Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента (28.10.2011)

Автор: Миняева Наталья Михайловна

По теме исследования автором опубликовано 50 научных работ, в том числе 3 монографии, 2 учебных пособия, 11 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Материалы исследования апробировались: в Российской академии образования «Уральское отделение»; в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» (2007-2009), «Аттестация педагогических кадров» (с 2000 г.), «Модели оценки качества двухуровневого высшего профессионального образования» (с 2006 г.), по отношению к которым автор исследования выступал в роли научного консультанта; при разработке нормативных документов в сфере образования регионального уровня, регламентирующих организацию инновационной деятельности образовательных учреждений («Стратегия развития Акбулакского филиала ГОУ ОГУ на 2005-2010 гг.», «Программа развития единого научно-методического пространства «Лицей-вуз» на

2010-2014 гг.»), памятка для студента «Организация самообразовательной деятельности (2002 г.)», методические рекомендации «Особенности актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента», методические рекомендации «Теоретико-практические основы актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента» (2009); в деятельности районного экспертного совета по вопросам образования (районный отдел образования муниципального образования Акбулакский район); в экспертном совете Центра развития образования Оренбургской области.

Результаты исследования в форме научно-методических рекомендаций, диагностических программ и методик, разработок проектов внедрены в деятельность образовательных учреждений России (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»; Акбулакский, Бугурусланский, Уфимский филиалы Оренбургского государственного университета, Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, Оренбургский государственный педагогический университет). Автор исследования является руководителем научно-исследовательской работы, зарегистрированной в Министерстве образования и науки РФ по госбюджетной теме «Создание модели непрерывного многоуровневого образования в условиях сельской профессиональной школы» (2005-2010 г.г.)

????????D?ж

1актуализации ресурса самообразовательной деятельности.

Структура диссертации соответствует логике построения прикладного научного исследования в педагогической области и включает введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

В заключении диссертации представлены результаты и основные выводы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность и степень разработанности темы исследования, представлены его объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования; выдвинута гипотеза. Раскрыты теоретико-методологические основания диссертации, соответствующие логике ее построения; определены основные исследовательские методы, хронологические рамки и база исследования; обоснована научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов.

В первой главе «Методологические основы актуализации ресурса самообразовательной деятельности» представлено комплексное (философское, теоретико-методологическое, технологическое) изучение проблемы актуализации ресурса самообразовательной деятельности, выявлены основные противоречия между характером образовательной деятельности в вузе и степенью участия в ней студента в качестве субъекта; обоснованы существующие предпосылки решения исследуемой проблемы.

Первую группу составляют философско-методологические предпосылки, представляющие собой систему научно-философского знания, ориентированного на образование в тесной связи с образовательной практикой, устраняющего разрыв между собственно знанием и практическим педагогическим действием. Признание субъектности, свободы выбора задают предметную область инновационной самообразовательной деятельности, реализуют общий принцип развития человека и требуют адекватного педагогического обеспечения культуроцентричной ориентированной парадигмы современного образования.

Группа социокультурных предпосылок характеризует мировое культурное пространство с его многообразием межкультурных контактов, в котором опыт становится ключевым конкурентным преимуществом личности, определяет качественное изменение базиса современной экономики производства и потребления на экономику, основанную на знании.

Следующая группа предпосылок - психолого-педагогических - оформилась в ходе теоретического развития гуманистически ориентированных концепций и теорий (деятельности, непрерывного образования, педагогики понимания и ненасилия, педагогики творчества, персонифицированного обучения, психологического сопровождения). Вхождение России в Болонский процесс, формирование зоны европейского высшего образования явились важным фактором модернизации системы отечественного образования, подтверждения его тенденции гуманитаризации и гуманизации.

В главе представлены психологические и педагогические воззрения ученых, разрабатывавших историко-культурную, социально-психологическую и деятельностную концепции развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, З.И. Равкин, С.Л. Рубинштейн). Обосновывается научно-исследовательский аспект учебной деятельности, поскольку учебная деятельность неразрывно связана с самообразовательной деятельностью и является пространством её зарождения. В ней (учебной деятельности) имеют место саморефлексия, самооценка, самоидентификация, выработка умений самостоятельно обретать и «конструировать свои знания, трансформировать их в практическую деятельность»

(А.М. Новиков).

Включенность российского образования в общеевропейские структуры способствует осознанию ценности самообразовательной деятельности, поднимает педагогическую проблему актуализации её ресурса, решение которой предопределено логикой социокультурного развития общества.

В диссертации осуществлена интеграция деятельностного подхода, направленного на овладение видами деятельности, с компетентностным подходом, позволяющим выстроить содержание ресурса самообразовательной деятельности на основе творческого опыта и эмоционально-ценностного отношения к миру и акцентирующим усвоение способов деятельности в условиях неопределенности. Ситуация неопределенности, по В.А. Коневу, - это ситуация, в которой человек сам принимает решение, сам определяет свое действие, то есть обозначает себя в ситуации свободы, определяет себя в качестве свободно действующего субъекта. Интеграция деятельностного и компетентностного подходов, обеспечивающая усиление практической ориентации образования с сохранением его фундаментальности, рассматривается в исследовании в соответствии с методологическим принципом дополнительности (Н. Бор). Заявленный подход объединяет два взаимосвязанных аспекта: компетентностный (определяет смену ролевых позиций преподавателя и студента: от традиционных «информатора» к позициям опытного, высококвалифицированного преподавателя, способного создать педагогические условия актуализации ресурса самообразовательной деятельности) и деятельностный (обеспечивает субъектную позицию студента, воспроизведенную далее в жизненных ситуациях).

Деятельностно-компетентностный подход, как основа данной концепции, позволяет углубить перспективный и не полностью реализованный до сих пор в практике культурологический подход к содержанию образования. Деятельностно-компетентностный подход, образуя гносеологическую целостность методов, принципов и исследовательской позиции:

- обеспечивает выявление, изучение и описание феноменов (самоопределения, саморазвития, самоактуализации, ориентации на ценности самообразования), отражающих и предопределяющих специфику самообразовательной деятельности студента в её взаимосвязи с образовательной деятельностью;

- позволяет обосновать самообразовательную компетентность как универсальную основу любой профессиональной деятельности, определяющую её успешную реализацию;

- допускает в анализе взаимосвязи самообразовательной компетентности и умений самообразовательной деятельности возможным два основных «плана»: интеграционный и онтологический;

- способствует углублению исследования актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента с позиций культуры вхождения субъекта в мир инновационной системы организации обучения (экономики знаний, обучающегося общества).

С одной стороны, деятельностно-компетентностный подход позволяет учитывать объективное во взаимосвязи самообразовательной и образовательной деятельности, а с другой, выявлять и описывать субъективные приобретения личности в процессе актуализации ресурса самообразовательной деятельности (умения самообразовательной деятельности, самообразовательная компетентность). Применение данного подхода позволило придать социально-гуманитарный контекст содержанию важнейших педагогических категорий и понятий исследования, которыми описывается сегодня сущность основных педагогических процессов; обнаружить философско-педагогические основания объяснения истоков неоднородности, мозаичности, множественности ресурса самообразовательной деятельности студента; выявить сущность его актуализации, определить закономерности и принципы, стратегию, тактику и технологию актуализации ресурса самообразовательной деятельности в высшем профессиональном образовании.

Во второй главе диссертации «Теоретические основы актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента в современной высшей школе» анализируется современное состояние проблемы, дана содержательная характеристика понятия «ресурс самообразовательной деятельности». Обоснованы теоретические регулятивы актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента. Выявлены дидактические характеристики исследуемого процесса на примере разработанной технологии обучения (цель обучения, принципы, содержание, методы, средства, формы, результат).

Логика актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента потребовала выхода за пределы трактовки целостного образовательного пространства. Исходя из понимания образования как образа «собственного опыта», мыследеятельности и воплощения его результатов» (П.Г. Щедровицкий), мы рассмотрели образовательное пространство в аспекте культуры создания и реализации личностного проектирования развития студента.

Содержание понятия «ресурс» вбирает в себя способы действия при наличии цели, связанные с отношениями человека с миром, с тем, чем располагает общество. Ресурсом становится только то и тогда, когда есть индивидуально или коллективно поставленная цель в актуализации какого-либо предмета, явления.

Среди исследователей существует точка зрения на то, что ресурс рассматривается как синоним понятия «потенциал» (В.М. Ильин). В диссертации разведены понятия «потенциал» и «ресурс». Различие заключается в том, что потенциал и ресурс раскрывают разный характер отношения человека с миром, с тем, чем располагает общество. Ресурс относится к реальным обстоятельствам, потенциал - к возможностям. Область действия потенциала – развитие, ресурса – использование. Это различие для нас значимо, поскольку потенциал личности и преподавателя, и студента является ресурсом самообразовательной деятельности.

Нами охарактеризованы виды ресурсов: культурные, информационные, материальные, финансовые, трудовые, образовательные. В качестве предмета исследования избран ресурс самообразовательной деятельности как социокультурный и педагогический феномен. Обосновано: ресурс самообразовательной деятельности является педагогической системой взаимосвязи: а) наиболее типичных для преподавателя и студента видов деятельности; б) совокупности особых свойств их личности; в) общеучебных умений; г) этапов разрешения образовательных ситуаций; д) отдельных видов общей культуры. Эмерджентным свойством системы выступает актуализация как центральное образование ее содержания.

Содержание ресурса связано с сущностью самообразовательной компетентности, усвоением студентом знаний, формированием умений, применением их как критерия правильного действия, принятием ценностей самообразования, приобретением опыта самообразовательной деятельности.

В диссертации с позиции деятельностно-компетентностного подхода структура и содержание исследуемого феномена позволили ресурс самообразовательной деятельности студента представить в качестве своеобразной «пирамиды». Вершина её (наивысший уровень сформированности самообразовательной компетентности студента) связана с основанием, в котором находится субъект самообразовательной деятельности с его компетентностями в области целеполагания, моделирования и последующего планирования процесса самообразовательной деятельности, включающей организационно-деятельностную самостоятельность, самоуправление, самоконтроль и самооценку, результат, рефлексию.

Определение понятия «ресурс самообразовательной деятельности студента» углубляется за счет рассмотрения как опыта его успешного воплощения в деятельности, способности к самообразовательной деятельности студента, становящейся персональным ресурсом личности, позволяющим ей действовать в разнообразных ситуациях на пути к самообразовательной компетентности. Ресурс самообразовательной деятельности студента как возможность профессионального образования в инициации синергетического эффекта самообразования с целью саморазвития личности включает основные виды опыта ее осуществления: поиска и отбора профессионально значимой информации (информационно-аналитический опыт), определения ценности учебной информации для профессионального развития (проектировочный опыт), переосмысления жизненных планов и перспектив (прогностический опыт), оценки соответствия профессиональным требованиям (рефлексивный опыт), определения жизненного пути (преобразовательный опыт).

Ресурс самообразовательной деятельности в логике данного исследования – это сложная педагогическая система, включающая идеи экономики знаний, обучающегося общества, обучения на протяжении жизни; категории и понятия (деятельность, ресурс, компетентность, актуализация, самообразовательная деятельность); культуросамообразовательную среду; способы самообразовательной деятельности преподавателя и студента; научно-методическую, научно-исследовательскую, теоретико-прикладную базы знаний, информации, культуры деятельности и опыта самопознания личности.

Установлено, что ресурс самообразовательной деятельности актуализируется при включении студента в деятельность. Студент проходит через последовательность ситуаций, близких к реальности и требующих от него все более компетентных действий, оценок, рефлексии приобретаемого опыта, то есть через исследуемый процесс.

Актуализация представляет собой процесс перехода потенциальных возможностей в действительные, при котором возникает «культура индивида» (С.И. Гессен), потому что устанавливается «общая смысловая основа» соотношения процессов актуализации и развития. Обосновано, что в природе актуализации ресурса самообразовательной деятельности заложены процессы самообучения и саморазвития студента, причем не столько «технологического», сколько личностного роста, целостной самоорганизации и синтеза своего деятельностного и личностного опыта. Подчеркивается, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования и самообразовательной деятельности.

Из рисунка (рисунок 1) видно, что актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента представляет перевод потенциальных (скрытых) возможностей студента как субъекта познания в явные, действительные способности самообразования на основе наращивания внутренних сил по решению образовательных ситуаций, добровольного принятия на себя ответственности за результаты профессионально личностного развития.

Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента приводит к формированию его самообразовательной компетентности.

Третья глава «Деятельностно-компетентностная концепция актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента» посвящена описанию процесса её конструирования.

Рисунок 1 – Пространственно-динамическая модель формирования

самообразовательной компетентности студента


загрузка...