Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза (28.10.2011)

Автор: Костикова Лидия Петровна

Нормативно-правовые документы, представляющие основу развития отечественного образования: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025г.,  Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., Стратегия модернизации содержания общего образования, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

Материалы Болонского процесса, определяющие интеграцию Российского образования в Европейское пространство высшего образования: Болонская декларация (1999); Коммюнике конференций министров, ответственных за высшее образование европейских стран: «Формирование Европейского пространства высшего образования» (Берлин, 2003), «Болонский процесс-2020: Европейское пространство высшего образования» (Лёвен/Лувен-ля-Нёв, 2009); Декларация о создании Европейского пространства высшего образования (Будапешт-Вена, 2010).

Методы исследования. С целью проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовалась комплексная методика педагогического исследования:

– теоретические методы исследования – изучение и анализ философской, психологической, педагогической, общенаучной литературы, нормативно-правовых источников; сравнительно-сопоставительный анализ; проектирование, моделирование ;

– эмпирические методы исследования – диагностические методы (прямое и косвенное наблюдение, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок); изучение и обобщение педагогического опыта, изучение продуктов творческой деятельности; педагогический эксперимент;

– методы математической обработки информации – использовался критерий знака G; обработка, анализ и представление результатов исследования в виде гистограмм и таблиц.

База исследования: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (специальности: «история», «международные отношения», «реклама»; «юриспруденция», «география», «социально-культурный сервис и туризм» (1 058 чел) ; Московский государственный институт международных отношений (университет), факультет международных экономических отношений (53 чел); Рязанский областной институт развития образования; Рязанский филиал Московского государственного открытого университета (46 чел.), Информационно-диагностический центр управления образования, науки и молодёжи Администрации Рязанской области (32 чел).

Общее количество респондентов составляет около 1200 человек.

Исследование проводилось поэтапно.

Первый этап (1995-2000гг.) Изучалась и критически анализировалась философская, педагогическая, психологическая, нормативно-правовая литература по проблеме исследования. Изучался опыт ведущих отечественных и зарубежных педагогов по повышению гуманистической направленности образовательного процесса в вузе, в том числе анализировался и личный опыт в качестве заведующего кафедрой английского языка факультета истории Рязанского государственного педагогического института имени С.А. Есенина. На данном этапе был разработан концептуальный замысел исследования, определены его методологические и теоретические ориентиры, разрабатывались параметры экспериментальной работы по формированию лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза. Определялся метод математической обработки результатов исследования.

Второй этап (2000-2005гг.) Изучались взаимосвязанные темы (формирование идей гуманизма в условиях реформирования образования в современной России, управление формированием человеческого ресурса в современном обществе, профессионально-личностное формирование студентов гуманитарного вуза, подготовка студентов гуманитарного вуза к проявлению гуманистической позиции при взаимодействии в условиях поликультурности). Из всего разнообразия была выбрана тема формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза. Были уточнены исследовательские позиции автора: определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методология исследования . В соответствии с исследовательскими установками осуществлялся сбор теоретического и эмпирического материала, разрабатывались и апробировались образовательные технологии.

Третий этап (2005–2010 гг.) продолжалась организация процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, осуществлялся анализ и осмысление теоретических и эмпирических фактов, происходило уточнение научных положений, осуществлялась разработка, апробация и корректировка образовательной модели в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения , совершенствовались педагогические технологии, результаты исследования подвергались процедуре экспертизы, выносились на обсуждение педагогической общественности в ходе многочисленных конференций, семинаров, круглых столов и т.д .

Четвертый этап (2010–2011 гг.) осуществлена систематизация и обобщение полученных результатов, продолжена их активная апробация на конференциях, семинарах разного уровня, а также путём публикаций, в том числе в рецензируемых журналах ВАК Министерства образования и науки РФ, подготовлены и изданы три монографии, оформлена диссертация.

Личное участие соискателя заключено в разработке соответствующей современным требованиям и знаниям целостной концепции формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза. Предложено авторское видение сущности указанной компетентности, составляющих её компонентов. На основе проведённого исследования была создана авторская теоретическая модель процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, основанная на ФГОС ВПО третьего поколения, предложено технологическое сопровождение данного процесса.

В качестве источника исследования эмпирического характера был проанализирован и осмыслен многолетний личный опыт автора в качестве преподавателя кафедры английского языка факультета иностранных языков (1983-1995гг); заведующего кафедрой иностранных языков факультета истории и международных отношений (с 1995г. по 2010 г.); организатора и участника ежегодных международных научно-практических конференций «Язык и коммуникация в контексте культуры» (с 2006 г по 2011 г.), ежегодной международной конференции студентов и молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных наук глазами студентов» (с 2006 г. по 2011 г.); организатора летних и зимних международных студенческих школ «Молодежь, языки, культура», сессии которых состоялись в июле 2009г. в РГУ имени С.А. Есенина с участием профессоров Ассьютского университета и в январе 2010г. в Ассьютском университете (Египет); руководителя научно-образовательного центра «Язык, культура, социум»; руководителя рабочей группы по разработке пакета документов для лицензирования дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и организатора реализации этой программы дополнительно к специальностям «специалист в области международных отношений», «история с дополнительной специальностью (английский язык)», «специалист по рекламе», «сервис и туризм», «география», «юриспруденция»; организатора академической мобильности студентов и преподавателей факультета; организатора международного сотрудничества в области научно-исследовательской, учебной и воспитательной работы с Белорусским государственным университетом (Минск), Национальным педагогическим университетом им. М.П. Драгоманова (Киев), Ассьютским университетом (Египет) и др.; участника международных встреч в Колумбийскиом университете (Нью-Йорк, 1994г.), Индианском университете (Блумингтон, США, 1996), Пражском университете (Прага, 2008), Университете культуры и искусств (Киев, 2008), Падуанском университете (Италия, 2009); рецензента и оппонента кандидатских диссертаций (2008, 2009, 2010гг.); руководителя научно-исследовательского коллектива, выигравшего грант РГНФ на проведение международной конференции «Язык и коммуникация в контексте культуры» (2008г.); руководителя научно-исследовательского коллектива, занявшего 1 место на конкурсе инновационных проектов РГУ имени С.А. Есенина (2008г.); руководителя научно-исследовательского коллектива, выигравшего открытые конкурсы ФЦП (2008, 2009-2011 гг.).

Научная новизна работы состоит в том, что на основе глубокого и системного теоретико-методологического анализа создана концепция, способствующая развитию и совершенствованию понятийного аппарата педагогической науки:

– показана необходимость возрождения идей гуманизма не только для гармоничного развития современной цивилизации, но и для её выживания; выявлена значимость лингвосоциокультурной компетентности для формирования гуманистической личности, являющейся важнейшим ресурсом поликультурного общества в эпоху глобализации;

– представлена лингвосоциокультурная компетентность как готовность личности к пониманию культуры другого народа, позитивному к ней отношению, осмыслению её реалий, морали, ценностей и прочих слагаемых компонентов сквозь призму собственной культуры, к функционированию в условиях иной социокультурной среды с использованием иностранного языка в частичном или полном объёме;

– определена пятикомпонентная структура лингвосоциокультурной компетентности, представляющая совокупность ценностно-смыслового, эмоционально-волевого, когнитивного, деятельностного и мотивационного компонентов; выделены критерии и показатели каждого из компонентов; показано внутреннее взаимодействие компонентов, способствующее образованию комплексных связей, поддерживающих состояние внутреннего баланса и гармонии личности;

– предложена система оценивания показателей лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза в виде экспертной карты, предполагающей обобщение самооценки и независимых экспертных оценок на основе деятельности, соотнесенной с взаимодействием в гуманитарной сфере в поликультурном обществе; обеспечен индивидуальный характер оценки, пролонгированность, комплексность и объективность.

Разработана научная концепция формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, способствующая подготовке студентов к взаимодействию в условиях поликультурности на основе гуманистической нравственности. Охарактеризованы особенности процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза: формирование гуманистической личности, ценностная детерминация, социальная и практическая направленность, ориентация на конкретные результаты, комплексность, целостность, интегративность, культуросообразность. Показаны предметность, полнота, непротиворечивость, интерпретируемость, проверяемость и достоверность представленной концепции .

Доказана эффективность концепции на основе эмпирического исследования, состоявшего в реализации педагогического проектирования процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, имевшего четыре стадии: концептуальное осмысление, моделирование, технологическое обеспечение, итоговая оценка реализации проекта. Показано, что модель процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности способствует формированию у обучающихся гуманистических ценностей различных культур через призму ценностей родной культуры.

Исследование носило опережающий характер до принятия ФГОС ВПО третьего поколения. На завершающем этапе формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза осуществлялось в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения по гуманитарным направлениям подготовки.

Результаты исследования в своей совокупности свидетельствуют о решении значимой педагогической задачи.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что предложенные в диссертации содержательные характеристики лингвосоциокультурной компетентности и её компонентов могут быть использованы при определении и конкретизации профессиональной компетентности современных выпускников гуманитарного вуза, обучающихся по образовательным программам ФГОС ВПО третьего поколения. Структура лингвосоциокультурной компетентности и система оценивания результатов её формирования углубляют теоретическое представление о путях совершенствования гуманистической составляющей в высшем профессиональном образовании.

Концепция формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза и разработанная с её учётом теоретическая модель формирования данных процессов обогащают теорию гуманизации профессионально-личностного формирования студентов гуманитарных вузов. Расширено представление об интегрированном технологическом обеспечении образовательного процесса, направленного на формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов в образовательной среде гуманитарного вуза. Положения и выводы исследования могут стать частью теоретической основы совершенствования подготовки студентов к профессиональной деятельности в условиях поликультурности, строящейся на основе гуманизма, что обусловлено задачей управления человеческими ресурсами в условиях глобализации.

Выявленные, научно обоснованные и экспериментально подтверждённые закономерности, ведущие тенденции, принципы, содержание, педагогические условия формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов в системе высшего профессионального гуманитарного образования на основе ФГОС ВПО третьего поколения, открывают перспективу для дальнейших теоретических и прикладных исследований.

Практическая значимость исследования определяется его направленностью на результативное конструирование педагогического опыта. Прогностический потенциал разработанной в диссертации модели процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности позволяет уточнить образовательные программы по иностранному языку и страноведению для гуманитарных направлений подготовки на основе ФГОС ВПО третьего поколения. Экспериментально проверенное технологическое обеспечение процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности может быть использовано при организации образовательного процесса в различных типах вузов (техническом, социально-экономическом, корпоративном и др.) , а также при проведении диссертационных исследований. Прошедшие экспериментальную проверку авторское учебное пособие, учебная программа, научно-методические рекомендации могут найти применение в массовом опыте, использоваться при модернизации действующих учебных планов и программ на основе ФГОС ВПО третьего поколения, базирующемся на компетентностном подходе. Оценочно-критериальный диагностический инструментарий лингвосоциокультурной компетентности может быть применён в педагогическом мониторинге.

Теоретические положения и выводы исследования, углубляя концептуальные представления о формировании лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, создают предпосылки для гуманизации современной стратегии реформирования высшего профессионального образования в России, осуществляемой в соответствии с Болонскими соглашениями.

Достоверность и обоснованность основных положений, результатов и выводов обеспечивалась целостным подходом к решению проблемы; применением комплекса методологических и теоретических подходов к исследованию; использованием научных методов анализа и их адекватностью задачам и логике исследования; сопоставимостью полученных результатов с данными других педагогических исследований по вопросам гуманизации высшего профессионального образования; результатами экспериментальной работы с математической обработкой значительного объёма материала ; систематической проверкой результатов исследования на различных этапах эмпирической работы; личным опытом работы соискателя в качестве преподавателя и внедрением в практику разработанных технологий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Лингвосоциокультурная компетентность студентов гуманитарного вуза представляет собой готовность личности к пониманию культуры другого народа, позитивному к ней отношению, осмыслению её реалий, морали, ценностей и прочих слагаемых компонентов сквозь призму собственной культуры, а также к функционированию в условиях иной социокультурной среды с использованием иностранного языка в частичном или полном объёме. Лингвосоциокультурная компетентность обладает значительным гуманистическим потенциалом. Её структура состоит из пяти компонентов: ценностно-смыслового, эмоционально-волевого, когнитивного, деятельностного и мотивационного.

2. Оценка целостного результата лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, требует разработки критериев, адекватных гумманистическому подходу: проявление ценностно-смыслового отношения, осуществление эмоционально-волевой регуляции, владение знаниями национальных особенностей и традиций, применение лингвосоциокультурных знаний и умений, готовность к реализации лингвосоциокультурной компетентности в профессионально-личностном взаимодействии в условиях поликультурности.

При этом необходимо соблюдать следующие педагогические требования: индивидуальный характер оценки, пролонгированность, комплексность, системность, объективность, интегрированный характер оценки.

3. Концепция формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза представляет собой совокупность теоретико-методологических оснований подготовки студентов гуманитарного вуза к проявлению гуманистической позиции в профессионально-личностном взаимодействии в условиях поликультурности. Концепция выстраивается на основе идей формирования гуманистической личности; ценностной обусловленности; ориентации на практическую деятельность, социальные отношения и мировую культуру; комплексности, целостности и интегративности.

Результаты исследования концепции формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза отвечают следующим принципам-критериям оценки достоверности теоретического исследования: предметность; полнота; непротиворечивость; интерпретируемость; проверяемость; достоверность.

4. Теоретическая модель процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, основанная на ФГОС ВПО третьего поколения, представляет собой единство цели, задач, основных направлений, содержания, форм организации образовательного процесса, способствующих подготовке студентов к проявлению гуманистической позиции в условиях поликультурности. В модели отражены субъект-субъектные отношения студентов и преподавателей. Модель процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности обладает возможностью воспроизведения в образовательном процессе по различным гуманитарным направлениям подготовки в системе высшего профессионального образования.

5. Педагогическое технологическое обеспечение процессов формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, направленное на формирование гуманистических ценностей у обучающихся , осуществляется с учётом специфики вузовского этапа гуманитарного образования, на котором происходит его реализация. Комплексный характер стратегий проявляется в интеграции гуманитарных дисциплин на основе иностранного языка, в единстве учебной, воспитательной и научной деятельности, в используемых подходах к организации образовательного процесса (гуманистическом, компетентностном, диалогическом, культурологическом, аксиологическом и технологическом).

Разработанные на основе концепции формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза авторские педагогические технологии нацелены на формирование гуманистической личности, важнейшего ресурса поликультурного общества: разработка диалоговых технологий; организация деловых игр; проведение научных конференций, семинаров и круглых столов по проблемам гуманизации человеческих отношений в условиях глобализации; разработка технологий по организации самостоятельной работы студентов ; организация научно-образовательного центра «Язык, культура, социум», с целью координации научной и международной деятельности студентов и преподавателей и др.

6. Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза имеет ряд тенденций (формирование гуманистических ценностей у обучающихся; усиление внимания к результатам образования и оценке показателей компетентности будущего специалиста; интеграция общекультурного и социально-нравственного воспитания в процессе профессионально-личностного формирования студентов гуманитарного вуза).


загрузка...