Пушкин в воспоминаниях: Проблемы изучения литературных мемуаров (28.10.2011)

Автор: Кошелев Анатолий Вячеславович

Кошелев

Анатолий Вячеславович

Пушкин в воспоминаниях:

Проблемы изучения литературных мемуаров

Специальность 10.01.01 – русская литература

Великий Новгород

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы

Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

Научный консультант:

Доктор филологических наук, профессор В.А. Кошелев

Официальные оппоненты:

Доктор филологических наук С.В. Денисенко

Доктор филологических наук, профессор Е.В. Душечкина

Доктор искусствоведения, профессор В.С. Листов

Ведущая организация:

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Защита состоится __ ________ ______ года в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212. 168. 05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого по адресу: 173014, Великий Новгород, Антоново, Университет, ауд. 1220.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Новгородского государственного университета.

Автореферат разослан __ ________ 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Доктор филологических наук О.С. Бердяева

Общая характеристика работы

Изучение биографии предполагает работу с тремя массивами источников: автобиографическими источниками, документальными (или официальными) источниками, а также мемуарными источниками. Ни один из выделенных пунктов не является безусловным с точки зрения достоверности; при этом мемуары – наиболее сложный источник, фактическая ценность которого обусловлена целым рядом самых различных факторов. Между тем без учета мемуаров невозможно создание биографии – Пушкина ли, или любого другого писателя.

В работе внимание уделено двум проблемам. Одна связана с комплексным изучением воспоминаний о Пушкине, вторая – с общими вопросами литературоведческого анализа воспоминаний, причем нас интересовали проблемы, связанные с использованием мемуаров в качестве источника исследования. Безусловно, эта проблема оказывается одной из основных для ученого-биографа, однако ставилась она главным образом на материале отдельных воспоминаний.

Уже П.В. Анненков и П.И. Бартенев, понимая важность мемуаров, активно собирали и использовали их в своих пушкиноведческих работах. К концу XIX столетия, с формированием национального «пушкинского» мифа, поиск новых мемуарных источников этого рода, по сути дела противоестественный (большинство знавших Пушкина современников ушло из жизни) усилился. Это привело к появлению ряда откровенных подделок и апокрифов. Но эта же тенденция определила и появление по-своему ценных «вторичных» воспоминаний – мемуаров «через поколение» (П.П. Вяземский, Л.Н. Павлищев, О.Н. Смирнова и др.), свидетельств детей пушкинских современников, опирающихся (хотя бы частично) на документы своих родителей. Воспоминания лиц или не вовсе не знакомых с Пушкиным, или видевшим его только в детстве, представляют отдельную источниковедческую и историко-литературную проблему.

Целью работы оказывается поиск и учет новых мемуарных источников о жизни и творчестве Пушкина. При этом речь идет не только об архивных исследованиях (их целью является открытие неизвестного ранее документа), а об опубликованных материалах. Казалось бы, это весьма спорное намерение – но в связи с изучением мемуаров оно оказывается справедливым. В картотеке Пушкинского кабинета ИРЛИ РАН раздел, где были бы представлены персоналии мемуаристов, не выделен. В недавно вышедшей «Библиографии библиографий произведений Пушкина и литературы о нем» также нет специального раздела, посвященного мемуарам. В результате воспоминания о Пушкине известны широкому кругу исследователей не полностью, а лишь по двухтомному изданию «Пушкина в воспоминаниях современников» (при всех достоинствах этого, несколько раз переизданного, сборника, на его основе нельзя составить полного представления ни о количестве материала, ни о его «качестве»).

Предметом исследования становится целостный свод воспоминаний о Пушкине. Под «воспоминанием» в данном случае понимается повествование от лица автора о реальных лицах и событиях прошлого («повествование о прошлом, основанное на личном опыте и собственной памяти мемуариста» - А.Г. Тартаковский). В работе осваивается материал журнальных публикаций преимущественно второй половины XIX века, а также привлекаются ряд архивных материалов рукописных фондов и собраний ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, РГБ, РГАЛИ, ГИАНО, которые не были введены в научный оборот. Обследованы личные фонды Л.Я. Гуревич, О.Н. Смирновой, А.О. Смирновой, А.Ф. Онегина, В.Д. Спасовича.

С этим связана и научная новизна исследования. Она заключается:

- в расширении источниковедческой базы и введении в научный оборот малоизвестных материалов мемуарного характера;

- в составлении «Материалов к аннотированному указателю воспоминаний о Пушкине»;

- в формировании общих принципов литературоведческого анализа мемуаров;

- в обосновании методики работы с «вторичными» воспоминаниями о поэте.

Методология исследования основана на представлении о единстве литературного процесса, которое обеспечивает возможность целостного анализа мемуарных текстов различных авторов. В основу методологии положен историко-литературный метод исследования, инструментарий которого актуализирует понятия и представления о целостности восприятия прошлого как «движущейся» данности.

Актуальность работы обусловлена фундаментальностью категории памяти в русской словесности в целом и необходимостью выявления историко-литературной логики в эволюции воспоминаний как специфического ее жанра.

Положения, выносимые на защиту:

1. Фактическая «достоверность / недостоверность» не является единственным критерием при характеристике и оценке мемуаров о Пушкине. Точка зрения на этот источник определяется тем, что воспоминания, как и другие личные документы о писателе (его переписка, автобиографические материалы и пр.) выстраивают не только его реальную биографию, но и «биографию-легенду», которая является неотъемлемой частью его творчества. Фундамент для биографии-легенды закладывает сам писатель, впоследствии она «обогащается» отзывами и воспоминаниями современников, по-разному интерпретируется исследователями. Поэтому мемуары о Пушкине необходимо изучать не только с точки зрения фактической точности; они приобретают значительный интерес как факт осмысления личности и творчества Пушкина в определенную эпоху.

2. Память вспоминающего выступает как особая способность к сохранению и закреплению «того, что уже было в сознании» (А.Г. Тартаковский), прежних впечатлений, ранее воспринятой информации. В этом смысле она выступает как свойство сознания отражать и аккумулировать прошлое. И роль памяти тем значительнее, чем более «вспомненная» действительность отдалена от времени создания мемуаров. При этом неточность сведений, заключенных в мемуарах – это органическое свойство жанра. Это тем более важно потому, что мемуарист вспоминает не разговоры, споры, не литературные прения, а бытовые детали, подчас очень незначительные (вне зависимости от его принадлежности / непринадлежности к кругу собственно писателей).

3. Воспоминание о поэте несет в себе, кроме информативной, другую задачу - оценить его жизнь и творчество. Мемуары сближаются, таким образом, с другим феноменом – с литературной критикой. Поэтому, например, статьи В.А. Жуковского «Последние минуты Пушкина» и Н.А. Полевого «Пушкин» с полным правом входят и в сборники «Пушкин в русской критике и в сборники воспоминаний о поэте. Близость мемуарного и критического высказывания стала определяющей и для нашего исследования.

4. Анализ «вторичных» воспоминаний как исторического источника сужает проблему изучения спорных документов. Рассмотрение «Записок А.О. Смирновой» в контексте эпохи второй половины 80-х – начала 90-х гг. XIX в. позволяет рассматривать их как полемическое сочинение, но не мемуарное свидетельство.

Теоретическая значимость диссертации заключается в корректировке имеющихся в историко-литературной науке представлений о возможностях использования литературных мемуаров, в разработке отношения к так называемым «недостоверным» мемуарным источникам, в уточнениях существующих текстологических и эдиционных принципов публикации и комментирования мемуарных текстов.


загрузка...