Акмеологическое развитие полиэтнической компетентности субъектов образования (28.10.2011)

Автор: Манойлова Марина Алексеевна

Полиэтническая среда – сосуществование двух или более этнических субъектов/групп в одном сообществе, которые вступают в общение и взаимодействие. Полиэтническая образовательная среда – часть образовательной среды в целом, которая создается для развития полиэтнической компетентности субъектов. Полиэтническая образовательная среда оптимизирует становление и развитие этнической идентичности и этнотолерантности, готовит субъектов к пониманию представителей других этносов, принятию этнического разнообразия как данности.

Полиэтническая компетентность основана на знаниях этносов и опыте полиэтнического взаимодействия, предполагает толерантность между этнофорами. Основой развития полиэтнической компетентности является позитивная этническая идентичность как основа этнической толерантности, а эмоциональный интеллект как ресурс этнической толерантности.

Для развития полиэтнической компетентности у специалистов и студентов необходимо: 1) исследование социальной потребности в специалистах с развитой полиэтнической компетентностью (ученики, родители); 2) диагностика существующего уровня развития полиэтнической компетентности (педагоги, студенты, будущие специалисты образования); 3) знание акмеологических условий и факторов развития полиэтнической компетентности как социальной ценности; 4) авторские акмеологические средства развития полиэтнической компетентности.

Цель исследования заключается в разработке акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования, как базиса для обоснования нового направления акмеологии – этноакмеологии образования.

Объект исследования – полиэтническая компетентность субъектов образования (ученики начальной и средней школы, родители, студенты высших учебных заведений, специалисты образования).

Предмет исследования – условия и средства развития полиэтнической компетентности специалистов образования и студентов, будущих специалистов образования. К условиям будем относить значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня развития полиэтнической компетентности, а к средствам - акмеологические программы и тренинги, учебные дисциплины, направленные на достижение вершин в профессиональной деятельности.

Гипотезы исследования:

1. Акмеологическая концепция становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования основывается на принципах развития, сравнительности, детерминизма, гуманизма, деятельностного подхода, обосновывающие профессиональную компетентность личности в полиэтнической среде.

2. Полиэтническая компетентность специалиста образования представляет собой сложный феномен, имеющий гибкую структуру, меняющуюся в зависимости от конкретной среды; она включает в себя дифференциально-психологическую, социально-психологическую, аутопсихологическую, акмеологическую, специальную, этнокультурно-стереотипную, эмоционально-волевую компетентности, каждая из которых состоит из культурно-когнитивного, индивидуально-личностного и поведенческого компонентов личности.

3. Развитие полиэтнической компетентности будущих специалистов в вузе может осуществляться путем применения авторских образовательных программ, направленных на развитие этноидентичности, этносознания и этнотолерантности, обеспечивающие развитие полиэтнической компетентности в целом.

4. Акмеологические авторские программы развития полиэтнической компетентности субъектов образования будут способствовать становлению и развитию целостной полиэтнической образовательной среды, если:

- будет учитываться этнический потенциал, как результат этнического самосознания, этнической идентичности и этнотолерантности, а также возрастные и деятельностные особенности субъектов;

- будут использоваться акмеологические программы комплексно и в отношении всех субъектов образования;

- будут включаться активные социально-психологические и акмеологические тренинги, оптимизирующие осознание этнической идентичности, развитие этносознания и этнотолерантности;

- будет периодически проводиться мониторинг оценки качества процесса и качества результата полиэтнического образования.

Задачи исследования:

Определить содержание полиэтнической компетентности, и обосновать авторскую систему деятельности по становлению и развитию полиэтнической компетентности субъектов образования.

Осуществить анализ этнопотенциала (этнотолерантности, этнотенденций, удовлетворенности образовательной средой) учащихся общеобразовательной школы (начального, среднего и старшего звена обучения) и их родителей разных национальностей для обоснования социальной потребности в специалистах с развитой полиэтнической компетентностью.

Осуществить сравнительный анализ уровня развития полиэтнической компетентности специалистов образования и студентов разных национальностей (русских, белорусов, латышей и эстонцев); определить специфику развития эмоционального интеллекта специалистов образования и студентов как ресурса развития полиэтнической компетентности.

Разработать и внедрить в деятельность муниципального образовательного учреждения: научно-практическую площадку «Полиэтническая компетентность в начальной школе» и акмеологические программы «Этническая толерантность младшего школьника», «Этническая толерантность подростка», «Этническая толерантность родителей» с целью оптимизации развития полиэтнической компетентности субъектов образования.

Разработать и внедрить паспорт полиэтнической компетенции для студентов ГОУ ВПО и реализовать его требования в учебной дисциплине, акмеологических программах и тренингах.

Осуществить анализ проблемы утраты полиэтнической компетентности в современном вузовском образовании в связи с переходом на европейскую модель обучения, и разработать проект совершенствования качества акмеологической подготовки будущих специалистов образования.

Разработать акмеологическую концепцию становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования, как эмпирико-теоретическое обоснование нового научного направления акмеологии – этноакмеологии образования.

Методологической базой исследования являются:

- субъектный подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.В. Знаков, С.П. Иванова, Е.Ю. Коржова, Е.А. Сергиенко);

- теории социализации и социально-психологического развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, В.Г. Асеев, С.А. Беличева, М.Р.Битянова, Л.И. Божович, А.Л. Журавлев, Г. Крайг, А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, Н.Н. Обозов, Т.Шибутани);

- теории поликультурного образования (А. Тойнби, Э. Мейлер, Н. Данилевский, Ю. Яковец, Л. Гурлитт, Ф. Гансберг, Г. Шаррельман), теории философии образования (С.В. Девятова, В.И. Купцов, Н.Р. Сидоров), акмеологии профессионализма (В.Г. Асеев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина), акмеологии образования (Н.В. Кузьмина, Э.А. Максимова, М.А. Манойлова, Н.М. Полетаева), теории проектирования национально - региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации (А.Б.Панькин), теории формирования «образа мира» (С.Д. Смирнов);

- теории этнологических особенностей личности субъекта, разрабатываемых в личностно - ориентированном образовании (Е.В. Бондаревская, В.И.Данильчук, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская), этнопсихологии (Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, Т.Г. Стефаненко, В.Г. Крысько), социальной синергетики и теории наций (В.П. Бранский), концепции о соотношении национального и общечеловеческого в социокультурной жизни общества; философских и этнографических исследованиях и этнологических теориях; современных теориях этноса и этнического развития, антропологии (С.А. Арутюнов, Л.Н. Гумилёв, Г. Гачев, Э.С. Маркарян, Л.Г. Почебут, П.А. Сорокин, Н.Н. Чебоксаров, М. Мид и др.); на концепции использования народного опыта в развитии детей (Н.Ц. Биткеев, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, О.Д. Мукаева, С.И. Фомина и др.);

- компетентностный подход в образовании (В.И. Байденко, В.П. Бездухов, В.А. Болотов, Т.Г. Браже, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Козырев, Н.В. Кузьмина, Э.А. Максимова, Н.Ф. Радионова, Дж. Равен, В.В. Сериков, В.Н. Софьина, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др);

- структурно-системный и структурно-функциональный подходы к личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, Н.И. Бондаренко, Ю.М. Забродин, А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, А.Н.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Л. Свенцицкий, В.Н. Софьина, Г.В. Суходольский, В.А. Ядов, В.А. Якунин и др.);

- теории активного социально-психологического и акмеологического обучения (И.А. Баева, Ю.Н. Емельянова, А. Либина, Г.И. Марасанов, Е.В. Сидоренко, Л.В. Петровская, Н.Т. Оганесян, П.А. Ситников);

- теории психологии трудных жизненных ситуаций и совладания с ними (Л.И. Анцыферова, Е.В. Битюцкая, Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюк, Е.Ю. Коржова, Е.А. Сергиенко).

Общий методологической установкой эмпирической части являются: принцип изменения субъекта методами социально-психологического и акмеологического воздействия; созидательная деятельность субъекта опирается на этническую принадлежность и предварительную общекультурную, общеобразовательную, специальную (по конкретным областям научных и практических знаний) и профессиональную подготовку.

Методы исследования. В качестве организационных методов использовался сравнительный метод (сопоставление свойств выборок в зависимости от профессии, места проживания и возрастных особенностей), лонгитюдный (отслеживалось изменение уровня развития полиэтнической компетентности, этнической толерантности и эмоционального интеллекта до и после участия в акмеологических программах).

В качестве эмпирических методов исследования применялись: 1. Обсервационные методы (наблюдение, рефлексия); 2. Психодиагностические (тестирование, опрос); 3. Метод экспертной оценки.

В рамках формирующего эксперимента использованы методы психолого-акмеологического воздействия: тренинги, семинары, акмеологические программы, учебная дисциплина.

Методы обработки данных включали количественный анализ (математико-статистическая обработка данных), качественный анализ (дифференциация по группам и уровням), структурные методы (классификация и типологизация).

Достоверность и обоснование выводов и результатов исследования достигнуты благодаря использованию современных данных психологии и акмеологии, связанных с исследуемой проблемой; фундаментальным теоретическим посылкам, опирающимся на отечественные и зарубежные исследования полиэтничности и мультикультурности; всестороннему (включенному) исследованию субъектов полиэтнической образовательной среды; репрезентативности выборок исследования; использованию современных психолого-акмеологических методов теоретико-эмпирического исследования, соответствующих поставленным целям и задачам; продолжительности психолого-акмеологического исследования и полученным положительным результатам эмпирической работы; апробированию и внедрению в практику полученных результатов в рамках муниципальной научно-практической площадки и в рамках регионального компонента в вузе – дисциплины по выбору студентов, акмеологических тренингов, спецсеминаров, круглых столов; применению методов математической статистики и проверки достоверности полученных результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Акмеологическая концепция становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования является междисциплинарной и включает современные акмеологические, психологические, педагогические, социальные и профессиональные концепции, определяющие гармоничное развитие субъектов образования с реализацией этнического потенциала.


загрузка...