Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза (28.10.2011)

Автор: Костикова Лидия Петровна

И хотя есть теоретические предпосылки и существует практический опыт гуманизации профессионально-личностного формирования студентов вуза в поликультурном обществе системная работа по формированию лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза практически не ведётся.

В настоящее время всё более остро обнаруживаются противоречия между:

– признанием значимости гуманизации профессионально-личностного формирования студентов вуза в условиях глобализации и недооценкой педагогами гуманистического потенциала формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов в гуманитарном вузе;

– исследованием формирования гуманистической личности в образовательной среде вуза и необходимостью создания целостной концепции формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, раскрывающей сущностные характеристики формирования гуманистической личности, важнейшего ресурса современного поликультурного общества;

– осуществлением контроля над результатами этого процесса и отсутствием критериев и показателей лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза;

– обновлением содержания образовательного процесса в гуманитарном вузе и отсутствием в педагогической науке модели процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, базирующейся на ФГОС ВПО третьего поколения;

– совершенствованием образовательных технологий в гуманитарном вузе и отсутствием системного технологического обеспечения процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза на основе ФГОС ВПО третьего поколения;

– реализацией процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения и отсутствием обоснованных тенденций, закономерностей, принципов и условий, определяющих этот процесс.

Анализ имеющихся предпосылок и выявленных противоречий позволил обозначить тему исследования: «Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы, ведущие тенденции, педагогические условия и технологии формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, способствующей воспитанию гуманистической личности, являющейся важнейшим ресурсом поликультурного общества в эпоху глобализации?

Целью исследования является разработка педагогической концепции и модели процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, эмпирическое подтверждение эффективности их технологического обеспечения, выявление и обоснование тенденций, принципов и педагогических условий данного процесса, проявляющихся в поликультурном обществе в эпоху глобализации.

Объект исследования – профессионально-личностное формирование студентов гуманитарного вуза.

Предмет исследования – формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза в контексте их профессионально-личностного формирования.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что лингвосоциокультурная компетентность студентов гуманитарного вуза способствует формированию гуманистической личности, являющейся важнейшим ресурсом поликультурного общества в эпоху глобализации.

Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза будет результативным, если:

– выявлена сущность и представлена структура лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза;

– определены критерии и показатели лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, указаны способы её оценивания;

– разработана концепция формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, раскрывающая основные направления рассматриваемого процесса;

– сконструирована на основе концепции теоретическая модель, представленная как совокупность компонентов, отражающих формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения;

– предложено теоретически обоснованное и эмпирически проверенное технологическое обеспечение формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза в контексте их профессионально-личностного формирования;

– обобщены и представлены ведущие тенденции, закономерности, принципы формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза и педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса в условиях внедрения ФГОС ВПО третьего поколения.

Для достижения указанной цели и проверки гипотезы диссертационного исследования решались следующие задачи:

– обосновать и представить сущностные и структурные характеристики лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза, направленной на формирование гуманистической личности в условиях глобализации;

– выделить критерии и показатели лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза и определить способы её оценивания как целостности;

– разработать концепцию формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза в контексте их профессионально-личностного формирования;

– опираясь на концепцию исследования, сконструировать и проверить опытным путем модель процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения;

– подготовить и апробировать технологическое обеспечение процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза на основе ФГОС ВПО третьего поколения;

– обобщить выявленные ведущие тенденции, закономерности, принципы и педагогические условия формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза в условиях внедрения ФГОС ВПО третьего поколения.

Методологическая основа исследования включает философские идеи о сущности гуманизма и гуманитарного познания (М.М. Бахтин, А.Маслоу, Г.Риккерт, К. Роджерс и др.) и философские воззрения на диалог культур и взаимодействие цивилизаций ( М.М. Бахтин, В.С. Библер, М. Бубер, А.А. Гусейнов, Д.С. Лихачев, П. Сорокин, А. Тойнби и др.) , дающие важнейшие методологические ориентиры для научного рассмотрения гуманистической направленности профессионально-личностного формирования студентов гуманитарного вуза.

В качестве конкретно-научной методологии исследования выступают труды, в которых отражаются проблемы, специфические для научного познания в области педагогической науки: соотношение между педагогической действительностью и её отражением в педагогической науке, принципы подхода и способы получения знаний, отражающих педагогическую действительность, оценка качества педагогического исследования ( Е.В. Бережнова, Б.М. Бим-Бад, М.А. Галагузова, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, А.М. Новиков, В.А. Сластёнин) .

Методологическое обоснование выстроено с учётом ведущих теорий личности, её ценностей, мотиваций и личностного смысла (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Н.Д. Никандров, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов).

Принципиальное значение для данного исследования имеет концептуальное обоснование глобализационных и интеграционных процессов в современном европейском и мировом образовательном пространстве (В.И. Байденко, С.К. Бондырева, А.А. Вербицкий, А.П. Лиферов, Ю.В. Яковец);

Общенаучную методологию исследования представляют:

– гуманистический подход (В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, Г.Б. Корнетов, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов), дающий понимание необходимости привнесения большей духовности, гуманизации и гуманитаризации в образовательный процесс;

– компетентностный подход ( В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.М. Князев, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, Дж. Равен, Н. Силье, А. Фантини, Д. Хаймс, Н. Хомский, Я. Ван Эк), объединяющий идеи системного и личностно-деятельностного подходов, позволяет на новом уровне осмыслить результаты формирования личности ;

– культурологический подход (Т.Б. Алексеева, А.Я. Данилюк, Н.Б. Крылова, В.И. Слободчиков), который характеризует современную парадигму образования как культуросообразную;

– диалогический подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М. Бубер, А.А. Гусейнов, Т.П. Лифинцева), представляющий гуманитарный диалогизм в качестве одной из важнейших характеристик гуманитарного образования;

– аксиологический подход (Е.И. Артамонова, А.М. Булынин, А.В. Кирьякова, И.Л. Федотенко, В.А. Ядов), показывающий соотношение личностных, национальных и общечеловеческих ценностей;

– технологический подход (Л.К. Гребенкина, А.Н. Дахин, А.М. Новиков, Г.К. Селевко, Ю.Г. Татур), дающий теоретическую основу для разработки технологического обеспечения рассматриваемого процесса.

Важнейшим методологическим условием исследования является целостность основания. Использование общей системы методологии исследования позволило разработать и обосновать категориальный аппарат исследования, определить ведущие идеи и методы их теоретического изучения, осуществить экспериментальную проверку и оценку результативности разработанной педагогической концепции, определить условия её внедрения в педагогическую действительность.

Теоретико-методологическая база выстроена на основе следующих теоретических положений: о необходимости формирования гуманистической направленности человеческого ресурса в современном поликультурном обществе, о возрождении гуманизма в условиях глобализации (А.А. Гусейнов, А.П. Лиферов, Ю.В. Яковец); о гуманизации педагогической системы образовательного учреждения (Л.А. Байкова, В.А. Сластёнин); об интеграции гуманистической и компетентностной составляющих на основе теории контекстного обучения (А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова) ; диалогизме гуманитарного познания (М.М. Бахтин, В.С. Библер, И.А. Зимняя); культурной обусловленности образовательной среды вуза (С.К. Бондырева, В.П. Делия, Д.С. Лихачев, Л.В. Мардахаев) ; сохранении национальных традиций и культур средствами поликультурного, мультикультурного, этнокультурного образования (И.В. Балицкая, Л.Н. Бережнова, И.С. Бессарабова, Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский); взаимосвязи языка и культуры (А.А. Леонтьев, Е.В. Воевода, З.Н. Волкова, Е.Е. Голубкова, С.Г. Тер-Минасова, И.И. Халеева, Е.В. Яковлева); ценностной обусловленности формирования профессионализма (В.А. Беляева, Г.С. Вяликова, Е.П. Ильин, И.Д. Лельчицкий, А.К. Маркова, Н.В. Мартишина), интегративной целостности компетентности и её оценивания (А.В. Ельцов, И.А. Зимняя, Е.В. Земцова, А.М. Князев), направленности личности (Е.П. Ильин, К.К. Платонов, Д.И. Фельдштейн) , студенте как субъекте учебной деятельности, студентоцентрированном обучении (Б.К. Ананьев, В.И. Байденко, И.А. Зимняя), проектировании и моделировании социально-гуманитарных систем (А.Н. Дахин, А.М. Новиков, Г.К. Селевко, Ю.Г. Татур); психолого-педагогической диагностической культуре педагога (О.В. Еремкина); о математических методах исследования, анализе и интерпретации данных (Р.С. Немов, А.Д. Наследов) .


загрузка...