Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза (28.10.2011)

Автор: Костикова Лидия Петровна

Наши данные получили своё подтверждение в ходе государственной аттестации 48 выпускников в июне 2011г.: 18 студентов курса, что составило 35% от общего числа выпускников данной специальности, закончили вуз с красными дипломами. 30% выпускников изъявили желание связать свою дальнейшую карьеру с международной деятельностью. Проведённое нами исследование показало, что у большинства студентов значительно повысился интерес и мотивация к формированию у них лингвосоциокультурной компетентности.

О положительной динамике формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза в условиях специально созданной системы педагогического сопровождения свидетельствуют и другие факты. Мы продолжили реализацию данной системы и в группах специальностей «география», «сервис и туризм», в частности на занятиях по английскому языку и в системе дополнительного образования по программе дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Проведённое нами исследование показало, что у большинства студентов этих специальностей значительно повысился интерес и мотивация к формированию у них лингвосоциокультурной компетентности.

Таким образом, предлагаемая модель процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов в образовательной среде гуманитарного вуза, реализованная в ходе экспериментальной части настоящего диссертационного исследования, позволила сформировать гуманистическую нравственную позицию у обучаемых. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об успешности разработанной нами модели процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза.

В ходе анализа и обобщения материалов исследования мы продолжали получать диагностико-мониторинговые данные, подтверждающие ранее сделанные выводы. Улучшение или стабильность результирующих показателей лингвосоциокультурной компетентности студентов явились убедительным свидетельством повышения эффективности её формирования на основе внедрения предлагаемой модели.

Проведённое исследование свидетельствует, что педагогическая действительность, созданная при формировании лингвосоциокультурной компетентности студентов в условиях образовательной среды гуманитарного вуза, характеризуется рядом тенденций, закономерностей, принципов и педагогических условий.

Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза имеет ряд тенденций (формирование гуманистических ценностей; усиление внимания к результатам образования и оценке показателей компетентности будущего специалиста; интеграция общекультурного и социально-нравственного воспитания в процессе профессионально-личностного формирования студентов гуманитарного вуза).

Названные важнейшие тенденции определяют общую структуру теоретического исследования, его категориальный ряд, принципы и педагогические условия формирования рассматриваемой компетентности. Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов вуза осуществляется с опорой на принципы: гуманизации, культуросообразности, поликультурности, социализации, субъектности, интеграции. Эффективность формирования указанной компетентности студентов гуманитарного вуза обусловлена следующими педагогическими условиями: реализация ФГОС ВПО третьего поколения, интеграция гуманистической и компетентностной составляющей образовательного процесса, опора на гуманитарный диалогизм в образовательном процессе, субъект-субъектные отношения, осуществление контекстного обучения, использование воспитательного потенциала иностранного языка, интеграция воспитательной, учебной и научной деятельности студентов.

В заключении подведены общие итоги исследования, результаты которого подтверждают положения гипотезы, сделаны теоретические выводы, определены перспективные для дальнейшего изучения темы.

Отмечено, что исследование формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза осуществлялось на тесно связанных между собой методологическом, теоретическом и технологическом уровнях.

1. Методологический уровень исследования позволил выявить существующие противоречия, осуществить анализ и сопоставление теорий и концепций, обосновать актуальность, определить объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования, установить логику и динамику научного поиска, представить лингвосоциокультурную компетентность как сложную интегративную пятикомпонентную структуру. Показано, что при профессионально-личностном взаимодействии личность, обладающая лингвосоциокультурной компетентностью, руководствуется гуманистическими ценностями.

Методологическое обоснование исследования выстроено с учётом особенностей гуманитарного познания, философских идей диалога культур, методологии гуманитарного диалогизма, позволивших познать сущность рассматриваемой структуры и процессов её изменения. Совокупность гуманистического, компетентностного, культурологического, диалогического, аксиологического и технологического подходов позволила раскрыть и осмыслить глубину изучаемого феномена. Интеграция гуманистической и компетентностной составляющих, а также представленная модель формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, базирующаяся на ФГОС ВПО третьего поколения, способствуют обеспечению личности гуманистической позиции при функционировании в иной лингвокультурной среде .

2. Теоретический уровень позволил рассматривать лингвосоциокультурную компетентность студентов гуманитарного вуза как готовность решать разноплановые задачи, связанные с профессионально-личностным взаимодействием в поликультурном обществе, на основе гуманистических ценностей. Теоретический анализ сделал возможным выявление сущности и определение пятикомпонентной структуры лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, обоснование её критериев и показателей.

На основе теоретического осмысления создана концепция формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, важнейшими идеями которой стали приоритетное значение формирования гуманистической личности, ценностно-смыслового отношения, ориентации на практическую деятельность, межличностные отношения, гуманистические ценности различных культур, осуществление интеграции на различных уровнях профессионально-личностного формирования.

На теоретическом уровне разработана, а затем экспериментально проверена модель процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студента гуманитарного вуза, выполненная на основе ФГОС ВПО третьего поколения, представляющая собой единство цели, основных направлений, содержания, технологий, форм организации образовательного процесса, способствующих подготовке студента к проявлению гуманистических идеалов в профессионально-личностном взаимодействии в условиях глобализации .

Теоретическое обоснование получили выявленные ведущие тенденции, закономерности, принципы, педагогические условия исследуемых процессов.

3. Технологический уровень исследования отражает создание эффективной системы технологического сопровождения процессов формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза на основе ФГОС ВПО третьего поколения.

Данное сопровождение включило педагогические технологии, способствующие формированию у студентов гуманистических ценностных ориентиров. Наиболее продуктивны из них следующие: интеграция гуманитарных дисциплин на основе иностранного языка с учётом критериев лингвосоциокультурной компетентности обучающихся; переход от преимущественно информационного обучения к активным диалоговым технологиям ; развитие активных образовательных технологий по организации деловых игр, обеспечивающих формирование указанной компетентности и её диагностику; интеграция учебной, воспитательной и научной деятельности на основе изучения языков и культур; организация практической деятельности с международным участием; технологии самостоятельной работы студентов; разработка программ по дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»; создание научно-образовательного центра «Язык, культура, социум».

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В начале ХХI века постиндустриальное общество поставило человечество на грань выживания, возрождение гуманизма стало необходимым для дальнейшего гармоничного развития цивилизации. Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза способствует формированию гуманистической личности, которая в условиях глобализации становится важнейшим ресурсом общества.

2. Теоретико-методологические предпосылки исследования формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза опираются на философские знания, а также на такие общетеоретические подходы, как гуманистический, компетентностный, культурологический, диалогический, аксиологический и технологический.

Гуманистическая парадигма составляет теоретико-методологическую основу стратегии формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, что предполагает сохранение и воспроизводство гуманистических традиций отечественной и мировой культуры, поликультурный характер и этнорегиональную направленность профессионально-личностного формирования студентов гуманитарного вуза.

3. Лингвосоциокультурную компетентность студентов гуманитарного вуза следует определить как готовность к пониманию культуры другого народа, позитивному к ней отношению, осмыслению её реалий, морали, ценностей и прочих слагаемых компонентов сквозь призму собственной культуры, а также к функционированию в условиях иной социокультурной среды с использованием иностранного языка в полном или частичном объёме . Лингвосоциокультурная компетентность студентов гуманитарного вуза обеспечивает формирование у обучающихся гуманистических ценностей различных культур. Интегративность данного феномена проявляется во взаимосвязи пяти её слагающих компонентов.

4. Оценивание целостного результата сформированности лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза осуществляется на основе экспертной карты лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза. Данная методика строится на принципе обобщения независимых экспертных оценок и самооценки. Интегративность оценки проявляется в конкретизации содержания каждого компонента. Процедура оценивания осуществляется в процессе деятельности студента.

5. Концепция формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза представляет собой совокупность теоретико-методологических обоснований сущности подготовки студентов гуманитарного вуза к проявлению гуманистической позиции при профессионально-личностном взаимодействии в условиях поликультурности. Важнейшими являются формирование гуманистической личности, ценностная обусловленность этого процесса, социальная природа, практическая направленность, нацеленность на результат, интеграция, культуросообразность.

Лингвосоциокультурная компетентность студентов гуманитарного вуза неразрывно связана с общей культурой человека, а через него и с культурой общества. Формирование указанной компетентности студентов гуманитарного вуза может способствовать сохранению культурно-исторических и этно-социальных ценностей, самобытности национальных и этнических культур не только в нашей стране, но и в глобальном сообществе.

6. Модель процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, конкретизированная для гуманитарных направлений подготовки на основе ФГОС ВПО третьего поколения, где непосредственно происходит её реализация, может быть использована в целостной системе высшего профессионального гуманитарного образования . Действенности модели содействует учёт выявленных закономерностей, тенденций, принципов и педагогических условий исследуемых процессов.

7. Разработанное технологическое сопровождение направлено на формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза и эффективно на этапе высшего профессионального образования, базирующемся на ФГОС ВПО третьего поколения. Анализ динамики процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза подтвердил, что этот процесс способствует активному проявлению гуманистической жизненной позиции студентов в профессионально-личностном взаимодействии в условиях поликультурной среды.

8. Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза имеет ряд тенденций (формирование гуманистических ценностей; усиление внимания к результатам образования и оценке показателей компетентности будущего специалиста; интеграция общекультурного и социально-нравственного воспитания в процессе профессионально-личностного формирования студентов гуманитарного вуза).

Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза осуществляется с опорой на принципы: гуманизации, культуросообразности, поликультурности, социализации, субъектности, интеграции. Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза обусловлено следующими педагогическими условиями: реализация ФГОС ВПО третьего поколения, интеграция гуманистической и компетентностной составляющей образовательного процесса, опора на гуманитарный диалогизм в образовательном процессе, субъект-субъектные отношения, осуществление контекстного обучения, использование воспитательного потенциала иностранного языка, интеграция воспитательной, учебной и научной деятельности .

Прогностический потенциал:

– исследование путей гуманизации развития человеческих ресурсов в условиях глобализации;

– исследование значимости гуманистической составляющей в системе управления человеческими ресурсами в деловых культурах мира;

– исследование специфических особенностей процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов естественно-научных, технических специальностей и разработка на основе полученных данных современных технологий для формирования и развития данной компетентности;

– исследование взаимодействия, взаимовлияния, взаимопроникновения пяти компонентов лингвосоциокультурной компетентности между собой в процессе подготовки студентов к взаимодействию в условиях поликультурного общества.

Основные результаты исследования отражены в 77 публикациях автора, из них 17 в изданиях ВАК РФ и 2 в изданиях ВАК Украины. Объём авторских печатных листов – 72 п. л.:

I.Cтатьи, опубликованные в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации и Украины:

Костикова Л.П. О гуманистической направленности профессионально-личностного формирования студентов в условиях глобализации // Школа будущего. – 2011. – № 3. – С. 31-36 (0,5 п.л.).

Костикова Л.П. Педагогическое проектирование процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза // Российский научный журнал. – 2011. – № 1 (20). – С.138-144 (0,6 п.л.).

Костикова Л.П. Концептуальные основы формирования готовности студентов гуманитарного вуза к межкультурному взаимодействию в условиях глобализации // European Social Science Journal. – 2011. – № 6. – С.163-170 (0, 5 п.л.).

Костикова Л.П. Обучение студентов классического университета английскому языку как средству межкультурной коммуникации / Н.Н. Нижнева, Н.Л. Нижнева-Ксенофонтова, Г.А. Иванова, Л.П. Костикова // European Social Science Journal. – 2011. – № 4. – 190-198 (авт. - 0,2 п.л.).


загрузка...