Акмеологическое развитие полиэтнической компетентности субъектов образования (28.10.2011)

Автор: Манойлова Марина Алексеевна

Анализ результатов развивающего эксперимента показал, что у респондентов экспериментальной группы по сравнению с респондентами контрольной группы произошли значительные изменения по основным показателям, характеризующим уровень развития полиэтнической компетентности. Достоверность результатов определялась по t-критерию Стьюдента. Сравнительный анализ результатов развития полиэтнической компетентности студентов представлен в таблице 2.

Таблица 2. Уровень развития полиэтнической компетентности у респондентов экспериментальной и контрольной групп (в %, n=57)

Группы,

уровни 2005/2006 уч. год 2006/2007 уч. год 2007/2008 уч. год. 2008/2009 уч. год.

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Высокий 22,5 18 18 22,5 22,5 15 36 15

Средний 32,5 37 49,5 45 55 49 49 45

Низкий 45 45 32,5 32,5 22,5 36 15 40

Позитивные изменения уровня развития полиэтнической компетентности в большей степени отмечались в таких структурных компонентах, как эмоционально-волевая, дифференциально-психологическая и социально-психологическая компетентности. Можно констатировать, что академическое обучение в вузах не имеет специфической направленности на развитие полиэтнической компетентности и его эмоционально-волевого потенциала, на формирование этнокультурного менталитета и совладающего поведения в сфере полиэтнического взаимодействия. В процессе обучения, по авторским программам (дисциплина по выбору, тренинги), у студентов развился высокий уровень всех составляющих полиэтнической компетентности. Данные показатели статистически достоверны (рис.16).

Разработаны и реализованы акмеологические программы для специалистов образования в рамках повышения квалификации: «Этническая толерантность специалистов образования», спецсеминар: «Акмеологическое развитие личности в полиэтническом образовании», круглые столы «Этническая толерантность в современном образовании», «Развитие эмоционального интеллекта педагога» и др., проведены индивидуальные консультации специалистов образования по проблемам полиэтничности.

Рис.16. Динамика личностных свойств студентов в экспериментальной группе до и после проведения акмеологического тренинга (n=22)

Можно сделать вывод, что эффективность реализации авторской системы деятельности эмпирически подтвердилась, они могут быть использованы в образовании как эффективные средства оптимизации становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования.

В седьмой главе «Проект совершенствования качества подготовки будущих специалистов полиэтнического образования» рассматривается качество современной подготовки будущих специалистов, делается анализ нововведений и противоречий в современном вузовском отечественном образовании в связи с переходом на европейскую модель обучения, предлагаются акмеологические методы совершенствования подготовки будущих специалистов полиэтнического образования.

Отмечается, что современное высшее профессиональное образование – важнейший социальный государственный институт, основная функция которого – подготовка молодого поколения к решению профессиональных задач в будущем в конкретной профессиональной деятельности, оно предполагает высокий уровень сформированности различных умений и навыков и способности их непрерывно самосовершенствовать. Проблема «качества» вузовского образования в России возникла в связи с массовостью высшего образования, с появлением в 1990х годах большого количества вузов (Я. Аавиксоо, Р.Бэга, С.В. Костюкевич). В России качество высшего профессионального образования исследуют многие ученые как проблему развития новой цивилизации ХХI века и соотносят его с управлением развития образовательных систем (В.И. Байденко, Г.А. Бордовский, З.Д. Жуковская, И.А. Зимняя, Э.М. Коротков, Н.В. Кузьмина, Л.Е. Паутова, Д.М. Полев, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто и др.). В России генезис понятия «качество образования» прослеживается с генезиса понятия квалиметрии образования, которое раскрыто А.И. Субетто. По мнению Н.В. Кузьминой, разные требования к качеству образования предъявляют: этносы, культура и само образование.

Автор делает вывод, что высокое качество образования в вузе обеспечивает: организация активных форм довузовской подготовки; эффективная работа с профессорско-преподавательским составом (непрерывное повышение квалификации); результативность научно-исследовательской работы как преподавателей, аспирантов, докторов, так и студентов; организация и проведение эффективной практики; создание системы дополнительных образовательных программ; воспитательная и внеаудиторная работа; активное включение студентов в процесс управления в вузе; укрепление материально-технической базы, базы информационных технологий; активное включение в международное образовательное пространство; работа с выпускниками.

Современное обучение студентов, будущих специалистов образования - и повышение профессионального мастерства преподавателя обеспечивается созданием авторских подходов и концепций, которые включают исследование проблем профессиональной практики, разработку методов их решения и поиск новых эффективных методов обучения и развития высокопродуктивных полипрофессионалов с целью повышения качества образования в целом. Предлагаются методы совершенствования подготовки будущих специалистов полиэтнического образования: дисциплина по выбору, спецсеминары, круглые столы, акмеологические тренинги и акмеологические программы, которые могут быть использованы с целью совершенствование существующей системы вузовского образовании или в рамках дополнительного образования.

Выводы по седьмой главе: Переход современного высшего образования на единую европейскую систему актуализирует проблему развития полиэтнической компетентности у студентов, будущих специалистов. Процессы глобализации в образовании порождают проблему утраты этнопотенциала. В решении проблемы качества высшего профессионального образования отсутствует единый критерий качества образования, единый стандарт. Вузы находятся в разных экономических ситуациях, вынуждены самостоятельно искать источники финансирования, а значит, находятся в не равных условиях реализации качества образования. Качество современного высшего образования зависит полностью от качества управления вузом и внедрения авторских систем деятельности, т.е. от самого вуза и активности профессорско-преподавательского состава.

Заключение:

1. Проведенное исследование в целом подтвердило исходные гипотезы; все положения, выносимые на защиту, проверены и доказаны корреляционным, факторным и кластерным анализами. Полученные теоретико-методологические выводы и эмпирические результаты задают направления дальнейшей научной разработки акмеологической концепции развития полиэтнической компетентности, определяют перспективы их практического использования в профессиональном обучении будущих специалистов образования, профпереподготовке и повышении квалификации специалистов образования.

2. Исследование акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования, являющееся базисом обоснования этноакмеологии образования, является целостным и завершенным исследованием, которое включает: 1) научное теоретическое обоснование; 2) определение уровня развития полиэтнической компетентности специалистов образования и студентов; 3) разработку методологического аппарата; 4) эмпирическое исследование уровня развития этнопотенциала и полиэтнической компетентности; 5) разработку и апробацию авторской системы деятельности; 6) оценку эффективности разработанных программ реализованных в авторской системе деятельности.

3. Полиэтническая компетентность имеет свою динамику развития в школьном возрасте, сензитивный период для ее развития – младший школьный возраст. Полиэтническая компетентность родителей учащихся требует обязательного целенаправленного развития, т.к. влияет на уровень ее развития у их детей. По результатам эмпирического исследования можно констатировать выявленную социальную потребность субъектов образования в специалистах с высоко/достаточным уровнем развития полиэтнической компетентности.

4. Показателями высокого уровня развития полиэтнической компетентности является толерантность сознания, этническая идентичность, этническое самосознание, этнокультура, эмоциональный интеллект, эмпатия, самооценка умения работать в многонациональном коллективе, коммуникативная толерантность, педагогический стиль общения. Данные показатели имеют наибольшее число внутрисистемных связей, являются базовыми, а соответственно, структурообразующими для деятельности субъектов полиэтнического общения. Таким образом, эмпирически доказано, что компоненты полиэтнической компетентности педагогов характеризуются взаимосвязанностью.

5. Вузовское образование студентов – будущих центральных субъектов образования - обеспечивается созданием новых подходов и концепций, которые включают исследование проблем профессиональной практики, разработку методов их решения и поиск новых эффективных методов обучения и развития. Развивая полиэтническую компетентность студентов в рамках авторской системы деятельности, тем самым оптимизируем личностное развитие как представителя определенного этноса, приближаем студентов к реальной практической профессиональной деятельности в полиэтническом мире.

6. Эффективность разработанных акмеологических программ, тренингов и семинаров, доказанная математико-статистическим анализом, является результатом продуктивной авторской системы деятельности преподавателя высшей школы. В использовании акмеологических программ важным моментом является их комплексное применение и в отношении всех субъектов образования; важно учитывать этнический потенциал, возрастные и деятельностные особенности субъектов; акмеологические программы включают культурный ассимилятор, активные социально-психологические и акмеологические тренинги обучения, оптимизирующие осознание этнической идентичности, развитие этносознания и этнотолерантности; для отслеживания эффективности использования акмеологических программ необходимо систематически проводить мониторинг оценки качества процесса и результата полиэтнического образования с учетом оценки результатов и их сравнения с предыдущими результатами, разрабатывать и внедрять новые авторские акмеологические программы.

Акмеологические программы могут быть использованы и в непрерывном образовании специалистов образования с целью коррекции, совершенствования и реогранизации взаимоотношений этнофоров в образовании.

7. Своеобразным теоретическим и практическим результатом проведенного исследования явилась разработка и внедрение в практику среднего и высшего образования этноакмеологии образования как нового прикладного акмеологического направления и ее научно-прикладной концепции развития полиэтнической компетентности субъектов образования.

8. Фундаментальность проведенного исследования определяется тем, что, опираясь на методы лонгитюдного изучения и сравнения, исследована образовательная реальность, в которой имеются субъекты разных возрастов, видов деятельности и уровней профессиональной деятельности. Выявлена акмеологическая закономерность - восхождение из внутренней этнической принадлежности к вершинам и ценностям внешнего мира: этнической и общечеловеческой культуре. Полиэтническая компетентность содействует подлинности жизни человека, полноте его самореализации.

9. Концепция становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования разработана в Псковском регионе, однако она может быть использована в любом полиэтническом регионе России с целью развития этнической толерантности, этносознания, этнического менталитета, соответственно, профилактики этнических конфликтов и барьеров, гуманизации общественных отношений. В перспективе авторские акмеологические программы могут быть использованы и за пределами системы образования - в социальной сфере, сфере культуры и досуга. На основе новых прикладных исследований возможно развитие этноакмеологии не только в образовании, но и в других сферах применения.

Основные положения диссертации отражены

в следующих публикациях:

Монографии и главы в коллективных монографиях:

Манойлова, М.А. Акмеология этнической толерантности субъектов фундаментального образования. Монография /М.А. Манойлова. – Псков: ПГПУ, 2010. – 300 с. (18,75 п.л.). ISBN 978-5-87854-570-9

Манойлова, М.А. Стратегии совладания как механизм саморегуляции и адаптации в ТЖС. /М.А. Манойлова// Психологическая устойчивость молодежи к негативному социальному влиянию. Коллективная монография (в соавторстве с Е.И. Середа и др.). - Псков: Гименей, 2010. - 406с. – С. 150-174. (25,4/1,5 п.л.). ISBN 978-5-903177-52-3

Манойлова, М.А. Полиэтническая компетентность субъектов образования. Монография /М.А. Манойлова. – Псков: Издательство ООО «ЛОГОС Плюс», 2011. – 272с. (17 п.л.) ISBN 978-5-93066-052-2

Публикации в ведущих рецензируемых журналах и изданиях списка ВАК:

Манойлова, М.А. Акмеологические факторы продуктивности авторской системы деятельности учителя /М.А. Манойлова// Акмеология. – Выпуск 10. 2005. - С.164-166. (0,18 п.л.).

Манойлова, М.А. Особенности развития эмоционального интеллекта, темперамента и общего интеллекта у будущих педагогов /М.А. Манойлова// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - Том 12. № 3, 2006. - С. 80-84. (0,25п.л.).

Манойлова, М.А. Методика диагностики эмоционального интеллекта /М.А. Манойлова// Акмеология. - Выпуск 11. – 2006. - С. 99-104. (0,37п.л.).

Манойлова, М.А. Акмеологический подход к изучению эмоционального интеллекта в этнокультурном образовании /М.А. Манойлова// Акмеология. - Выпуск 12 . 2007. - С. 58-60. (0,18п.л.).

Манойлова, М.А. Культурологические основы акмеологии воспитания / М.А. Манойлова // Образование и саморазвитие. 2009. №5 (15). - С.152-156. (0,5п.л.).


загрузка...