Развитие внешнеэкономической деятельности субъектов российской федерации в условиях ее интеграции в мировую экономику (28.11.2011)

Автор: Линецкий Александр Федорович

Таблица 8

Страны СНГ во внешней торговле России в 1995–2010 гг.,

млрд долл. США

 Показатель 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Внешнеторговый оборот, всего 145,0 149,9 212,0 280,6 369,2 468,6 578,2

Со странами СНГ 96,8 25,4 33,6 47,2 51,6 64,7 82,6 106,3 68,5 91,3

Доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России, % 19,4 16,9 15,8 16,8 13,4 13,8 14,3 13,9 13,8 14,6

Источник. Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики.

Страны СНГ всегда будут иметь весомую долю во внешнеэкономических связях России, поскольку являлись некогда элементами единого народнохозяйственного комплекса. Геополитические интересы России также предполагают сохранение ее лидерства и партнерства со странами СНГ. В пользу развития сотрудничества со странами СНГ говорит и то, что их цены, издержки, формы организации производства и прочие факторы весьма близки к российским. Более того, рынки стран СНГ имеют большие возможности для их дополнительной производственной загрузки, кооперации, научно-технического и инвестиционного сотрудничества.

Вместе с тем многие эксперты считают, что СНГ как дееспособной международной организации уже практически не существует. Огромное количество даже ратифицированных документов, принятых в рамках СНГ, не работает и является не более чем декларацией. СНГ создавалось в спешке, для самоуспокоения, как альтернатива бывшему СССР. Никаких серьезных геополитических концепций за СНГ никогда не стояло.

По мнению автора, необходимость реформирования Содружества очевидна. Но важно даже не столько это, сколько то, как успешно будет реформироваться и развиваться Россия. К сильной и авторитетной в мировом сообществе державе страны СНГ потянутся сами. При этом понятно, что стать таковой проще, если опираться на сотрудничество с ближайшими соседями. Однако «покупать» такое сотрудничество, как мы это делали раньше, нецелесообразно экономически. Россия в настоящее время и в обозримой перспективе должна решать сложнейшие задачи выбора сбалансированной внешнеэкономической стратегии с каждым государством – участником СНГ.

Пока об относительной дееспособности на постсоветском пространстве можно говорить только в отношении субинтеграционных организаций, а именно Евразийского экономического сообщества (ЕвраЗЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и созданного в 2009 г. Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (ТС).

Таким образом, Россия должна либо инициировать роспуск СНГ, либо найти другой вариант объединения постсоветских республик. Но на этот раз он не может быть основан только на том, что эти страны входили когда-то в одно большое государство. Необходима другая, более фундаментальная основа для объединения. И возможно это лишь при успешном проведении политических и экономических реформ в Российской Федерации.

Россия исторически призвана стать реальным объединительным центром того пространства, на котором столетиями формировалась ее государственность, отвергая притязания на подобную роль ведущих мировых стран. В этом историческом предназначении России и состоит ее шанс возрождения в качестве ведущей державы, занимающей соответствующее ее потенциалу место в глобализирующемся мире.

5. Разработан авторский подход к развитию внешнеэкономической деятельности и повышению инвестиционной привлекательности региона, базирующийся на алгоритме формирования стратегии развития ВЭД, включающей этапы, перспективные направления и комплекс мер, которые могут быть использованы всеми субъектами Российской Федерации.

Важнейшее значение для развития внешнеэкономической деятельности субъекта Федерации имеет разработка и реализация эффективной стратегии развития ВЭД региона.

По мнению автора, стратегия развития ВЭД региона – это комплекс согласованных планов действий органов государственной власти субъекта Федерации, территориальных представительств федеральных органов власти в сфере координации внешнеэкономической деятельности, а также ее участников и всех институтов, связанных с содействием осуществлению внешнеторговой, инвестиционной и других видов ВЭД, разработанный на основе анализа состояния внутреннего и внешнего рынков, опирающийся на экономический потенциал региона.

Разрабатывается стратегия развития ВЭД региона с учетом его специализации и экономического потенциала, исходя из выявленных приоритетов в развитии ВЭД по этапам, цели и содержание которых приведены в таблице 9. Правильно сформированная региональная стратегия развития ВЭД позволяет сконцентрировать ресурсы и усилия на реализации внешнеэкономического потенциала и тем самым обеспечить эффективность развития международной и внешнеэкономической деятельности региона.

Таблица 9

Этапы формирования стратегии развития ВЭД региона

№ этапа Цель Информационная и аналитическая база для разработки

Содержание

1-й Подготовительный Мониторинг и прогноз изменения внутренних и внешних факторов

Определение целей и задач функционирования внешнеэкономического комплекса региона

2-й Сбор и анализ исходной информации Мониторинг и анализ тенденций развития ВЭД, в том числе по ее видам (внешняя торговля, производственная кооперация, инвестиционное сотрудничество)

Оценка текущего состояния и прогноз развития внешнеэкономической деятельности региона

3-й Определение приоритетов в развитии ВЭД Специализация и конкурентные преимущества субъекта Федерации

Обоснование приоритетов в развитии ВЭД

4-й Разработка перспективных направлений и комплекса мер по развитию ВЭД

Перечень внешнеэкономических приоритетов План перспективных направлений и мероприятий по развитию ВЭД субъекта Федерации

5-й Оформление стратегии развития ВЭД региона Информация, подготовленная на предварительных этапах разработки стратегии Введение, разделы, заключение стратегии развития ВЭД региона и необходимые приложения

Стратегия развития ВЭД региона не может противоречить приоритетам внешнеэкономической политики страны и должна способствовать экономическому росту национальной экономики в целом. Она устанавливает и регулирует экономические связи региона с иностранными государствами в области внешнеторговой и инвестиционной деятельности.

Внешнеторговая стратегия региона включает в себя экспортную и импортную стратегии, содействующие эффективному развитию региональной экономики. Экспортная внешнеторговая стратегия должна быть направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных товаров региональной экономики и стимулирование производства этих товаров, для чего используется бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и др. Импортная внешнеторговая стратегия региона должна быть направлена на регулирование ввоза на внутренний рынок региона недостающих иностранных товаров, работ и услуг, на взаимодействие с федеральными органами власти.

Стратегия развития ВЭД региона (рис. 4) должна включать все возможные способы и инструменты развития и государственной поддержки внешнеэкономической деятельности, позволять использовать все конкурентные преимущества территории. Это обуславливает создание в субъекте Федерации дополнительных «точек роста» – начиная от финансовых инвестиций и заканчивая привлечением дополнительных трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Рис. 4. Стратегия развития ВЭД региона

Приоритетные направления и комплексные меры по развитию внешнеэкономической деятельности субъекта Федерации автор приводит в диссертации на примере Свердловской области.

Для дальнейшего развития ее внешнеэкономической деятельности, повышения инвестиционной привлекательности Среднего Урала предлагается включить в стратегию развития ВЭД Свердловской областиследующие разделы.

Организационные меры, подготовка и повышение

квалификации специалистов в сфере ВЭД

Разработка региональной программы стимулирования экспорта продукции глубокого передела на основе конкурентных преимуществ региона.


загрузка...