованности в ЭГ1, ЭГ3, КГ1 и КГ2 существенно не отличается, тогда как в ЭГ2 индикатор показал рост (+0,22). По индикатору «удовлетворенность» отмечается существенный рост в ЭГ1 (+0,25), ЭГ2 (+0,46) и ЭГ3 (+0,31), против незначительного увеличения КГ1(+0,08) и КГ2(+0,14), что подтверждает эффективность проектирования и реализации педагогами персонифицированных образовательных маршрутов ДПТКОП в интеграции институционального и внутрифирменного образования.

Таблица 3.

Изменения в качества профессиональной деятельности педагогов

Индикаторы Динамика изменений качества профессиональной деятельности

педагогов (n=126 педагогов) индекс

КГ1 n=35 КГ2 n=29 ЭГ1 n=29 ЭГ2 n=15 ЭГ3 n=18

2005/2011 прирост 2005/2011 прирост 2005/2011 прирост 2005/2011 прирост 2005/2011 прирост

продуктивность 0,82 /0,85 +0,03 0,79

/0,75 -0,04 0,66 /0,79 +0,13 0,61 /0,84 +0,23 0,66 /0,88 +0,22

востребованность 0,71 /0,76 +0,05 0,72 /0,86 +0,08 0,87 /0,91 +0,04 0,84 /0,92 +0,08 0,61 /0,83 +0,22

удовлетворенность 0,37 /0,45 +0,08 0,41

/0,55 +0,14 0,62 /0,87 +0,25 0,38 /0,84 0,46 0,47 /0,78 +0,31

Оценка профессионализма педагогов КГ и ЭГ производилась по мотивационному, когнитивному и деятельностному критериям. Динамика изменений профессионализма по мотивационному критерию произведена по трем показателям: сформированность мотивации к профессиональному самообразованию, осознание обеспечения безопасности жизнедеятельности и рекреации в профессиональной деятельности в детско-юношеском туризме и краеведении, сформированность положительного отношения к профессиональному саморазвитию. Интегральная оценка динамики развития и становления профессионализма по мотивационному, когнитивному и деятельностному критериям представлена в диссертации.


загрузка...