Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза (28.10.2011)

Автор: Костикова Лидия Петровна

Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза осуществляется с опорой на принципы гуманизации, культуросообразности, поликультурности, социализации, интеграции, субъектности.

Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза обеспечивается следующими педагогическими условиями: реализация ФГОС ВПО третьего поколения, интеграция гуманистической и компетентностной составляющих образовательного процесса, опора на гуманитарный диалогизм, субъект-субъектные отношения в образовательном процессе, осуществление контекстного обучения, использование воспитательного потенциала иностранного языка, интеграция учебной, воспитательной и научной деятельности студентов.

Апробация результатов. Материалы диссертации представлены в трёх монографиях, учебных пособиях, в учебно-методическом комплексе и учебной программе по страноведению, для студентов специальностей и направлений подготовки «История» и «Международные отношения» на основе ФГОС ВПО третьего поколения. Результаты исследования отражены в 17 статьях, опубликованных в рецензируемых журналах ВАК Министерства образования и науки РФ и 2 – ВАК Украины в 2007–2011 гг.

Теоретические основы исследования апробированы на международных и всероссийских конгрессах, симпозиумах, научных и научно-практических конференциях и семинарах:

«Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (Москва-Хельсинки, 2011; Москва-Римини, 2009; Москва-Прага, 2008); «Язык и социум» (Минск, 2011, 2008); «Актуальные проблемы и современное состояние общественных наук в условиях глобализации» (Москва, 2011); «Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения» (Москва, 2011, 2009); «Социокультурная среда как средство формирования и развития личности» (Рязань, 2011); «Язык и коммуникация в контексте культуры» (Рязань, 2008-2011); «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург, 2010, 2007); «Иностранные языки и культура» (Киев, 2009); «Интернационализация образования как стратегия подготовки конкурентоспособных специалистов» (Семей, 2009); «Педагогический профессионализм в современном образовании» (Новосибирск, 2008); «Инновации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий» (Сочи, 2011, 2008) и др.

Апробация основных результатов осуществлялась также через публикацию материалов исследования в различных научных, научно-теоретических, научно-практических и научно-методических журналах. Общее число публикаций составляет 77, в их числе 3 монографии, научных статей – 42, учебно-методических работ - 7, тезисов – 6, 17 публикаций в изданиях, включённых в реестр ВАК РФ и 2 - ВАК Украины.

Внедрение результатов исследования.

Содержательная основа концепции формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза была реализована в учебных пособиях по практике английского языка, в курсе страноведения Великобритании и США , разработанных на основе интеграции гуманистической и компетентностной составляющих, содержащие педагогические технологии, необходимые для формирования рассматриваемой компетентности. Эффективность разработанной технологии была проверена в ходе эмпирического исследования (1995-2011гг.) на факультете истории и международных отношений Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Под руководством автора лингвосоциокультурный подход был также осуществлён при разработке программ практических курсов английского, немецкого, французского, испанского и арабского языков для подготовки специалистов в области международных отношений, при обучении английскому языку студентов по специальностям «история», «реклама», «география», «сервис и туризм» и при разработке программ дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной квалификации» для гуманитарных специальностей , а также при составлении программ по английскому языку и страноведению Великобритании и США по направлениям «История» и «Международные отношения» на основе ФГОС ВПО третьего поколения.

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Московского государственного института международных отношений (университета), Рязанского института развития образования, Рязанского филиала Московского государственного открытого университета, Информационно-диагностического методического центра управления образования, науки и молодёжи Администрации Рязанской области, в научную и проектную деятельность Научно-внедренческого центра Международного исследовательского института (г. Москва).

Теоретические и практические разработки исследования были использованы для выполнения научно-исследовательских поисковых работ в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по темам: «Организация всероссийской мобильности молодых учёных при научно-образовательных центрах» (2009) и «Инновационная модель высшего профессионального гуманитарного образования на основе диалога культур с учетом стратегий регионального развития» (2009-2011).

Объём и структура диссертации.

Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, два приложения, изложена на 320 страницах печатного текста. Библиография охватывает 208 наименований, из них 16 на иностранном языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении представлены актуальность темы, противоречия и основные методологические характеристики исследования: проблема, цель, объект и предмет, гипотеза, задачи, теоретические основы и методы, экспериментальная база исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические предпосылки исследования формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза» обоснована необходимость гуманизации общественных отношений в эпоху глобализации, показана значимость формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза для повышения гуманистической направленности формирования человеческих ресурсов в поликультурном обществе, представлено современное состояние проблемы, историография, методология и стратегия исследования.

В начале третьего тысячелетия на фоне ускоряющихся процессов глобализации выживание человечества в значительной мере определяется формированием гуманистических идей и отношений в сфере образования, характером и содержанием профессионально-личностного формирования студентов, сохранением национальных языков и культур. Приходит время раскрепощения творческих, духовных сил человека, высвобождающих его из плена корысти, наживы, сиюминутной прибыли, порождённых индустриальным технократизмом. В интересах гармоничного сотрудничества и даже в целях выживания необходимо готовить студенческую молодёжь к международному взаимодействию на принципах диалога и партнёрства в совместном решении острейших глобальных проблем.

В.В. Краевский и А.В. Хуторской видят цель общего образования в воспитании человека, готового к гуманистически ориентированному выбору и интеллектуальному усилию, уважающего себя и представителей других культур, обладающего многофункциональными компетентностями. Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза соответствует важнейшей цели общего образования и в свою очередь способствует формированию гуманистической личности, характеризующейся восприимчивостью к демократическим ценностям общества, обладающей новой российской ментальностью, способностью к взаимодействию в условиях поликультурной среды. Необходимость и важность осуществления данного процесса определяется многими объективными причинами: интенсивным развитием интеграционных процессов и стремлением России интегрироваться в европейское и мировое социокультурное и образовательное пространство; сохранение культурного и языкового разнообразия многонационального государства; разработка новой модели образования, направленной на исследование гуманистических традиций мировой культуры через призму культуры собственной.

Исследование показало, что поликультурный вектор в профессионально-личностном формировании студентов гуманитарного вуза является частью гуманистической составляющей, т.к. способствует удовлетворению потребностей личности, находящейся в многонациональном мире. Поликультурная направленность гуманитарного образования, справедливо отмечают И.С. Бессарабова, А.Н. Джуринский, В.И. Слободчиков, является одним из ведущих механизмов формирования культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимодействий в обществе, что особенно важно для России, евроазиатского и многонационального государства.

Образовательная среда гуманитарного вуза создает благоприятные условия для реализации концепции формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов. Она представляет собой систему формирования определенного типа личности и освоение гуманитарных профессиональных знаний и умений, т.е. его компетентности как будущего профессионала в гуманитарной сфере, способствует формированию гражданской и национальной идентичности личности, национального самосознания, а также постижению своеобразия языков и культур мирового сообщества.

Для понимания гуманистических ценностей различных культур в условиях глобализации важна лингвокультурная информация. Изучение иностранного языка рассматривается нами как образовательный культурный маршрут, как путь к ценностям цивилизованного мира. Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза диктует настоятельную необходимость создания у обучаемых более полной и объективной картины мира за счет расширения их лингвистического кругозора. Гуманитарное образование, опирающееся на иностранные языки в качестве одной из основ, базируется на интенсивном использовании языка как инструмента познания мировой культуры, национальных культур и их отражения в образе и стиле жизни людей; духовного наследия стран и народов; их исторической памяти; способа достижения межкультурного взаимопонимания.

Сложность изучаемого феномена лингвосоциокультурной компетентности и процессов её формирования в образовательной среде гуманитарного вуза определяет многоплановость методологического обоснования исследования. Работа проведена на нескольких методологических уровнях: философских знаний, общенаучной и конкретно-научной методологии. В качестве конкретно-научного знания использована методология педагогики (Е.В. Бережнова, Б.М. Бим-Бад, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, А.М. Новиков, В.А. Сластёнин, Г.К. Селевко, Е.Н. Шиянов и др.).

Исследование строится с опорой на философские знания (М.М. Бахтин, А.Маслоу, Г. Риккерт и др.) . Одним из значимых методологических оснований явилось рассмотрение особенностей гуманизма и гуманитарного познания, которые выражаются в восприятии явлений жизни человека и общества с точки зрения нравственных, эстетических, культурных ценностей и смыслов человеческого существования, в воплощении единства сущего и должного, в движении от фактов к смыслам, от вещей к предметам и ценностям, от объяснения к пониманию.

Данное исследование опирается на философскую концепцию гуманитарного диалогизма М.М. Бахтина, которая представляет собой методологическую парадигму постижения человека, культуры и мира, утверждающую важнейшим критерием гуманитарного познания не точность, а глубину проникновения, и осуществляющую познание личности, прежде всего, путем расширения диалогических отношений.

Диалог культур рассматривается в данной работе в соответствии с идеями М.М.Бахтина, В.С.Библера и их последователей как единение культур прошлого, настоящего и вероятного будущего, то есть не только в диахроническом плане – сквозной диалогической целостности каждой из культур, но и в синхронии – одновременности культур в контексте 21 века. Культура рассматривается как целостная человеческая деятельность, на основании которой формируется наше сознание и мышление, что даёт понимание объективного базиса диалогичности, присущей глубинным смыслам культуры.

В работе использован комплекс методологических ориентиров, позволивший расширить представление о сущностных характеристиках исследуемого феномена. Общенаучное методологическое значение имеют гуманистический, компетентностный, диалогический, культурологический, аксиологический и технологический подходы.

Теоретико-методологический анализ и изучение интеграционных тенденций европейского и мирового образования позволили выявить значимость гуманизации общественных отношений в эпоху глобализации. Перед высшим гуманитарным образованием стоят задачи формирования гуманистической личности, являющейся важнейшим ресурсом современного поликультурного общества, сохранения национальных традиций, ментальности и этнической идентичности, подготовки студентов гуманитарного вуза к взаимодействию в условиях поликультурности. Всё это создало предпосылки для исследования процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза.

Во второй главе «Теоретические основы, сущность и структура лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза» представлена лингвосоциокультурная компетентность, её структура, определены критерии и показатели, предложена концепция формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза.

На основе изучения трудов В.И. Байденко, И.А. Зимней, И.В. Земцовой, А.М. Князева, В.В. Краевского, А.В. Хуторского, М. Байрама, А. Фантини, Д.Хаймса, Я. Ван Эка и др. мы определили сущность лингвосоциокультурной компетентности и разработали её структуру. Лингвосоциокультурную компетентность следует определить как готовность личности к пониманию культуры другого народа, позитивному к ней отношению, осмыслению её реалий, морали, ценностей и прочих слагаемых компонентов сквозь призму собственной культуры, к функционированию в условиях иной социокультурной среды с использованием иностранного языка в частичном или полном объёме.

Структура лингвосоциокультурной компетентности представляет собой совокупность пяти её слагающих компонентов: 1) ценностно-смысловой; 2) эмоционально-волевой; 3) когнитивный; 4) деятельностный; 5) мотивационный компонент. В результате тесного взаимодействия компонентов рассматриваемой компетентности между собой возникают интегративные связи, которые поддерживают состояние внутреннего баланса и гармонии личности.

Как показало исследование, лингвосоциокультурная компетентность является социальным феноменом, проявляющимся при взаимодействии носителей различных языков и культур, обладающим личностной и деятельностной направленностью, характеризующимся значительным гуманистическим потенциалом.

Оценка сложной интегративной природы лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза является важной научной задачей, при осуществлении которой, на наш взгляд, необходимо соблюдать следующие педагогические требования: индивидуальный характер оценки, пролонгированность, комплексность, объективность, интегрированный характер оценки.

Критерии и показатели лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза выделены на основе указанных педагогических требований с опорой на ФГОС ВПО третьего поколения.

Таблица

Критерии и показатели лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза

Критерии Показатели

Проявление ценностно-смыслового отношения к профессионально-личностному взаимодействию в условиях поликультурности – значимость гуманистических ценностей для сохранения и развития межнационального и межэтнического сотрудничества;

– существенность проявлений иных культур, пусть даже и негативно оцениваемых в рамках морально-ценностных ориентиров собственной культуры;

– значимость смысла лингвосоциокультурной компетентности и ее применения в собственной жизнедеятельности;

– важность самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития в контексте данной компетентности.

Осуществление эмоционально-волевой регуляции


загрузка...